Смекни!
smekni.com

Верстка детского книжного издания (стр. 1 из 9)

Введение

В данной дипломной работе рассматривается тема: «Верстка детского книжного издания».

Цель данной дипломной работы является рассмотрение особенности подготовки детских книжных изданий к печати и рассмотрение различных программ верстки и редактирования.

В практической части своей дипломной работы я хотел бы выяснить:

1. Какие программы для верстки детских изданий актуальны в наше время;

2. Какие программы легче и удобнее в использовании.

3. Какие программы для верстки детской печатной продукции чаще всего используются.

Для этого я планирую организовать практическое исследование, которое будет проведено в виде сравнительной характеристики программ для верстки детской книги.


1. Иллюстрирование детских изданий, и особенности их верстки и редактирования

1.1 Общие понятия и принципы создания детских книжных изданий

Редактирование в общем понятии имеет разные аспекты, то есть нормы, на основе которых выполняется. Каждый такой аспект имеет, как правило, собственное название.

В Америке, например, выделяют такие аспекты редактирования:

– смысловое (пересмотр текста на организованность и упорядоченность)

– политическое (слежение за содержанием в уведомлении издательской политики)

– художественное (используют на основе эстетических норм)

Кроме этих, собственно издательских аспектов, выделяют также научное редактирование, когда сообщение контролируется на основе норм той науки, фактический материал какой описывается в сообщении.

Научным редактированием занимаются не редакторы, а специалисты с конкретной отрасли науки. Каждый специалист, который берет участие в изготовлении печатного издания, должен постоянно улучшать методы своей работы, изучать работы своих коллег.

Главной целью деятельности каждого издательства – подготовка и выпуск печатной продукции. Основу печатной продукции составляет совокупность различных по форме, содержанию, внешним видом, размером, характером информации, структурой, периодичностью и назначением изданий. Именно эти характеристики и лежат в основе разделения печатных изданий на типы.

Печатное издание – это документ, который прошел редакционно-издательскую обработку, изготовленный печатью, оттиском или другим способом, содержащий информацию предназначенную для распространения, и соответствующее Государственным стандартам. Состав печатной продукции определяет его внешнюю форму, а совокупность всех характеристик относит его к конкретному типу. При работе над оформлением издания самое существенным является содержание, целевое и читательское предназначение. В основе оформления лежит вид литературы. Умение отделять тот, или иной тип издательской продукции – важное для определения места печатного издания в общественной жизни. Печатные издания называются также «творениями печати», хотя творением печати является любой отдельный документ, который входит в состав печатного издания. По знаковой природе творения печати могут быть текстовыми, изографическими, картографическими, нотными.

Издательской продукцией является совокупность изданий, предназначенных для к выпуску или выпущенных издателем (издателями). Издателем является юридическая личность, которая осуществляет издательскую деятельность, вступает в правовые, имущественные, производственные отношения с субъектами других сфер экономики и культуры соответственно с действующим законодательством.

Издания классифицируются по таким признакам:

1. Предназначение:

– Социально-функциональное: официальные (информативные, нормативные), научные (научно-популярные, научно-производственные), практичные (производственно-практичные), научные, справочные, литературно-художественные та рекламные.

– Читательское: для широкого круга читателей (массовое издание), для детей и юношей, библиотечные издания, издания, издания для слепых.

2. Информационные знаки (текстовые, нотные, картографические и изобразительные)

3. Аналитико-синтетическое переделывание информации (информационные, библиографические, реферативные, дайджесты)

4. Внешние признаки:

– Объем (книги, брошюры, листовки)

– Форма: книжные, журнальные, листовые (газетные, карточные, буклет, плакат), книжки-игрушки, комплектные.

– Структура или способ укладывания текстов (сериальные, однотомные и многотомные, собрания изданий та выборочные произведения, академические)

– Уровень художественного оформления и способ полиграфического выполнения (миниатюрные, подарочные, факсимильные)

– Сложность основного текста (моноиздание, сборники)

– Количество (первое издание, стереотипное издание, переиздание: дополненное издание, исправленное издание, переделанное издание, расширенное издание).

5. Периодичность:

– Периодические (газета: общественно-политическая, специализированная; специальный газетный выпуск; журнал: общественно-политический, научный, научно-популярный, производственно-практический, популярный, литературно-художественный, реферативный)

– Непериодические (монография, препринт, статут, инструкция, и др.)

– Серийные (тематические, сборники произведений)

– С продолжением (бюллетень, бюллетень-хроника, календарь)

6. Принадлежность к автору, автору или спонсору (собственное, общее, пиратское, ведомственное, посмертное, прижизненное, юбилейное, мемориальное)

В своей основе печатная продукция имеет много общего, но каждой из них присуще конкретные качества, которые отличают их от многих других. Каждый тип печатных изданий имеет специфическую внутреннюю та внешнюю структуру, которая является основой его оформления.

Несоблюдение конкретных норм и стандартов при сотворении издательской продукции приводит к тому, что печатный продукт выходит некачественным, неудобным и не соответствующий требованиям читателя. Для читателя важны, кроме соответствия заданной тематике, такие показатели издания, как формат, читабельность, иллюстративность, объем, мощность, удобность поиска. Именно эти требования читателя и должны быть учтены во время изменения авторского текста в материальный продукт – печатное издание.

Процесс оформления печатного издания

Процесс оформления печатного издания состоит из трёх последовательных этапов:

1. Подготовительный этап, на котором появляется и развивается замысел оформления: зарождение и формировка замысла; преобразование замысла в проект оформления; преобразования проекта в модель оформления – макет. Этот этап полностью входит в процесс режиссуры издания.

2. Этап выполнения и редактирования оригиналов оформления: формируется содержание и графические характеристики обложек; суперобложек; политур; внутреннего оформления, изображений: работа над эскизами или поиск и подбор иллюстраций и фотографий; работа с оригиналами, их компоновка и приведение в единый изобразительный ряд. Это – этап художественного редактирования.

3. Композиционно-технический этап: набор и верстка, подготовка сверстанного материала для полиграфического этапа. Соответственность всех элементов издания существующим нормам и стандартам, проверка комплектации.

Авторский оригинал, который поступил в редакцию, имеет вид совокупности текстов и изображений. Задание художественного и и технического редакторов на первом этапе – определить значение и место каждого из этих материалов в издании соответственно замыслу и закрепить за ними графические характеристики, и их взаимодействие, иерархическую структуру и отображение их в системе рубрикации.

Весь текстовый материал издания делиться на основной, вспомогательный и добавочно-вспомогательный. Каждый их этих видов текста играет собственную роль в издании и требует особенной обработки художественным и техническим редакторами. Вспомогательный текст, как правило, мельче чем основной текст, добавочно-вспомогательный также печатается мелким кеглем, но имеет выделение, которое акцентирует внимание читателя и исполняет поисковую функцию.

Изобразительный материал издания делиться на обязательный и необязательный, документальный, тематический и абстрактный. Обязательный изобразительный материал – такой, который несет в себе основной смысл, значит, имеет собственную структуру, последовательность, упорядоченность, или он чётко привязан к тексту, дополняет и комментирует его, и необходим через то, что без таких изображений текст стает непонятным. Необязательный изобразительный материал не имеет привязки к определенным страницам издания или текстовых фрагментов, значит, может располагаться произвольно: на любой странице, на вкладках и вклейках, как дополнения, в конце издания, на отдельных разворотах и т.д.

На втором этапе ставиться задание гармоничного объединения изображений, текстов, внутреннего и внешнего оформления. На этом этапе отбираются, классифицируются, обрабатываются все иллюстрации, создаются макеты обложек, палитурок, титульных элементов, страниц, наполненных декоративными, изобразительными и текстовыми элементами.

Весь графически-изобразительный ряд должен связывать разнородную текстовую часть и создавать неразрывное единство, при чём издание должно восприниматься целостно и неповторимо. Конечное расположение текстовых и изобразительных материалов, их соответствие установленным нормам и стандартам, законам и закономерностям происходит на третьем этапе. Тогда уже создается оригинал-макет, который передается на полиграфическое предприятие для печати. Но и на полиграфическом этапе художественный и технический редакторы могут согласовывать возникающие вопросы.

Издательско-редакторский цикл издания

Авторский оригинал, который приходит в редакцию, должен пройти несколько этапов в издательстве, прежде чем он попадет на полиграфическое производство. К нему (как текстовой так и изобразительный части) ставятся требования соответственно к ДСТУ 3772–98 «Оригиналы для полиграфического воспроизводства: Общие технические требования». Издательский оригинал, подготовленный к печати, может быть в виде файлов, фотоформ или репродуктивного оригинал-макета.