Смекни!
smekni.com

Кредитно-денежная политика (стр. 7 из 9)

Швеция в 1991-1992 гг. столкнулась с банковским кризисом, вызванным не в последнюю очередь недостаточным качеством управления рисками при масштабном ипотечном кредитовании. Правительство было вынуждено принять план по отделению проблемных кредитов (величина каждого из которых превышала 1 млн. долл. США) крупнейших банков Norcibanken и Gota Bank путем создания государственных компаний по управлению активами - Securum и Retriva. В первую были переведены такие кредиты из Nordbanken на сумму 51 млрд. крон, а во вторую - из Gota Bank на сумму 43 млрд крон.

Основной задачей компаний по управлению активами являлся возврат максимально возможных сумм проблемных кредитов. Применяя процедуры банкротства или иные законодательные возможности, компании по управлению активами получали в собственность обеспечение по кредитам, в том числе объекты недвижимости и доли участия в крупных промышленных компаниях. Затем это имущество при благоприятной конъюнктуре реализовывалось специализированными компаниями на торгах на Стокгольмской бирже либо продавалось на внебиржевом рынке. В результате реструктурируемыми банками был достигнут показатель отношения проблемных кредитов к активам, сравнимый с аналогичными показателями других банков страны. Впоследствии компании Securum и Retriva перешли под управление Агентства по поддержке банков.

Первоначально планировалось, что управлять проблемными кредитами придется в течение 10-15 лет. Однако благодаря улучшению экономической ситуации в стране и изменившейся рыночной конъюнктуре большая часть активов была реализована в 1995-1996 гг. После завершения успешной реструктуризации банковской системы Швеции, в 1997 г., компании по управлению «плохими» кредитами были ликвидированы.

В Польше децентрализованный способ управления проблемными кредитами применялся в несколько иной форме: кредитные организации должны были создать организационное подразделение для управления ими.

Централизованный способ покупки и управления проблемными кредитами - это иная форма решения проблемы «плохих» активов. В этом случае предусматривается создание государством специализированной корпорации по покупке и управлению проблемными кредитами всей банковской системы. Приобретаемые специализированным институтом у проблемного банка кредиты обмениваются на долговые обязательства или акции корпорации по управлению активами либо непосредственно на долговые обязательства правительства. Это наиболее эффективная форма решения проблемы «плохих» кредитов при наличии большого числа банков, испытывающих трудности, и при определенной степени однородности приобретаемых кредитов.

Мировой опыт показывает, что централизованно выкупать у банков проблемные кредиты могут как монетарные власти в лице центрального банка, министерства финансов, казначейства (в Чили, Венгрии, Польше), так и агентства по реструктуризации (в Чехии, США, Мексике, Южной Корее).

Покупка проблемных кредитов реструктурируемых банков происходит, как правило, в зависимости от глубины кризиса и финансовых возможностей государства.

Так, покупка специальным институтом таких кредитов у банков может быть как частичной, так и полной, и зависит от специфики системного банковского кризиса в стране, финансовых возможностей государства, особенностей законодательства.

В США в 1989 г. была создана Трастовая корпорация по делам банкротств (RTC), на которую были возложены задачи покупки и управления проблемными кредитами кредитно-сберегательных учреждений. Закон о реформе финансовых учреждений обязывал корпорацию осуществлять реализацию активов несостоятельных кредитно-сберегательных учреждений в порядке, обеспечивающем максимальное поступление средств. За пять с небольшим лет корпорация продала кредиты номинальной стоимостью 400 млрд. долл. Нереализованной осталась полностью безнадежная задолженность всего на 8 млрд. долл. Средняя цена про-- данных кредитов составила 87% их первоначальной балансовой стоимости.

Национальный банк Чили во время кризиса "980-х гг. покупал у коммерческих банков сомнительную и безнадежную задолженность в размере, не превышающем 150% от величины их капитала. Во время кризиса 1994 г. в Мексике Банковский фонд защиты сбережений (FOBAPROA) выкупал проблемные кредиты только в случае увеличения банками своего капитала. Соотношение между объемом выкупаемых с баланса банков проблемных кредитов и суммой, вносимой в уставный капитал акционерами, было 2 к 1.

В Венгрии условия выкупа проблемной задолженности были дифференцированными для частных и государственных банков. Так, для госбанков предусматривалась покупка 100% основного долга и неполученных процентов, а для частных - 50% стоимости активов, отнесенных к сомнительной и безнадежной задолженности до 1992 г., и 80% - в течение 1992 г.

В 1991 г. в Чехии создается Консолидационный банк -специальный государственный институт для решения задачи реструктуризации огромной проблемной задолженности госбанков. В 1991 г. с баланса крупнейших чешских банков (Коммерческого, Инвестиционного, Всеобщего кредитного, Чехословацкого торгового и др.) на баланс Консолидационного банка переводятся долговые требования к предприятиям на сумму 110 млрд. чешских крон, или 20% всей задолженности государственного сектора экономики. Это помогло коммерческих банкам улучшить свое финансовое состояние. Предприятия же получили возможность погашать задолженность в течение длительного времени (в среднем 8 лет) не по рыночным процентным ставкам, а по фиксированной ставке в 13%. Часть задолженности государственных предприятий (прежде всего подлежащих приватизации) в дальнейшем была списана за счет средств Фонда национального имущества. Для реализации этой программы фонд выпустил облигации на сумму 30 млрд. крон, размещенные прежде всего между коммерческими банками. В Финляндии Государственный гарантийный фонд взял под управление просроченные кредиты крупнейшего в стране STS-банка в размере 3,4 млрд. марок, а остальные были переведены в КОР-банк, принявший на себя функции бридж-банка.

Оценка проблемных кредитов

Один из важнейших моментов при покупке проблемных кредитов - это выбор методов их оценки. Наиболее распространенным методом определения текущей цены кредитов является дисконтирование текущей стоимости, при этом, как правило, необеспеченные кредиты реализуются с большим дисконтом, а обеспеченные получают более высокую стоимостную оценку.

Во время банковского кризиса 1997 г. в Южной Корее Корпорация по управлению активами выкупала проблемные кредиты банков по цене, составлявшей 45% от балансовой стоимости обеспеченных кредитов. Значительная часть необеспеченных кредитов приобреталась существенно ниже, например за 3% номинальной стоимости.

В Чехии государственное финансовое учреждение - Консолидационный банк - выкупало проблемную задолженность у коммерческих банков по справедливой рыночной стоимости (обычно около 60% от номинальной стоимости покупаемого актива).

В Малайзии применялся так называемый механизм однонаправленной корректировки цен. Если корпорация по управлению активами продавала приобретенные кредиты за большую цену, чем она выплатила банку, то последнему возвращалось до 80% прибыли.

Впрочем, нередко специализированные агентства приобретали у банков проблемные кредиты по балансовой стоимости. Например, в Мексике Банковский фонд защиты сбережений покупал проблемные активы по так называемой нетто-стоимости (балансовая стоимость кредита за вычетом созданного резерва).

Формы оплаты «плохих» кредитов

При покупке монетарными властями или специальными институтами проблемных кредитов применяются различные формы их оплаты, например, не только за деньги, но и за гарантированные правительством облигации или векселя. В этом случае предполагается, что к сроку их погашения большая часть проблемных кредитов будет реализована, а вырученные средства пойдут на выплаты по ценным бумагам.

Например, в Венгрии сомнительная и безнадежная задолженность выкупалась у коммерческих банков в обмен на гособлигации со сроком обращения до 20 лет. Доходность этих инструментов была привязана к доходности казначейских векселей США.

Взамен «плохой» задолженности коммерческие банки Мексики получали векселя Банковского фонда защиты сбережений сроком на 10 лет, доходность по которым устанавливалась на минимальном уровне, соответствующем ставке по краткосрочным казначейским обязательствам со сроком обращения 91 день. В дальнейшем в ходе реализации программы реструктуризации в целях предотвращения ухудшения финансового состояния банков было решено, что в течение первых 3 лет ставка по полученным векселям будет превышать ставку по казначейским векселям на 2 п.п., а в течение последующих 7 лет - на 1,35 п.п.

Передача проблемных кредитов в траст

Наряду с покупкой проблемных кредитов может применяться и схема их передачи в управление (траст) специализированной компании. К плюсам передачи активов в управление можно отнести сохранение отношений между банком и заемщиком, а также восстановление кредитных взаимоотношений в случае погашения долга.

Достаточно оригинальная схема применялась в Мексике. Портфель «плохих» кредитов, приобретенный компанией FOBAPROA у банков, передавался в доверительное управление тем же самым коммерческим банкам. Вырученные от управления портфелем суммы должны были идти на погашение обязательств перед FOBAPROA. Причем стимулом для банков активно заниматься реализацией безнадежной и сомнительной задолженности стало введение финансовых санкций за несвоевременное погашение векселей, выданных взамен проблемной задолженности. Так, если банк не в состоянии оплатить вексель за счет реализации портфеля сомнительной задолженности, то он получает только 20—30% от номинальной суммы задолженности, покрытой векселем.