Смекни!
smekni.com

Авиценна - великий медик (стр. 1 из 4)

Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина,

он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке -

Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело-

века,великого ученого средневековья, и еще более интересны

отношения и высказывания в его адрес различных представите-

лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн

Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго-

маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть

неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру-

гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой

комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это

"незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне-

дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф-

шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения.

Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу-

жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так

называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе

Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма-

териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо-

вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет.

В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется

брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать

весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством

ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов

,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших

ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил

его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам

решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ

Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля.

Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк-

рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло-

томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять

универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение

исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи-

лось к медицине.

В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих

учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-

- 2 -

на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я

проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все

начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По-

том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс-

нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида,

а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд-

ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле-

мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную

часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал-

ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай

теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе

объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады-

вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким

путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности.

Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау-

чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины,

юность его души. Душу то он выдержал, а ум...

Учил я его стрелять из лука,

А когда у него окрепла рука,

Он выстрелил в меня...

Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику

проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши

выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не

дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.

В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас-

сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других

тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической

медициной, а много наблюдал и занимался практической медици-

ны. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался

изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными,

что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было

найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встре-

че Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произ-

вели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться

в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в

ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил

одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение

но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно

- 3 -

полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень

скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в

Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания мо-

лодого ученого не только результат его исключительной ода-

ренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного тру-

да. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя

чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни

одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кро-

ме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диа-

лектику, физику и математику настолько, насколько вообще

доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристоте-

ля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту кни-

гу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо пос-

тигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному ба-

зару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец

предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием"

Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я

прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже

наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркива-

ется исключительная настойчивость молодого ученого в дости-

жении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных

рынках которой можно было свободно приобрести такое уникаль-

ное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике"

Аристотеля.

В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель

Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и

в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем

Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта биб-

лиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средне-

векового Востока. В ней хранились уникальные произведения

древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением

и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой

библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в

его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по

разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная,

что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это

уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из

его мудрых загадок.

- 4 -

17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, ги-

бель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Си-

не эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему

на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смот-

ри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом

трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она

морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится

с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более шире

мир, о дружбе их сложат немало поэм:

Мы на правде сошлись и расстались

И вот на прощание

Понял Я нрав человека:

Его драгоценность - Молчание.

(Маарри.)

В 999 году Бухара была завоевана караханидами. Ибн Си-

на, преследуемый завоевателями, в 1905 году покинул Бухару.

Добирается до Ургенча - столицы древнего Хорезма. Здесь в то

время жили многие замечательные ученые: историк и философ

Абу Райхан Беруни, философ, медик и математик Абу Сахл-Маси-

хи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и др...Совместная работа

Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совер-

шенствованию знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми

плодотворными. Но вернемся к 999-1905 годам к этим истокам

плодородия. Ибн Сина не уехал из Бухары потому что в Бухаре

было много раненых, больных, но и трупов - от войны, просто

замечательный период в овладении и совершенствовании знаний

по анатомии медицины. По прибытии в Хорезм он начал работать

над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые

принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона"

есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил

точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаме-

нательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет!

Как же Ибн Сине удалось превзойти Галена?

Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн

Сина взял нож, препарировал и описал "...Мышц, движущих

глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и

у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сто-

рону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу.

- 5 -

Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет

мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучегла-

зию..." Много надо было вскрыть трупов и передержать в руках

препаратов, чтобы написать такое, он не только открыл мышцы

глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сет-

чатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зре-

ния, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена!

И это в 25 лет! Он описал даже операцию по удалению катарак-

ты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкос-

тями, чего тоже нет у Галена ."Первая оболочка - снег (хрус-

талик), вторая - расплавленнле стекло (стекловидное тело),

третья - яичный белок (влага передней камеры)" А описание

сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки