Смекни!
smekni.com

Теория проектирования удаленных баз данных (стр. 7 из 11)

Реализация интерфейса (interface implementation) – это код, который программист создает для выполнения действий, оговоренных в определении интерфейса. Реализации интерфейсов, помещенные в COM-библиотеки или exe-модули, могут использоваться при создании объектно-ориентированных приложений. Разумеется, программист может игнорировать эти реализации и создать собственные. Интерфейсы ассоциируются с CoClass’ами. Чтобы воспользоваться реализацией функциональности интерфейса, нужно создать экземпляр объекта соответствующего класса, и запросить у этого объекта ссылку на соответствующий интерфейс.

CoClass CoClass – это класс, поддерживающий набор методов и свойств (один или более), с помощью которых можно взаимодействовать с объектами этого класса. Такой набор методов и свойств называется интерфейсом (Interface).

Каждый CoClass имеет два идентификатора – один из них, текстовый, называется ProgID и предназначен для человека, а второй, бинарный, называется CLSID.

CLSID является глобально уникальным идентификатором (GUID). GUID имеет размер 128 бит и уникален в пространстве и времени. Его уникальность достигается путем внедрения в него информации об уникальных частях компьютера, на котором он был создан, таких, как номер сетевой карты, и времени создания с точностью до миллисекунд. Эта технология, как и большинство других базовых концепций в СОМ, позаимствована из OSF DCE RPC. С помощью CLSID можно точно указать, какой именно объект требуется. Тип данных GUID применяется и для идентификации COM-интерфейсов. В этом случае он называется IID. Сгенерировать новое значение типа GUID можно с помощью API-функции Win32 CoCreateGuid. На практике использовать эту функцию приходится не часто, так как современные средства разработки полностью автоматизируют эту задачу, а VB вообще скрывает от программиста такие тонкости, как работу с CLSID и IID.

Для создания экземпляра объекта используется CLSID. Если имеется только ProgID CoClass’а или CLSID в строковом виде ("{XXXXXXXX-XXXX-XXXX-XXXX-XXXXXXXXXXXX} ", где X – шестнадцатеричная цифра), то CLSID можно получить, вызвав функцию CLSIDFromString. Для случая с ProgID информация о CoClass’е должна содержаться в реестре машины, на которой производится вызов функции. В реестр информация заносится автоматически при регистрации объекта (во время процедуры инсталляции или при компиляции).

Перевести CLSID, IID или любой другой GUID в строку можно с помощью функции StringFromGUID2. Как уже говорилось выше, практически все необходимые GUID генерируются автоматически, но при необходимости можно сгенерировать GUID вручную, с помощью утилиты guidgen.

Программист никогда не взаимодействует с объектом и его данными напрямую. Для этого используются интерфейсы объектов.

ИнтерфейсIUnknown

Каждый объект COM обязательно имеет интерфейс IUnknown. Этот интерфейс имеет всего три метода, но они играют ключевую роль в функционировании объекта.

Метод QueryInterface возвращает указатель на интерфейс объекта, идентификатор IID которого передается в параметре метода. Если такого интерфейса объект не имеет, метод возвращает null.

Обычно при первом обращении к объекту клиент получает указатель на интерфейс. Так как любой интерфейс является потомком IUnknown, то любой интерфейс имеет и метод QueryInterface. Поэтому в общем случае не важно, какой именно интерфейс может использовать клиент. При помощи метода QueryInterface он может получить доступ к любому интерфейсу объекта.

Интерфейс IUnknown обеспечивает работу еще одного важного механизма объекта COM – механизма учета ссылок. Объект должен существовать до тех пор, пока его использует хотя бы один клиент. При этом клиент не может самостоятельно уничтожить объект, ведь с ним могут работать и другие клиенты.

Поэтому при передаче наружу очередного указателя на интерфейс объект увеличивает специальный счетчик ссылок на единицу. Если один клиент передает другому указатель на интерфейс этого объекта, то клиент, получающий указатель, обязан еще раз инкрементировать счетчик ссылок. Для этого используется метод AddRef интерфейса IUnknown.

При завершении работы с интерфейсом клиент обязан вызвать метод Release интерфейса IUnknown. Этот метод уменьшает счетчик ссылок на единицу. После обнуления счетчика объект уничтожает себя.

Сервер

Сервер COM представляет собой исполняемый файл приложения или динамическую библиотеку, который содержит один или несколько объектов одного или разных классов. Различают три типа Сервер.

Внутренний сервер (inprocessserver) реализуется динамическими библиотеками, которые подключаются к клиенту и работают в одном адресном пространстве.

Локальный сервер (localserver) создается отдельным процессом, который работает на одном компьютере с клиентом.

Удаленный сервер (remoteserver) создается процессом, который работает на друго компьютере по отношению к клиенту.

Рассмотрим локальный сервер. Получаемый клиентом указатель интерфейса в этом случае ссылается на специальный proxy-объект COM (назовем его заместителем, который функционирует внутри клиентского процесса). Заместитель предоставляет клиенту те же интерфейсы, что и вызываемый объект COM на локальном сервере. Получив вызов от клиента, заместитель упаковывает его параметры и при помощи служб ОС передает вызов в процесс сервера. В локальном сервере вызов передается еще одному специализированному объекту – заглушке (stub), который распаковывает вызов и передает его требуемому объекту COM. Результат вызова возвращается клиенту в обратном порядке.

Рассмотрим удаленный сервер. Он функционирует так же, как и локальный сервер. Однако передача вызовов между двумя компьютерами осуществляется средствами DCOM – с помощью механизма вызова удаленных процедур (RemoteProcedureCall, RPC).

Для обеспечения работы локальных и удаленных серверов используется механизм маршалинга и демершалинга. Маршалинг реализует единый в рамках COM формат упаковки параметров запроса, демаршалинг отвечает за распаковку. В описанных выше реализациях серверов за выполнение этих операций отвечают заместитель и заглушка. Эти типы объектов создаются совместно с основным объектом COM. Для этого применяется IDL.

Библиотека COM

Для обеспечения выполнения общих функций и базовых интерфейсов в ОС устанавливается специальная библиотека COM (конкретная реализация может быть различной). Доступ к функциям библиотеки осуществляется стандартным способом, а не через интерфейс.

Согласно спецификации, имена всех библиотечных функций начинаются с приставки «Со».

При установке использующего COM приложения в системный реестр записывается информация обо всех используемых им объектах COM:

- Идентификатор класса (ClassIdentifier, CLSID), который однозначно определяет класс объекта;

- Тип сервера объекта – внутренний, локальный или удаленный;

- Для локальных и внутренних серверов сохраняется полное имя динамической библиотеки или исполняемого файла;

- Для удаленных серверов записывается полный сетевой адрес.

Предположим, что клиент пытается использовать некоторый объект COM, который до этого момента не использовался.

Следовательно, клиент не может получить указатели на объект и интерфейс. В этом случае он обращается к библиотеке COM и вызывает метод CoCreateInstance, передавая ей в качестве параметра CLSID нужного класса, IID интерфейса и требуемый тип сервера.

Библиотека при помощи диспетчера управления службами (ServiceControlManager, SCM) обращается к системному реестру, по идентификатору класса – объект, и возвращает библиотеке указатель на запрошенный интерфейс.

Библиотека COM передает управление клиенту, который в последствии может обращаться непосредственно к объекту. Схема создания первого экземпляра объекта с помощью библиотеки COM и системного реестра приведена на рисунке.


Рис.4. Создание первого экземпляра объекта с помощью библиотеки COM

Для неявной инициализации созданного объекта (установки значений свойств) может использоваться специальный объект самостоятельно, применив специальные интерфейсы (IPersistFile, IPersistStorage, IPersistStream).

Фабрика класса

Для запуска экземпляра класса используется специальный объект –фабрика класса. С его помощью можно создать как один объект, так и несколько его экземпляров. Для каждого класса должна существовать собственная фабрика класса.

Объект COM имеет право называться фабрикой класса, если он поддерживает интерфейс IClassFactory. В нем реализованы всего два метода:

- CoCreateInstance – создает новый экземпляр класса. Все необходимые параметры, кроме IID, метод получает от фабрики класса. В этом его отличие от одноименного общего метода библиотеки.

- LockServer –оставляет сервер функционировать после создания объекта.

Для вызова фабрики класса существует специальный общий метод CoClassObject. В качестве параметра ему передается CLSID нужного класса и IID интерфейса (IClassFactory). Метод ищет требуемую фабрику и возвращает указатель на интерфейс. С его помощью и используя метод CoCreateInstance, клиент заставляет фабрику класса создать объект.

Библиотека типов

Чтобы документировать интерфейсы объекта для пользователей, разработчик создает информацию о типах объекта. Для этого используется язык IDL.

Вся информация объединяется в специальной библиотеке типов. Она может описывать свойства и методы (а также их параметры) интерфейсов и содержать сведения о необходимых заглушках и заместителях. Информация об отдельном интерфейсе оформляется в виде отдельного объекта внутри библиотеки.

Для создания библиотеки типов, описанной при помощи операторов IDL, используются специальные компиляторы. Доступ к библиотеке осуществляется по CLSID класса объекта. Кроме того, библиотека имеет собственный GUID, который сохраняется в системном реестре при регистрации объекта.

Каждая библиотека типов имеет интерфейс ItypeLib, который работает с ней, как с единым объектом. Для доступа к информации об отдельном интерфейсе используется интерфейс ItypeInfo.