Смекни!
smekni.com

Фестский диск (стр. 1 из 8)

Содержание
1 Внешний вид
2 История открытия
3 Проблематика
3.1 Схожие находки
3.2 Происхождение диска. Характер изображений
3.3 Датировка
3.4 Письменность диска
3.4.1 Метод печати
3.4.2 Направление печати и чтения надписи
3.4.3 Тип письменности
3.4.4 Репертуар знаков
3.4.5 Текст сообщения


4 Комбинаторный анализ и попытки дешифровки
4.1 Исследование Ипсена и Порцига
4.2 Вклад российских учёных
4.2.1 Исследование А. А. Молчанова
4.2.1.1 Исходные предположения
4.2.1.2 Рабочая гипотеза
4.2.1.3 Методология исследований
4.2.1.4 Результаты
4.2.1.5 Критика

4.2.2 Исследование Ю. В. Откупщикова
4.2.2.1 Критический обзор работ о Фестском диске
4.2.2.2 О направлении чтения Фестского диска
4.2.2.3 Наблюдения над структурой языка Фестского диска


4.3 Типичные ошибки энтузиастов
4.3.1 Акрофонический метод
4.3.2 Сравнительный метод
4.3.3 Статистический метод
4.3.4 Результаты
4.3.5 Спекуляции


5 Попытки сближения письменности диска с другими видами критского письма
6 Перспективы исследования и дешифровки
7 Нелингвистические гипотезы
7.1 Календарь
7.2 Астрономия и картография
7.3 Настольная игра

8 Подлинность Фестского диска и достоверность сообщения Пернье
9 Присутствие в масс-культуре и коммерции
10 Примечания
11 См. также
12 Литература
13 Ссылки


Фе?стский диск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны.Исследованию Фестского диска посвящено множество работ, как специалистов, так и энтузиастов, причём последние неоднократно делали заявления о дешифровке надписи на его поверхности. Однако ни одно из предложенных прочтений не было признано в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано, в первую очередь, с краткостью сообщения и изолированностью применённой в нём системы письма. По мнению большинства специалистов, реальная перспектива дешифровки Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Также существует ряд гипотез о нелингвистическом характере изображений Фестского диска.В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция).


Автор: Luigi Pernier (1874—1937)
Источник: Pernier L. Il disco di Phaestos con caratteri pittografici — Ausonia: 1908. Vol. 3. Roma, 1909. P. 255—302 + colorisingКопия Фестского диска
Внешний видПамятник представляет собой диск из терракоты, изготовленный без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158—165 мм, толщина составляет 16—21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4—5 витков. Обе стороны покрыты рисунками-иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали, разделяясь поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков.[1] Иероглифы-знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой оттиски, а сам Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом.[2]


Автор: User Asb on de.wikipedia
Источник: Originally from de.wikipedia; description page is (was) here

Автор: User Asb on de.wikipedia
Источник: Originally from de.wikipedia; description page is (was) here

Автор: User Asb on de.wikipedia
Источник: Originally from de.wikipedia; description page is (was) here

Автор: User Asb on de.wikipedia
Источник: Originally from de.wikipedia; description page is (was) here История открытия

Автор: unknown + Dmitry Rozhkov
ИсточникЛуиджи Пернье

ИсточникТабличка линейного А (PH-1), найденная рядом с диском. Прорисовка и реконструкция сторон a и b Артура Эванса[3]Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 года до н. э.) и затронувшего значительную часть Средиземноморья.Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната № 8 — по всей видимости, храмовое хранилище) строения № 101 при вскрытии первого дворца. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием — там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей.В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго-востоку от диска была обнаружена разломанная табличка PH-1 линейного письма А.[4]В том же году Пернье выступил со статьёй о своей находке в октябрьском номере журнала «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei».[5] В это же время Пернье участвовал во Втором конгрессе итальянских учёных по вопросам научного прогресса[6], где находки экспедиции были представлены научной общественности Италии.В 1909 году вышла ещё одна статья Пернье, в журнале «Ausonia»[4][7], в этой работе были приведены фотографии обеих сторон диска, а также прорисовки отдельных знаков. В своих публикациях Пернье провёл предварительный анализ памятника, высказал ряд предположений относительно его происхождения, способа изготовления, системы письма, направления чтения.Находка Пернье сразу привлекла к себе внимание исследователей. Уже в 1909 году обстоятельными публикациями, посвящёнными проблеме диска, отметились такие крупные учёные, как немецкий историк Эдуард Мейер[8] и итальянский археолог Алессандро Делла Сета[9]. Открыватель минойской цивилизации Артур Эванс посвятил Фестскому диску один из трёх разделов в первом томе своего фундаментального труда «Scripta Minoa» (1909).[10] В своей монографии Эванс опубликовал прорисовку диска, использовавшуюся в дальнейшем в большинстве работ, посвящённых этому памятнику.В России первое серьёзное исследование диска провёл известный этрусколог и папиролог Альберт Бекштрем.[11] ПроблематикаС момента открытия Фестский диск являлся изолированным памятником, как по общему исполнению, так и в отношении используемой системы письменности. Перед исследователями сразу же встал ряд принципиальных вопросов: является ли диск памятником критского происхождения, или он был завезён на Крит, и если завезён, то откуда? Соответственно, можно ли датировать диск по культурному слою, из которого он был извлечён? Можно ли с уверенностью утверждать, что диск содержит какое-то сообщение, и мы имеем дело с неизвестной системой письма? Если это так, то возникают более частные вопросы: к какому типу относится эта система письма (логографическому, силлабическому или алфавитному), в каком направлении следует читать текст и, наконец, что же это за сообщение? К настоящему времени на часть этих вопросов даны более или менее убедительные ответы, Фестский диск уже нельзя считать абсолютно изолированным памятником, но практически по любой из названных проблем в научном сообществе сохраняется разделение мнений. Схожие находкиПисьменность диска уникальна и кардинально отличается от существовавшего в тот исторической период на острове критского письма. Были обнаружены памятники, в той или иной степени напоминающие письменные знаки с Фестского диска:Отпечатанный на глине знак (HM 992), аналогичный № 21 диска (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1][12], найден в 1970 году в Фесте, опубликован в: Kadmos, 1970, bd. IX, H. 1, S. 93).Надпись на бронзовой секире из Аркалохори (найдена в 1935 году Спиридоном Маринатосом) с похожими, но не идентичными знаками.Каменный алтарь из Мальи, содержащий иероглифические знаки, отличные от знаков Фестского диска, но также не возводимые к линейному письму А.Находки со спиральными надписями были обнаружены как на Крите, так и в других частях Эгеиды, а также в Этрурии. Среди них можно выделить золотое кольцо из Мавро Спелио, найденное в некрополе недалеко от Кносса (KN Zf 13), и глиняные чаши из Кносса с надписями линейным письмом А.Этрусская спиральная надпись на свинцовом диске из Мальяно (Piombo di Magliano, CIE 5237=TLE 359, Железный век, не ранее 1200 года до н. э., наиболее вероятно V—IV век до н. э.).

ИсточникСпиральная надпись линейным А, выполненная чернилами на внутренней поверхности чаши (вид сверху). Третий среднеминойский период[10]

Автор: Forsdyke E.J.
Источник: Forsdyke E.J. The Mavro Spelaio Cemetery at Knossos// ANNAL of the B.S.A. 28, 1926—1927. P. 243—296Кольцо из Мавро Спелио (KN Zf 13). Спиральная надпись линейным А.

Автор: Pauli (painting)
Источник: Pauli C. et al., Corpus Inscriptionum Etruscarum, (Lipsia 1919-21)Диск из Мальяно (Piombo di Magliano, TLE 359). Этрусская спиральная надпись. V—IV век до н. э.В 2001 году в журнале «Донская археология»[13] была опубликована история находки так называемого Владикавказского диска. Находка представляла собой обломок глиняного диска, на одной стороне которого читались знаки, аналогичные знакам Фестского диска. По легенде, обломок был найден в старом доме М. А. Булгакова. Находка вызвала резонанс в отдельных российских и зарубежных средствах массовой информации. Некоторые исследователи высказали мнение о подлинности диска, однако вскоре было объявлено о пропаже диска, а затем и о признании человека, якобы его изготовившего.[14] В настоящее время местонахождение этого предмета, признанного подделкой, неизвестно. Происхождение диска. Характер изображенийПроисхождение диска пока остаётся неясным. Сразу после его открытия многие исследователи высказывались в пользу его некритского происхождения. Эванс пришёл к выводу, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии «в качестве свидетельства о мирных отношениях минойских властителей Феста и какого-то соседнего народа».[3] Мейер считал диск филистимлянским изделием, которое «могло попасть в Фест, весьма вероятно в качестве трофея или письма».[8] Ирландский археолог Р. Макалистер, работавший в Палестине, искал родину диска в Северной Африке. Сторонниками иноземного происхождения диска приводились следующие основные доводы:Сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите.Аргумент считали весомым некоторые исследователи на раннем этапе изучения памятника; его приводил Эванс[10], ссылаясь на своего ассистента Дункана Маккензи, крупного специалиста в подобных вопросах. В то же время, сам Пернье полагал глину сходной с той, что пошла на изготовление так называемых «яйцевидных» чаш на фабрике Кносского дворца.[10] Авторы более поздних работ практически не возвращались к этому вопросу.Внешний вид иероглифов говорит о том, что письменность диска никак не связана ни с одной из известных письменностей Крита.На момент открытия диска (1908) это было, безусловно, так. Очевидно, что письменность диска не возводится ни к одной из систем критского письма. Единственное, что можно было указать в качестве общего признака для диска и других артефактов минойской культуры — спиралевидность надписи (на чашах из Кносса). Но подобные надписи были известны во многих культурах. Например, этрусский диск из Мальяно был гораздо ближе к Фестскому диску, чем какой-либо предмет, найденный на Крите.Однако после последовавших находок — второй известной спиралевидной надписи на перстне из Мавро Спелио (1927), секиры из Аркалохори (1935), связывающей письменность Фестского диска с линейным письмом А, а затем и отпечатка знака № 21 (1970) — всё бо?льшее число сторонников приобретала гипотеза о критском происхождении Фестского диска. Появились объяснения нестыковок его письменности с традиционным критским письмом.[15]Изображения на диске нетипичны для критской традиции, отсутствуют самые распространённые знаки.Оттиски представляют собой схематичные, но легко узнаваемые объекты окружающей действительности: людей, животных, растения, оружие, орудия труда, предметы обихода, а также ряд объектов, опознать которые не удаётся. Очевидно, что совокупность этих объектов отображает мир, окружавший человека. Это определённо южный мир, скорее всего эгейский.[16]Однако среди знаков Фестского диска нет изображений лабриса, головы быка и других элементов, повсеместно использовавшихся минойцами. Изображения дома, корабля, человеческих фигур также разнятся с данными истории и археологии Крита. Три знака: 02 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), 06 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]) и 24 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1])[12] чаще других упоминаются, как аргумент в пользу некритского происхождения диска. В апреле 1966 года Эрнст Грумах выступил с докладом, в котором постарался объяснить эти нестыковки и обосновать критское происхождение Фестского диска. Расширенный вариант доклада был опубликован, в том числе и на русском языке[17], исследование Грумаха признано важным вкладом в изучение проблемы.Знак

Автор: Arthur Evans
Источник: The palace of Minos : a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at KnossosШлемы филистимлян. Рельеф в Мединет-АбуГОЛОВА С ПЕРЬЯМИ (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), некоторые исследователи, начиная с Эванса и Мейера, традиционно сравнивают с головным убором филистимлян. По мнению Грумаха такое сравнение «явно неверно». Грумах согласен с финским историком Сундваллом в том, что это невозможно «уже из-за хронологической разницы», так как филистимляне не могли появиться на Крите раньше 1200 года до н. э., а наиболее вероятная датировка диска — на 500 лет старше (см. ниже). Кроме того, филистимлянский головной убор (см. рис.) представлял собой «металлическую головную повязку с пряжками и с приспособлением для защиты затылка, в котором закреплены „листики“ или „перья“ и которая закреплена под подбородком при помощи ремешка». Ничего подобного на знаке «голова с перьями» не наблюдается. Голова абсолютно лысая, и на контуре черепа, а не охватывая его, крепится «петушиный гребень», который, возможно, является причёской или состоит из перьев или листьев, вставленных в оставленный на темени клок волос (который, впрочем, также не просматривается). Это подметил Ипсен ещё в 1929 году: «Мне кажется, что гребень на (1) нельзя истолковать как головной убор; это, должно быть, особая причёска, которую ещё и в наши дни можно встретить у некоторых племён».[18]Грумах отмечает, что головы и всех остальных человеческих фигур: 01 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), 03 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), 04 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), 05 (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]), тоже лысые (о знаке 06 —

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1] — см. ниже). К этому можно добавить наблюдение Еппесена[19], что все они, за исключением 03 («головы с клеймом на щеке») долихоцефалического типа, тогда как последняя брахицефалическая. В середине 1960-х годов в святилище Траосталос, были найдены глиняные головы, одна из которых, по мнению Грумаха, «является ближайшей до сих пор известной параллелью к знаку 02 диска».[20]После обнаружения глиняных голов из Траосталоса исследователи более внимательно изучили имеющийся идеографический материал. Так, Грумах отмечает «головы с зубцами» на некоторых печатях (из Кастели, Мальи) и волнистую причёску на мужском профиле с печати из Кносса.Знак

Автор: Captmondo
Источник: Own work (photo)Статуя Та-уртЖЕНЩИНА (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]) сразу привлёк внимание Эванса: «Женская фигура с грузными и широкими пропорциями своего тела является абсолютной противоположностью минойских дам с их осиными талиями».[10] Также Эванс считал совершенно неминойскими откинутую назад густую копну волос без украшений и короткий передник, а вместе с тем и всю одежду женщины. Однако Пернье, а вслед за ним уже в 1911 году и Г. Р. Холл[21] указали на женские фигурки из листового золота, найденные в Микенах, «которые практически представляют фас той же самой приземистой фигуры». Грумах, ссылаясь на Эфи Секалларакис, знатока минойской одежды, пишет: «нам известно это платье по изображениям богини и её почитателей в хранилищах храма; они одеты в длинную юбку и polonaise (вид передника или короткой юбочки яйцевидной формы)». Таким образом, вид одежды этой фигуры не является новым для минойской культуры.Говоря о самой фигуре, Грумах отмечает: «Мы не знаем значения фигуры и не можем a priori утверждать, является ли это существо человеком, божеством или демоном». У фигуры, по мнению Грумаха, отсутствуют женские груди, а имеются лишь заострённые соски, свисающие вдоль тела, а также массивный профиль головы — скорее звериный, чем человеческий. На основе всего этого Грумах выдвигает предположение, что на знаке 06 изображена египетская богиня-бегемотиха Та-урт (или в греческом варианте Тоэрис) либо «какой-то образ, развившийся из Тоэрис». То, что принималось исследователями за волосы, в таком случае — начало чешуйчатого панциря.Предположение, что из образа Тоэрис развилось минойское божество (так называемый «дух-гений» или «пузатый демон»), было высказано ещё в конце XIX века и получило всеобщее признание, в том числе и Эванса. Маргарет А. В. Гилл посвятила его детальному обоснованию отдельную работу.[22] Тот факт, что Тоэрис почиталась на Крите, подтверждается двумя печатями — из Платаноса и, что особенно важно, из Феста, датированной Эвансом среднеминойским Ia периодом.Грумах убеждён, что знак 06 Фестского диска — «миноизированное» изображение Тоэрис.Знак

Автор: Arthur Evans
Источник: The palace of Minos : a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at KnossosФасад ликийской гробницы в МиреДОМ (

Автор: Ch1902
Источник: self-made, based on unicode font [1]) Эванс называл примером «чужеземной системы архитектуры», указывая, что отсутствуют сведения о подобных многоярусных постройках у минойцев. Он сравнивал начертание знака с внешним видом ликийских гробниц[3] (см. рис.) Археолог М. Меллинк сравнила знак 24 с ликийскими деревянными хижинами. Некоторые исследователи (Ф. Шахермайр[23], А. Маккей[24]) полагали, что на знаке изображено не здание, а крытый паланкин — возможно для непогоды или для ритуальных целей, переноски тел умерших. Однако о подобных паланкинах, как и о таких традициях критян, ничего не известно, а выступающие балки на знаке 24 находятся не под объектом (как можно было бы ожидать для паланкина), а посередине. На увеличении знака видно, что нижний ярус разделён на две части: левую открытую (которая может быть входом, ограниченным двумя колоннами), и правую глухую. Грумах пишет: «При этих обстоятельствах я не вижу никакой необходимости отказываться от архитектурной интерпретации объекта». Что касается местонахождения такого здания, то Грумах констатирует: «Сооружение соответствующее знаку ещё не обнаружено ни на Крите, ни вне его». Однако Грумах приводит оттиск печати из Закроса, на котором, по его мнению, изображён родственный тип многоярусного здания. ДатировкаВсе предположения о времени изготовления Фестского диска строятся на отчёте Пернье. Диск относят как к среднеминойскому (XXI—XVII века до н. э.), так и к позднеминойскому (XVI—XII века до н. э.) периодам. Условная датировка — 1700 год до н. э. — эпоха третьего среднеминойского периода. К этой эпохе относится найденная рядом с диском табличка PH-1.[25] Письменность диска

Автор: Evans, Arthur, Sir
Источник: Scripta Minoa : the written documents of Minoan Crete, with special reference to the archives of KnossosФестский диск. ПрорисовкаСуществуют разные мнения о природе надписи на диске. Общепризнанна «лингвистическая» гипотеза, убедительно обоснованная Гюнтером Ипсеном и Вальтером Порцигом (1929). Этими же исследователями проведён комбинаторный анализ диска, уточнённый в 1960-е годы Эрнстом Грумахом. Метод печатиУникальность Фестского диска заключается, прежде всего, в том, что это, вероятно, самый ранний довольно длинный связный текст, набранный с помощью заранее изготовленного набора «печатей», каждая из которых могла использоваться многократно. Этот случай применения передвижных «литер» не имеет аналогов в эгейской культурной области. Можно обнаружить месопотамские параллели, но относящиеся к гораздо более позднему, новоассирийскому периоду (не ранее X века до н. э.).[26] Направление печати и чтения надписиПрактически сразу после обнаружения диска было высказано предположение, что направление, в котором велось письмо, и направление чтения надписи — по часовой стрелке, от края к центру (как на стороне A, так и на стороне B). Основные аргументы в пользу этой версии, ставшие впоследствии традиционными, были высказаны А. делла Сетой в 1909 году.[9] В пользу левостороннего чтения высказался и Э. Мейер.[8] Аргументы этих исследователей сводились к следующему:Знаки расположены более компактно по мере продвижения к центру диска — это говорит о том, что наносившему надпись приходилось их всё больше теснить в процессе печати.Иероглифы, изображающие людей и животных, в основном ориентированы вправо — навстречу чтению, как это принято в большинстве известных иероглифических систем.[27]Начало надписи обозначено вертикальной линией с несколькими кружками, надпись раскручивается не равномерно, как это было бы при печати от центра к краям. При завершении первого оборота, надпись «упирается» в своё начало и «перескакивает» на второй виток, что возможно только при скручивании спирали.В тексте можно выделить штрихи, нанесённые от руки, без помощи «печатей». Их назначение точно неизвестно. В санскрите так обозначались вирамы. Вирамы использовались в слоговом письме и ставились у последнего символа в слове, указывая, что в открытом слоге типа СГ (согласный-гласный) читается только согласный звук. Некоторые исследователи считают штрихи строфоделителями или знаками, разделяющими предложения. В любом случае, наиболее вероятное положение штрихов — у последнего знака в слове.[28]Оттиски на глине глубже с левой стороны. Это означает, что они наносились левой рукой, что возможно только при направлении печати справа налево. В противном случае мастер заслонял бы себе напечатанный текст и не смог бы контролировать высоту строки и интервалы между знаками.[29]Приведённые соображения достаточно убедительно доказывают, что надпись читается от краёв к центру диска. В наше время этого мнения придерживается большинство исследователей. Одним из наиболее авторитетных противников этой версии был Артур Эванс[10], однако впоследствии он пересмотрел свою точку зрения и согласился с доводами А. делла Сеты[3]. Тип письменностиПри исследовании письменности Фестского диска общеприняты следующие обозначения:сторона A (условно «лицевая») содержит 123 или 124 знака в 31-м поле (A1-A31);сторона B (условно «обратная») содержит 119 знаков в 30 полях (B1-B30);различные знаки нумеруются по системе, предложенной Эвансом, от 01 до 45.В некоторых исследованиях номера полей обозначаются римскими цифрами, в отдельных русскоязычных публикациях стороны обозначаются буквами А и Б.Таким образом, общее число знаков 242 или 243, из которых 45 различны.В среднем каждый знак повторяется по 5—6 раз. Согласно Ипсену и Порцигу, такое большое число повторений говорит о том, что знаки не могут обозначать слова, а само письмо не может быть логографическим. С другой стороны, для алфавитного типа письма сообщение содержит слишком много различных знаков. Следовательно, можно утверждать, что письменность Фестского диска слоговая (силлабическая) и каждый символ обозначает слог открытого типа (по аналогии с некоторыми хорошо изученными письменностями Средиземноморья). С увеличением объёма текста прирост новых знаков быстро убывает, и общий объём силлабария, вероятно, составляет 50—70 знаков.[30]В таком случае поля представляют собой слова, и для письменности характерно использование словоразделителей (параллель с некоторыми системами письма Малой Азии). Репертуар знаков