Смекни!
smekni.com

знать, чего следует избегать, но если вы не в курсе, как не-

которые вещи реализованы на разных машинах, это неведение

может предохранить вас от неприятностей. (Отладочная прог-

рамма LINT укажет большинство мест, зависящих от порядка вы-

числений.


· 59 -

3. Поток управления

Управляющие операторы языка определяют порядок вычисле-

ний. В приведенных ранее примерах мы уже встречались с наи-

более употребительными управляющими конструкциями языка “C”;

здесь мы опишем остальные операторы управления и уточним

действия операторов, обсуждавшихся ранее.

3.1. Операторы и блоки

Такие выражения, как X=0, или I++, или PRINTF(...),

становятся операторами, если за ними следует точка с запя-

той, как, например,

X = 0;

I++;

PRINTF(...);

В языке “C” точка с запятой является признаком конца опера-

тора, а не разделителем операторов, как в языках типа алго-

ла.

Фигурные скобки /( и /) используются для объединения

описаний и операторов в составной оператор или блок, так что

они оказываются синтаксически эквивалентны одному оператору.

Один явный пример такого типа дают фигурные скобки, в кото-

рые заключаются операторы, составляющие функцию, другой -

фигурные скобки вокруг группы операторов в конструкциях IF,

ELSE, WHILE и FOR.(на самом деле переменные могут быть опи-

саны внутри любого блока; мы поговорим об этом в главе 4).

Точка с запятой никогда не ставится после первой фигурной

скобки, которая завершает блок.

3.2. IF - ELSE

Оператор IF - ELSE используется при необходимости сде-

лать выбор. Формально синтаксис имеет вид

IF (выражение)

оператор-1

ELSE

оператор-2,

Где часть ELSE является необязательной. Сначала вычисля-

ется выражение; если оно “истинно” /т.е. значение выражения

отлично от нуля/, то выполняется оператор-1. Если оно ложно

/значение выражения равно нулю/, и если есть часть с ELSE,

то вместо оператора-1 выполняется оператор-2.

· 60 -

Так как IF просто проверяет численное значение выраже-

ния, то возможно некоторое сокращение записи. Самой очевид-

ной возможностью является запись

IF (выражение)

вместо

IF (выражение !=0)

иногда такая запись является ясной и естественной, но време-

нами она становится загадочной.

То, что часть ELSE в конструкции IF - ELSE является нео-

бязательной, приводит к двусмысленности в случае, когда ELSE

опускается во вложенной последовательности операторов IF.

Эта неоднозначность разрешается обычным образом - ELSE свя-

зывается с ближайшим предыдущим IF, не содержащим ELSE.

Например, в

IF ( N > 0 )

IF( A > B )

Z = A;

ELSE

Z = B;

конструкция ELSE относится к внутреннему IF, как мы и пока-

зали, сдвинув ELSE под соответствующий IF. Если это не то,

что вы хотите, то для получения нужного соответствия необхо-

димо использовать фигурные скобки:

IF (N > 0) {

IF (A > B)

Z = A;

}

ELSE

Z = B;

Tакая двусмысленность особенно пагубна в ситуациях типа

IF (N > 0)

FOR (I = 0; I < N; I++)

IF (S[I] > 0) {

PRINTF(“...”);

RETURN(I);

}

ELSE /* WRONG */

PRINTF(“ERROR - N IS ZERO&bsol;N”);

·
61 -

Запись ELSE под IF ясно показывает, чего вы хотите, но ком-

пилятор не получит соответствующего указания и свяжет ELSE с

внутренним IF. Ошибки такого рода очень трудно обнаруживают-

ся.

Между прочим, обратите внимание, что в

IF (A > B)

Z = A;

ELSE

Z = B;

после Z=A стоит точка с запятой. Дело в том, что согласно

грамматическим правилам за IF должен следовать оператор, а

выражение типа Z=A, являющееся оператором, всегда заканчива-

ется точкой с запятой.

3.3. ELSE - IF

Конструкция

IF (выражение)

оператор

ELSE IF (выражение)

оператор

ELSE IF (выражение)

оператор

ELSE

оператор

встречается настолько часто, что заслуживает отдельного

краткого рассмотрения. Такая последовательность операторов

IF является наиболее распространенным способом программиро-

вания выбора из нескольких возможных вариантов. выражения

просматриваются последовательно; если какое-то выражение

оказывается истинным,то выполняется относящийся к нему опе-

ратор, и этим вся цепочка заканчивается. Каждый оператор мо-

жет быть либо отдельным оператором, либо группой операторов

в фигурных скобках.

Последняя часть с ELSE имеет дело со случаем, когда ни

одно из проверяемых условий не выполняется. Иногда при этом

не надо предпринимать никаких явных действий; в этом случае

хвост

ELSE

оператор

может быть опущен, или его можно использовать для контроля,

чтобы засечь “невозможное” условие.

· 62 -

Для иллюстрации выбора из трех возможных вариантов при-

ведем программу функции, которая методом половинного деления

определяет, находится ли данное значение х в отсортированном

массиве V. Элементы массива V должны быть расположены в по-

рядке возрастания. Функция возвращает номер позиции (число

между 0 и N-1), в которой значение х находится в V, и -1,

если х не содержится в V.

BINARY(X, V, N) /* FIND X IN V[0]...V[N-1] */

INT X, V[], N;

{

INT LOW, HIGH, MID;

LOW = 0;

HIGH = N - 1;

WHILE (LOW <= HIGH) {

MID = (LOW + HIGH) / 2;

IF (X < V[MID])

HIGH = MID - 1;

ELSE IF (X > V[MID])

LOW = MID + 1;

ELSE /* FOUND MATCH */

RETURN(MID);

}

RETURN(-1);

}

Основной частью каждого шага алгоритма является провер-

ка, будет ли х меньше, больше или равен среднему элементу

V[MID]; использование конструкции ELSE - IF здесь вполне ес-

тественно.

3.4. Переключатель

Оператор SWITCH дает специальный способ выбора одного из

многих вариантов, который заключается в проверке совпадения

значения данного выражения с одной из заданных констант и

соответствующем ветвлении. В главе 1 мы привели программу

подсчета числа вхождений каждой цифры, символов пустых про-

межутков и всех остальных символов, использующую последова-

тельность IF...ELSE IF...ELSE. Вот та же самая программа с

переключателем.

· 63 -

MAIN() /* COUNT DIGITS,WHITE SPACE, OTHERS */

{

INT C, I, NWHITE, NOTHER, NDIGIT[10];

NWHITE = NOTHER = 0;

FOR (I = 0; I < 10; I++)

NDIGIT[I] = 0;

WHILE ((C = GETCHAR()) != EOF)

SWITCH © {

CASE '0':

CASE '1':

CASE '2':

CASE '3':

CASE '4':

CASE '5':

CASE '6':

CASE '7':

CASE '8':

CASE '9':

NDIGIT[C-'0']++;

BREAK;

CASE ' ':

CASE '&bsol;N':

CASE '&bsol;T':

NWHITE++;

BREAK;

DEFAULT :

NOTHER++;

BREAK;

}

PRINTF(“DIGITS =”);

FOR (I = 0; I < 10; I++)

PRINTF(“ %D”, NDIGIT[I]);

PRINTF(“&bsol;NWHITE SPACE = %D, OTHER = %D&bsol;N”,

NWHITE, NOTHER);

Переключатель вычисляет целое выражение в круглых скоб-

ках (в данной программе - значение символа с) и сравнивает

его значение со всеми случаями (CASE). Каждый случай должен

быть помечен либо целым, либо символьной константой, либо

константным выражением. Если значение константного выраже-

ния, стоящего после вариантного префикса CASE, совпадает со

значением целого выражения, то выполнение начинается с этого

случая. Если ни один из случаев не подходит, то выполняется

оператор после префикса DEFAULT. Префикс DEFAULT является

необязательным ,если его нет, и ни один из случаев не подхо-

дит, то вообще никакие действия не выполняются. Случаи и вы-

бор по умолчанию могут располагаться в любом порядке. Все

случаи должны быть различными.

· 64 -

Оператор BREAK приводит к немедленному выходу из перек-

лючателя. Поскольку случаи служат только в качестве меток,

то если вы не предпримите явных действий после выполнения

операторов, соответствующих одному случаю, вы провалитесь на

следующий случай. Операторы BREAK и RETURN являются самым

обычным способом выхода из переключателя. Как мы обсудим

позже в этой главе, оператор BREAк можно использовать и для

немедленного выхода из операторов цикла WHILE, FOR и DO.

Проваливание сквозь случаи имеет как свои достоинства,

так и недостатки. К положительным качествам можно отнести

то, что оно позволяет связать несколько случаев с одним дей-

ствием, как было с пробелом, табуляцией и новой строкой в

нашем примере. Но в то же время оно обычно приводит к необ-

ходимости заканчивать каждый случай оператором BREAK, чтобы

избежать перехода к следующему случаю. Проваливание с одного

случая на другой обычно бывает неустойчивым, так как оно

склонно к расщеплению при модификации программы. За исключе-

нием, когда одному вычислению соответствуют несколько меток,

проваливание следует использовать умеренно.

Заведите привычку ставить оператор BREAK после последне-

го случая (в данном примере после DEFAULT), даже если это не

является логически необходимым. В один прекрасный день, ког-

да вы добавите в конец еще один случай, эта маленькая мера

предосторожности избавит вас от неприятностей.

Упражнение 3-1.

Напишите программу для функции EXPAND(S, T), которая ко-

пирует строку S в т, заменяя при этом символы табуляции и

новой строки на видимые условные последовательности, как &bsol;N

и &bsol;т. используйте переключатель.

3.5. Циклы - WHILE и FOR

Мы уже сталкивались с операторами цикла WHILE и FOR. В

конструкции

WHILE (выражение)

оператор

вычисляется выражение. Если его значение отлично от нуля, то

выполняется оператор и выражение вычисляется снова. Этот

цикл продолжается до тех пор, пока значение выражения не

станет нулем, после чего выполнение программы продолжается с

места после оператора.

Оператор

FOR (выражение 1; выражение 2; выражение 3)

оператор

·
65 -

эквивалентен последовательности

выражение 1;

WHILE (выражение 2) {

оператор

выражение 3;

}

Грамматически все три компонента в FOR являются выражениями.

наиболее распространенным является случай, когда выражение 1

и выражение 3 являются присваиваниями или обращениями к фун-

кциям, а выражение 2 - условным выражением. любая из трех

частей может быть опущена, хотя точки с запятой при этом

должны оставаться. Если отсутствует выражение 1 или выраже-

ние 3, то оно просто выпадает из расширения. Если же отсутс-