Смекни!
smekni.com

Гены и судьба (генетико-философские аспекты) (стр. 1 из 4)

Близнюченко А.Г., кандидат биологических наук, доктор философии, Полтавская государственная аграрная академия

Кратко излагается генетика живых существ и на этой основе дается философское определение жизни. В дальнейшем рассматривается генетическая сущность категории “судьба” и подается её определение. Здесь же вводится понятие автобиографии и указывается степень её зависимости от судьбы. В связи с этим рассматривается категория “свободы воли” и поясняется её генетическая сущность. Кроме того, рассматривается вопрос о возможности изменения судьбы в процессе онтогенеза. Выносится на обсуждение вопрос о наказании и изоляции генетически детерминированных преступников. Отдельно затрагивается вопрос предвидения судьбы, и приводятся обоснования возможности реализации этого явления. Наследственность, окружение, случайность - вот три вещи, управляющие нашей судьбой. А. Рюноскэ Паскаль говорил: “Величие человека – в его способности мыслить”. В этом главное его достоинство. Человек единственное животное на этой планете, которое осознает свое существование. Именно поэтому это животное и есть Homo sapiens. С этого момента он постоянно в раздумье. Свободен ли он в своем существовании или все предопределено. А поэтому не имеется человека, которого бы не интересовало такое явление как судьба. Всем хочется знать, существует она реально или нет. И не смотря на неведение, существует всеобщая вера людей в судьбу. Желание верить в судьбу свойственно каждому человеку. И как сказал Сенека – "Фортуна - божество, которое никогда не знало неверующих".

В мифологии в иррационалистических философских системах, а также в обывательском понимании судьба – неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека. До сих пор вопрос о судьбе носит философский характер, и, видимо, поэтому судьба, как философская категория, не имеет четкого определения, поскольку не опирается ни на какие биологические законы. Судьба связана и со многими другими вопросами: свобода воли, предвидения, возможность изменения судьбы и др.

На все эти вопросы философия не дает определенного ответа. Она как созерцательная наука, лишь создает спекулятивные инсинуации вокруг проблем, порождая тем самым лавину всяческих гипотез, не имеющих под собою объективных фактов, законов, что в свою очередь формирует разные верования. Именно все это и творит множество религиозных конфессий.

Но вера надобна религии, а науке необходимы факты. Именно наука, как отрасль человеческой деятельности, призвана добывать факты и на их основе вскрывать объективные законы, которые в дальнейшем используются в создании высоких технологий по производству нужных продуктов для существования людей, а также определяет этические нормы человечества. Философская неопределенность и отсутствие знаний генетических законов большинством людей приводят к множеству мнений, верований, суеверий.

Поэтому в быту по поводу судьбы и воли существует великое число противоречивых пословиц, афоризмов.

Вот некоторые из них: "Веснушки неотделимы от кожи, как судьба от человека" (мальгашская пословица); "Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни" (Акций); "Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают" "Свободный выбор, который человек осуществляет относительно самого себя, полностью совпадает с тем, что называется его судьбой" "Мы будем иметь ту судьбу, которую мы заслужим" (Эйнштейн); "Влечение сердца - это голос рока" (Шиллер) . “Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия”. (Новалис)

“То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.” (А. Шопенгауэр). В настоящее время биологические науки достигли такого развития, что могут объяснить то многое, ранее неизвестное, которое волнует и обывателей, и интеллектуалов.

История вопроса судьбы просматривается еще в древних шумеров, которые, заметив неизбежность некоторых явлений в жизни человека, возможно одни из первых создали ученье о боге. В их понимании бог это судьба, рок, фатум, участь, удача, везение. Позже греки развили целое ученье о судьбе, создав большое число мифов. Они понимали судьбу как непреложную предопределенность (фатум) событий и поступков, которая всецело влияла на существование человека в биологическом и социальном понимании его жизненного пути. Греки создали триаду богов, которые управляли судьбой. Это Мойры (из греческого – доля, участь), дочери Зевса и Фемиды или Зевса и Ночи (богини правосудия). Первая из них (Клото – прядущая) прядет нить жизни, вторая – (Лахесис– дающая жребий), бросая жребии, определяет жизненный путь, третья – (Атропос) в назначенный жребием час обрезает нить, предопределяя тем самим срок долголетия, неотвратимо приближает будущее, уйти от которого невозможно.

Существует множество сказок, былин о неотвратимости судьбы. Кому-то предсказано умереть от воды. Человек десятой дорогой обходит все водойомы и лужи, а умирает оттого, что захлебнулся водой, принимая её в жаркий день. И много подобного.

Многие религии заменяют понятие судьбы божественным провидением, что в принципе одно и тоже, ибо в основу положено предопределение. В это слово вкладывается, в религиозных воззрениях, исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности. Кстати философского определения категории “предопределение” нет. Зато есть много критики в адрес религии. Возможно, это такая методология философии критиковать, не давая собственного определения. Научного определения судьбы на сегодняшний день тоже не существует. Имеются философские инсинуации вокруг этого вопроса. И как всегда говорится много о том кто, что думает, поэтому вопросу, но ничего не говорится по существу.

Главный спор в философии жизни ведется вокруг определения понятия жизни и обладает ли человек свободой воли, т.е. обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами, самоопределяем или чем-то ограничен (детерминирован) человек в своих поступках. Споры вокруг понятия жизни и проблемы судьбы ведутся со времен Сократа, поскольку это имеет большое общественное значение, так как от этого зависит вопрос признания ответственности человека за свои поступки. Точнее, если действия предопределены и не могут быть другими, то человека нельзя ни винить, ни ставить их ему в заслугу.

В настоящее время так и не имеется ни научного, ни философского четкого определения, что такое жизнь. Существуют посылки на Ф. Энгельса, который более чем сто лет назад писал: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. В свое время определение жизни, данное Ф.Энгельсом, было адекватно уровню того времени развития биологии. Но на сегодня оно не отвечает той сумме знаний, которые имеются в генетике.

Аналогично и со свободой воли. Свобода воли это философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Одни философы считают, что свобода воли носит волюнтаристический характер и поэтому человек поступает произвольно, другие – считают свободу фаталистической, т.е. сугубо предуготовленной. При этом под свободой воли понимается способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами при объективной необходимости и с учетом сложившихся обстоятельств. Но, данное определение ничего не говорит о внутренней обусловленности поступков. Все это происходит потому, что философы не успевают за развитием генетики и, к сожалению, пользуются устаревшими фактами. Хотя скажем, сто лет, которые существует генетика, вполне достаточно для переосмысления многих категорий, касающихся определения жизни, судьбы, свободы, воли. Ответа на эти вопросы в философии пока не существует. а все потому, что философия исходит не из первичных, а из вторичных причин.

В основу определения жизни надо класть не рост, развитие, обмен веществ и прочее, а то, что порождает все это, т.е. генетическую информацию. Именно она являются первопричиной всего живого. С точки зрения генетики – жизнь это способ и форма существования наследственной (генетической) информации. При этом под способом понимается матричный синтез органических веществ (ДНК ↔ РНК → Белок → Ор), который предопределен генами, когда гены синтезируют белки, а они, в свою очередь, как биологически активные вещества, синтезируют все небелковые органические вещества. Под формой понимается все то разнообразие организмов, которое существовало, существует и может существовать на этой планете, а может и во Вселенной.

В общем, жизнь довольно агрессивное явление. Генетическая информация может существовать в резко контрастных условиях. Так, когда американцы привезли из луны прибор, каковой там находился больше года, то обнаружили микроорганизмы земного происхождения, что находились при температурах от -250 до +250 градусов Цельсия. По возвращении они нормально размножались в лабораторных условиях. На дне Марианской впадины, глубина которой больше десяти км существуют бактерии вот уже около миллиарда лет при давлении около тысячи атмосфер. На глубине трех километров обнаружены “черные курильщики” термогейзеры с температурой воды около 250 градусов Цельсия. В ней найдены живые бактерии, гигантские черви, крабы, моллюски и другие живые организмы. Химический анализ подтвердил наличие в структурах глубоководных организмов все тех же белков, липидов, ДНК, которые были характерны для обычных организмов. Давление воды составляло более 300 атмосфер.

При таком определении жизни отпадает спор вокруг бесклеточных организмов – вирусов: куда их отнести к живым или не живым, так как они не имеют обмена веществ, традиционной системы размножения, роста, развития. Оказывается не это главное, а первостепенное наличие генетической информации, которая реализуется в организм лишь при определенных условиях. При проникновении вирусов в чужеродную клетку, они используют её биологические системы для создания множества своих тел. Именно создания, а не размножения, поскольку ведется копирование вирусных частиц, их умножение, а не размножение в традиционно принятом в биологии понимании этого термина.