Смекни!
smekni.com

Проблемы наследственности и эволюционизм

Проблемы наследственности и эволюционизм

Дарвин был убежден, это свойства, приобретенные организмами в течение жизни, передаются их потомству. Убежденность в наследовании приобретенных свойств Дарвин воспринял у Ж. В. Ламарка. Ламарк дал поспешное обобщение «второму закону»: «Итак, всякое изменение, приобретенное органом благодаря привычному употреблению, достаточному для осуществления этого изменения, сохраняется в дальнейшем в потомстве при условии, если оно присуще (обоим) индивидуумам. Эти изменения передаются дальше и переходят таким образом ко всем индивидуумам последующих поколений ».

Дарвин соглашается с этим с характерной для него осмотрительностью и осторожностью. «В общем итоге и мы можем прийти к заключению, что привычка, упражнение или неупражнение в некоторых случаях играли значительную роль в изменении сложения и строения, но что последствия этих причин и значительной мере подкреплялись или перекрывались естественным отбором прирожденных изменений». Чтобы вскрыть связь между наследственностью и эволюцией, следует выяснить также и диалектическую связь между константностью и изменчивостью.

Каждый организм производит себе подобных. Биологическая эволюция, напротив, требует, чтобы виды обладали прогрессивной изменчивостью. В противном случае эволюция била бы невозможна. Так, каждая видовая особь должна проявлять как свойства, специфические для ее вида, так и обладать способностью преодолеть видовые ограничения благодаря изменчивости. Это — реальное противоречие, которое присуще каждому организму. Процесс эволюции как раз и состоит во временном разрешении этого противоречия. Другими словами: изменения данных наследственных свойств совершаются в пределах определенного диапазона. Однако наследственные свойства изменяются даже в самом процессе варьирования. Если данное противоречие не рассматривать диалектически, то весь эволюционный процесс останется загадочным.

При оперировании современными понятиями это положение вещей выглядит следующим образом. Совокупность всех свойств морфологического и физиологического порядка (включая и особенности поведения), которую организм проявляет в определенный период своей индивидуальной жизни, составляет его облик в данный момент (фенотип). Фенотип определяется единством наследственных свойств и окружающей среды. Организм, обладающий специфическими для его вида свойствами, в некоторых условиях окружающей среды будет обладать одним фенотипом, а в некоторых других — отличным от него фенотипом. Например, примула , цветущая обыкновенно красными цветами, образует при температуре свыше 30° белые цветы; домашняя свинья при плохом кормлении тощает, при хорошем, наоборот, жиреет. Предрасположение реагировать в определенных условиях образованием определенного фенотипического свойства, а в иных условиях — образованием другого, отличного от него свойства было названо Э. Бауром нормой реакции организма в отношении учитываемого свойства (например, окраски цветка). В только что приведенных понятиях совокупность наследственных свойств организма представляет собой совокупность норм реакций, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии.

В определенных условиях организм на основе своих норм реакции развивает определенные фенотипические свойства. Приемлемая для организма окружающая среда является совокупностью объективных условий вне и внутри его тела, влияния которых организм требует для образования своих специфических свойств. Некоторые изменения — например, у упоминаемых выше видов примулы — могут произойти в изменяющихся условиях окружающей среды на основе неизменных норм реакции. Но процесс эволюции, напротив, предполагает, что в результате изменяющихся условий окружающей среды изменяются и сами нормы реакции. Благодаря этому измененный организм по самой своей сущности, а следовательно, и качественно становится иным. При определенных условиях окружающей среды, в которых организм до этого обнаруживал «старый» фенотип, «новый» организм на основе своих изменившихся норм реакции будет обладать новым фенотипом. Таким образом, организм может изменять облик в пределах своих норм реакции и на основе определенных воздействий окружающей среды. Однако иногда в то же время организм изменяется также в наследственном отношении, если преобразуются сами нормы реакции, его природа и его сущность. «Наследование приобретенных свойств» в обычном смысле слова имело бы место тогда, когда изменение наследственности вызывает у переделанного организма в средних условиях окружающей среды те же свойства, которые он выработал до этого со своей старой наследственностью лишь при особых условиях.

Если новоприобретенные свойства имеют приспособительную ценность, то они будут проявляться как относительно постоянные признаки. И явление, и сущность у данной группы организмов теперь стали совершенно иными. Основывающаяся на исследованиях Грегора Менделя (1822—1884) теория наследственности сосредоточила свое внимание на особом тине ее изучения, при котором постоянное и естественное влияние внешней среды и наследственные свойства организма отодвигаются на второй план. Мендель проанализировал результаты скрещивания организмов, которые отличаются друг от друга в постоянных условиях окружающей среды по одному или нескольким признакам (варьируют). О таких «варьирующих признаках» и говорится в известных работах Менделя с горохом. Направление в изучении наследственности, отстаивающее в противоположность Менделю революционную точку зрения, старалось и старается доказать наследование свойств, которые приобретаются в изменяющихся условиях окружающей среды и затем удерживаются потомками до тех пор, пока не уступят место новым изменениям.

Противоположность моментов, на которых делается ударение, отражается в определении одного из современных представителей менделевской генетики: «Слово «наследственность», употребляется в генетике для того, чтобы обозначить появление тих же признаков среди потомства». Согласно такому представлению, учение о наследственности должно объяснять не столько изменение и развитие, сколько главным образом неизменность в постоянных условиях окружающей среды.

Список литературы