Смекни!
smekni.com

Графические возможности программирования в курсе информатики (стр. 1 из 13)

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

1.1 Системы программирования

1.2 Графические возможности языка программирования Pascal

1.2 Графические возможности языка Basic

ГЛАВА 2. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИБАЗОВОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ BASIC И PASCAL)

2.1 Разработка мультимедиа курса «Графические возможности языков программирования (на примере Basic и Pascal)»

2.2 Экспериментальное внедрение мультимедиа курса «Графические возможности языков программирования (на примере Basic и Pascal)» в учебный процесс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современных условиях, когда компьютер стал непременным атрибутом многих профессий, обучение информатике приобретает очень большое значение. Выпускники школ должны обладать достаточными знаниями и навыками для использования современных информационных технологий в своей дальнейшей деятельности.

Программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатики и ИКТ» в школе, изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Во-первых, одним из фундаментальных принципов информатики является принцип программного управления работой компьютера. Понять его не возможно, не зная, что такое программа для ЭВМ. Таким образом, знакомство с программированием является элементом общеобразовательного содержания информатики. Во-вторых, любой школьный предмет должен выполнять профориентационную функцию наряду с образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Таким образом, программирование является профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.

Существуют различные парадигмы программирования, и преподавание каждой из них имеет свои особенности. К основным парадигмам программирования относятся:

– процедурное программирование (Pascal, Basic, Fortran, С);

– логическое программирование (Prolog);

– функциональное программирование (Lisp);

– объектно-ориентированное программирование (С++ , Delphi).

Классической, универсальной и наиболее распространенной является процедурная парадигма. Наибольшее количество существующих языков программирования относятся к этой линии. Поэтому чаще всего в учебных заведениях изучается процедурное программирование. А наиболее часто изучаемыми в школе языками программирования являются Pascal и Basic. Basic занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих, имеющий такие достоинства как, простота синтаксиса, простота организации данных и управляющих структур.

Язык Pascalотносительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования.

Все современные языки программирования включают в себя поддержку графики. Поэтому необходимо при изучении темы программирования включать в тему раздел «Графические возможности языка программирования», данный раздел позволяет сделать изучение программирования эмоционально привлекательным, расширить спектр решаемых задач.

Изучение программирования в рамках школьного курса информатики, особенно на начальных этапах, как правило, сопряжено с трудностью восприятия материала учащимися. Понимание сути процесса программирования приходит не сразу, что, в свою очередь, вызывает сложности в приобретении учащимися умения осознанного использования изучаемых операторов и конструкций при выполнении практических заданий по написанию программ.

Задачей любого учителя является выработка таких методик и способов организации учебного процесса, которые будут улучшать восприятие составной части курса. То есть при преподавании программирования учитель особенно остро сталкивается с необходимостью поиска, разработки и использования соответствующих методических приемов.

В современной школе значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемый учителем в учебно-воспитательной работе. Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки и техники.

Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся учебный материал. Однако применительно к предмету информатики наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому учителям приходится самостоятельно изготавливать наглядный материал.

Степень разработанности темы

Целью дипломной работы является разработка мультимедиа курса «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)» в курсе информатики базовой школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить научную и справочную литературу по данной теме;

– изучить программные средства для создания мультимедиа курса;

– разработать мультимедиа курс, способствующему эффективному усвоению учащимися базовой школы темы «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)»;

– проанализировать результат применения мультимедиа курса «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)» в учебном процессе.

Объектом работы является процесс обучения информатике.

Предмет работы графические возможности языков программирования Basic и Pascal.

Эмпирические источники. Результаты собственного исследования, проведенные на 6 курсе в период педагогической практики в средней образовательной школе № 26 г. Нижнекамска.

Апробация результатов работы. Результаты исследования были представлены на заседаниях методического объединения по информатике средней образовательной школе № 26 г. Нижнекамска.

Научная и практическая ценность работы. Научная ценность работысостоит в следующем: разработан мультимедиа курс, способствующий повышению эффективности обучения при изучении темы «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)».

Наряду с этим исследование обладает практической ценностью, которая выражается в том, что:

– предложенная программа по созданию мультимедиа курса позволяет вовлечь

в творческую работу по созданию наглядного материала к уроку ведущих учителей предметников, специалистов в области школьного образования;

– разработанный и апробированный в ходе работы мультимедиа курс «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)» применяемый на уроках информатики в 8 и 10 классах, в целях совершенствования изложения нового материала, может быть использованы учителями в школьном курсе, а также во внеклассной работе.

Положения, выносимые на защиту.

1. При разработке мультимедиа курса в современных общеобразовательных школах требуется обеспечить решение триединой задачи:

– разработка концепции специализированного (ориентированного на конкретную предметную область с учетом классно-урочной школьной системы) мультимедиа курса;

– программная реализация данной концепции;

– комплексное внедрение готового продукта в образовательный процесс.

2. Успех и эффективность внедрения мультимедиа курса в образовательный процесс средней школы обеспечивается выполнением комплексной задачи, предусматривающей:

– первоначальное профессиональное ознакомление преподавателей с мультимедиа курсом, демонстрацию наиболее эффективных методов его использования на уроках;

– комплексную поддержку предлагаемого мультимедиа курса;

– обеспечение технической поддержки проведения уроков с использованием мультимедиа курса.

Структура дипломной работы. Дипломная работа в соответствии с целью и задачами исследования состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИХ ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

1.1 Системы программирования

Первые попытки внедрить компьютер в обучение были сделаны еще в 50-х годах ХХ века, когда в качестве устройства ввода вывода использовался телеграфный аппарат. В течение последующих 40-лет ведутся непрерывные интенсивные исследования в этой области. За это время компьютерная техника изменилась, стала более совершенной, появились персональные компьютеры, микрокомпьютеры. Разработано программное обеспечение, обеспечивающее довольно широкое использовать технические возможности компьютера. Снижение стоимости компьютерной техники позволило внедрить ее в образовательных учреждениях. Теперь компьютеры пошли в школы, институты и в количественном выражении. Компьютеризация образования идет высокими темпами. И в нашей стране школьники старших классов уже изучают такой предмет как информатика, знакомятся с компьютерами и основами работы на них.

Возможности применения компьютера в учебном процессе, весьма многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве различного рода тренажеров, как инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, как информационно-поисковая или экспертная система и наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике и программированию.

Программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатика и ИКТ», изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач.