Смекни!
smekni.com

Н.С. Хрущев на вершине власти (стр. 4 из 6)

Смещение Жукова было на первый взгляд неожиданным решением. У Жукова и Хрущева до сих пор не было конфликтов. С некоторых пор Хрущев стал внимательно и даже благожелательно выслушивать различные жалобы на деятельность Жукова, а у маршала их было очень много, и наконец принял решение о смещении Жукова, посчитав возросшим после июньского пленума его влияние потенциально опасным для своей власти. Много позднее Хрущев высказывал сожаление по поводу этого решения.

РАСЦВЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начиная с 1958 года концентрация власти в руках Хрущева сопровождалась активизацией внешней политики СССР. Одно за другим следуют предложения - о запрете на испытания ядерного оружия, заключении с западными странами договоров о ненападении, объявлении Центральной Европы зоной, свободной от всех видов ядерного оружия, сокращении вооруженных сил в Восточной Западной Германии и пр.

Укреплялись отношения с социалистическими странами. Хрущев совершил поездки в Венгрию, Болгарию, ГДР, но отношения с Югославией продолжали ухудшаться.

В конце 1958 года на пленуме ЦК КПСС по докладу Хрущева было принято решение о реорганизации машинно-тракторных станций (МТС) и продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Система, при которой на колхозной земле имелось два хозяина МТС (один из них отвечал за проведение ручных работ), превращалось в тормоз развития производства. Передача техники колхозам была очень “правильной” по замыслу реформой, но и здесь не обошлось без проблем и необдуманных решений.

Общим результатом реорганизации МТС оказалась громадная “пере-качка” средств из колхозных касс в государственную казну.

В конце мая 1959 года Никита Сергеевич во главе советской делегации посетил Албанию. Визит в Албанию проходил в трудное время. Режим личной диктатуры в Албании был в зените, и крах сталинская концепция управления страной потерпела лишь недавно. не прошло и двух лет после этого визита, как Албания порвала все отношения с СССР, и ее диктатор Э. Ходжи стал одним из наиболее яростных противников Хрущева.

Начиная с 1959 года Хрущев стремится улучшить отношения с США. В начале 1959 года в США вылетел А. Микоян, который обсуждал с Д. Эйзенхауэром и Д. Даллесом проблемы политики, торговли и вопрос о возможной поездки Хрущева в США.

15 сентября Хрущев прибыл в Соединенные Штаты. На аэродроме Хрущева встречали президент Д. Эйзенхауэр и госсекретарь К. Гертер.

16 сентября состоялась встреча Хрущева и Эйзенхауэра. Обсуждались, главным образом, вопросы разоружения, германский вопрос и вопрос о Берлине, а также проблемы советско-американской торговли. Хрущев встречался с будущим президентов США Кеннеди, выступил на Ассамблее ООН.[7]

В начале 1960 года состоялся очередной пленум ЦК КПСС, который произвел важные изменения в руководстве партией. Полноправными членами Президиума ЦК КПСС стали Косыгин, Подгорный, Полянский. Из состава Президиума и Секретариата был выведен Кириченко. Из Президиума ЦК КПСС был выведен и Н. Беляев, возглавлявший в 1957-1960 годах партийную организацию Казахстана. Первым секретарем ЦК КП Казахстана был вскоре избран Д. Кунаев. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Л. Брежнев.

КРИЗИС РЕЖИМА Н. С. ХРУЩЕВА

Летом 1961 года газеты опубликовали проект новой Программы КПСС. Известно, что на протяжении 20-х- 50-х годов у партии не имелось строгой программы, ее заменяли решения пленумов и съездов.

В мою задачу не входит анализ основных положений Программы. Нельзя не отметить, однако, прожектерский характер многих ее положений, в которых чувствовался почерк Никиты Сергеевича. Напомню, к примеру, демагогический лозунг: “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.

Публикация нового проекта Программы КПСС не вызвала, однако, особого воодушевления в стране. Большинство людей думали в первую очередь о реальных трудностях настоящего времени, а не о громадных цифрах и успехах отдаленного будущего.

Отношения между СССР и США продолжали ухудшаться, главным образом, из-за ситуации в карибском бассейне[8] и в Германии.

1 января 1961 года принял присягу новый президент США Джон Кеннеди. Кеннеди не отменил готовящуюся против Кубы военную интервенцию. Вторжение на Кубу началось в день рождения Хрущева 17 апреля 1961 года. Но уже к 20 апреля силы вторжения потерпели полное поражение, и отряды Кастро (главы кубинского революционного командования) взяли под свой контроль последние опорные пункты противника. Расчет ЦРУ на нестабильность нового кубинского режима оказался несостоятельным. Предварительно Хрущев направил личное послание Джону Кеннеди. Два крупных политика нашли общий язык, и третьей мировой войны не состоялось.

После развязки карибского кризиса Хрущев и Кеннеди договорились о встрече друг с другом в Вене 3-4 июля 1961 года.

2 июня Хрущев прибыл в Вену, а 3 июня произошла первая встреча Хрущева с президентом США Кеннеди. В течение этого дня и на следующий день Хрущев и Кеннеди встречались несколько раз. Контакты не носили характера формальных переговоров, и по окончании не было опубликовано никаких соглашений или коммюнике. Однако и Хрущев, и Кеннеди говорили позже, что венские свидания протекали в атмосфере доброжелательности, при которой оба государственных руководителя откровенно, но вежливо изложили свои точки зрения.

Германский вопрос являлся одной из главных тем на венской встрече. Новый кризис не был случайным. Известно, что мирного договора с Германией не существовало, и новые западные границы СССР, Польши и Чехословакии не имели поэтому достаточно прочной периодической основы.

Особое положение сложилось в Берлине, высшая власть которого принадлежала после войны военным комендантам СССР, США, Англии и Франции. Притязания на этот город имели как ГДР, так и ФРГ.

Н. С. Хрущев предложил разрубить этот гордиев узел, подписав мирный договор с двумя Германиями на основе фактически сложившихся границ. Западный Берлин Хрущев предлагал объявить самоуправляющимся “вольным” городом, существование и внешние связи которого будут гарантированы великими державами.

Западные державы весьма неприязненно встретили заявление Хрущева. 3 августа 1961 года советское правительство направило западным державам близкое к ультимативному требование “безотлагательного заключения германского мирного договора и урегулирование на его основе положения в Западном Берлине”.

7 августа Хрущев заявил, что ввиду опасности сложившегося положения Советскому Союзу, возможно, придется увеличить численный состав вооруженных сил. Выступление Хрущева обострило общее положение в Европе, в Москве собралось совещание стран ОВД.

12 августа Совет министров ГДР “за одну ночь” возвел “берлинскую стену” и ввел строгий контроль передвижения между ГДР-ФРГ.

Принятые в ГДР меры вызвали бурные протесты на Западе. В Берлине с одной стороны воздвигнутой стены стояли американские, а с другой - советские танки.

В конце концов удалось смягчить политический кризис. Западным странам пришлось смириться с существованием не только строгого пограничного контроля на границах ГДР, но и берлинской стены, т.к. эти меры проводились в пределах компетенции ГДР и не нарушали связей Западного Берлина с Западом.

С 5 по 9 марта 1962 года в Москве проходил еще один пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам сельского хозяйства. Результатом явилось повышение розничных цен на многие сельскохозяйственные продукты.

Не успела еще закончиться реформа административно-хозяйственного управления в сельских районах, как Хрущев созвал в Москве пленум ЦК для утверждения коренной реформы партийного управления. По решению ЦК КПСС областные комитеты партии разделялись теперь на обкомы по промышленности и на обкомы по сельскому хозяйству. Чиновников стало больше, а решать проблемы стало труднее

На ноябрьском пленуме ЦК КПСС в 1962 году было решено провести укрепление совнархозов. В целом структура партийного и государственного управления в стране стала несколько сложной, что в ней невозможно было разобраться.

В июле 1962 года в Москву прибыла военная делегация Кубы во главе с Раулем Кастро, просившим военную помощь со стороны СССР.

Сообщение о советской военной помощи обеспокоило Вашингтон, тем более что СССР перебрасывал на Кубу новейшее оружие в том числе и атомное, но даже в личном послании Хрущева Д. Кеннеди это опровергалось. Хрущев и Кастро рассчитывали, что все подготовительные мероприятия закончатся раньше, чем США обнаружат, каким именно оборонительным оружием располагает теперь Гавана.

Лишь 17 октября США могли утверждать, что Гавана имеет ядерное оружие. В Карибском районе была развернута армада из 180 военных кораблей. Американские войска приводились в состояние повышенной готовности.

24 октября советское правительство заявило решительный протест против блокады Кубы и других военных мероприятий США. Вооруженные силы СССР тоже были приведены в состояние боевой готовности.

Напряжение возрастало. 26 октября Кеннеди отдал приказ о подготовке к вторжению на остров. Теперь Хрущев не отрицал, что на Кубе имеются советские ракеты. Дело принимало нешуточный оборот. Хрущев предлагал Кеннеди снять блокаду и дать обязательство не вторгаться на Кубу. В этом случае СССР заберет или уничтожит доставленное на Кубу ракетное оружие. Теперь обмен посланиями между Кеннеди и Хрущевым происходил помимо Р. Кастро, который получал информацию от Микояна, посланного на Кубу для координации советского и кубинского правительств.