Смекни!
smekni.com

Витте - государственный деятель России (стр. 1 из 8)

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет

им. П.Г. Демидова

РЕФЕРАТ

По теме:

С.Ю. Витте – государственный

деятель России

Выполнила студентка группы ПИЭ11

***

Научный руководитель:

***

Ярославль,2009

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………...3

Анализ прочитанной литературы…………………………………………………………...4

Личность С.Ю. Витте………………………………………………………………………….6

Экономическая деятельность Витте……………………………………………………….7

Политическая деятельность Витте………………………………………………………..16

Отставка Витте и его смерть………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………………………..23

Введение

Тема моего реферата: «С.Ю. Витте – государственный деятель России». Я выбрала её, потому что, на мой взгляд, она остаётся актуальной до сих пор. Витте, в сущности, приходилось решать те же самые экономические, финансовые и политические проблемы, которые и доныне стоят перед Россией.

Более века разделяет нас, но сколько схожих проблем решались тогда и сейчас! В конце XIX века Россия, вывозившая за рубеж прежде всего ржаной хлеб, столкнулась с падением мировых цен на зерно. И найти адекватную замену экспорта страна практически не могла.

В начале XXIвека мы с тревогой читаем о падении мировых цен на нефть (а это главный источник нашей экспортной прибыли сегодня). И, как тогда, почти не имеем возможности предложить ещё что-либо на мировом рынке.

Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следует помнить, что подобные параллели всегда условны. Но исторический опыт бесценен...

Анализ прочитанной литературы

Материалом для моего исследования послужила юридическая и историческая литература. Нельзя сказать, что в этих монографиях дана исчерпывающая характеристика государственной деятельности Витте.

В.М. Соловьёв, например, явно преувеличивает заслуги Витте в области финансовой политики: «Для того чтобы как-то стабилизировать внутренне положение в России в ходе русской революции, С.Ю. Витте сумел добиться крупных займов от иностранных держав. Эти займы отнюдь не были кабальными, страна была готова обеспечить их возврат».[1] Реально же за время пребывания Витте на посту министра финансов резко возрос внешний долг России. Приходилось брать новые займы, чтобы выплатить проценты по старым. Российское правительство старалось брать кредиты не у международных финансовых организаций и размещало свои обязательства на внутреннем рынке иностранных государств. «Русские бумаги» специально выпускались невысоким номиналом, который делал их доступными для мелких буржуа, служащих, даже прислуги. Хотя Витте не мог предвидеть, что большевики откажутся расплачиваться по этим долгам, но складывается впечатление, что судьба держателей русских бумаг волновала его в самую последнюю очередь. По его словам, главное, что «все занятые деньги пошли исключительно на цели производительные». Недаром, в те годы говорили, что русские железные дороги строятся на деньги берлинских кухарок.

Далее В.М. Соловьёв пишет: «Однако буквально на пике своей популярности в правительственных кругах России и влияния на многие слои русского общества, Витте в апреле 1906 года, добившись некоторого умиротворения в стране и спада революционного движения в России, подал императору прошение об отставке. Пожалуй, это был честный и оправданный шаг с его стороны: он уже не мог противостоять внутренней несбалансированной политике Николая IIи его бездарного ближайшего окружения».[2] Здесь прослеживаются восхваление личности Витте и уничижение царского правительства.

Наиболее интересной мне показалась характеристика Витте в работе Евгения Тарле «Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики».[3] Вот наиболее интересный, на мой взгляд, её отрывок:

«Основная черта Витте, конечно, – жажда и, можно сказать, пафос деятельности. Он не честолюбец, а властолюбец. Не мнение о нем людей было ему важно, а власть над ними была ему дорога. Не слова, не речи, не статьи, а дела, дела и дела – вот единственное, что важно. Сказать или написать можно, если нужно, всё, что заблагорассудится, лишь бы расчистить перед собой поле, устранить препятствия и препятствующих и начать строить, создавать, переменять, вообще действовать. <…> А.И. Богданович когда-то выразился так: «Витте не лгун, Витте – отец лжи». <…> Но это свойство происходило именно от полного презрения к словам. Сказать ложь или сказать правду – это решительно всё равно. <…> Слова, высказываемые «истины» – всё это само по себе ни малейшей ценности не имеет. Точно так же не имеют ни малейшей самостоятельной ценности и люди. Хорош тот, кто помогает графу Витте; худ тот, кто мешает или вредит графу Витте; безразличен (как муха) тот, кто не нужен графу Витте. Читая три тома его воспоминаний, мы постоянно наталкиваемся на беззаветно восторженные суммарные характеристики разных встреч графа на его жизненном пути: «чуднейший человек! благороднейший человек! чистейшая личность! честнейший человек!» и т.д. И всегда в превосходной степени. Это происходит вовсе не потому, чтобы Витте можно было так легко очаровать – просто ему некогда с ними всеми возиться и еще тратить мысль и время на анализ натуры того или иного человека, подвернувшегося графу под руку. Ты чего хочешь? Помочь мне? Значит, чудеснейший и идеальнейший. <…> Ты намерен мешать мне? Значит, негодяй, вор, тупица, ничтожество. В пестром рое характеристик, которыми граф Витте снабжает своих ближних, бросается в глаза одна общая всем этим характеристикам черта – их лаконичность. «Идеальнейший» человек или законченный мошенник, но получай свою квалификацию и не задерживай, уходи с глаз долой, так как у графа есть дела поважнее. Именно дела, а не слова и не люди. Иногда, впрочем, граф Витте останавливается дольше на том или ином человеке и предается неожиданно детальным биографическим изысканиям: тогда-то украл казённые деньги, ограбил жену, нарушает в своих нравах такие-то статьи уложения о наказаниях, покровительствует такому-то вследствие таких-то тайных видов и т.д. – это граф наскоро срывает свою злобу, накопившуюся против очень уж повредивших ему лиц. Но даже и это он всё-таки делает как-то торопясь и без видимого удовольствия. Он так искренно к людям равнодушен и так взаправду многих презирает, что ещё может на них рассердиться и озлобиться, но длительно их ненавидеть – органически неспособен уж потому, что неспособен длительно о ком-либо думать; о чём-либо, о деле, он может думать годами, возвращаясь к нему постоянно, если считает его важным.

Его интересуют дела, и прежде всего те, которые делал или будет делать именно он, Витте. Да и вообще он не очень представляет себе важное для государства дело, которое могло бы успешно осуществиться без его участия. Сознание своих громадных умственных сил, своего неизмеримого умственного превосходства над прочим родом человеческим, в чём он убежден, невидимо соприсутствует в каждой странице его мемуаров. Тут он исключений не знает. И «идеальнейшие», и «бесчестнейшие», и император Александр III, венец всех добродетелей, и император Николай II со всеми своими пороками, и Иосиф Гессен, и адмирал Дубасов, и Абаза, и Дурново, и Морган, и Вильгельм II, и Гапон — все они предназначены либо быть послушными марионетками графу Витте на утешение, отечеству на пользу, либо они бунтуют против Витте и губят и себя самих, и свое собственное дело. Это нас подводит к вопросу об историческом миросозерцании Витте. <…>

Витте, вообще говоря, очень мало задумывается над вопросом об основных факторах исторической эволюции. С одной стороны, учитывая (и часто весьма здраво и вполне реально) силы и возможное значение отдельных социальных классов и их борьбы между собой, он нигде не делает общего вывода о классовой социальной борьбе как о решающем историческом факторе. С другой стороны, нет и речи о его вере в какие-либо сверхъестественные вмешательства. Чисто рассудочная натура Витте, быстрый, реальный, циничный ум его, все навыки его анализирующей и нетерпеливой мысли – всё это, конечно, не допускало и тени настоящей религиозной веры или вообще увлечений каким-либо сверхчувственным умозрением. При случае он любит подчеркнуть, что он – из крепко православной семьи, любит (в похвалу) употреблять (по обыкновению, в превосходной степени) термин: православнейший, архиправославный, но всё это ничего не значит. Во влияние каких-либо высших сил на события в земной юдоли[4] граф Витте не верит ни в малейшей степени, хотя ночь накануне подписания Портсмутского мира он и провёл, по собственному свидетельству, «в какой-то усталости, в кошмаре, в рыдании и молитве» (Витте С.Ю. Воспоминания. – т. I, с. 357).

Не слепая социально-экономическая эволюция и не Бог творят историю и могут влиять на течение событий. На историю влияет великий государственный деятель, в частности на историю России должен влиять Сергей Юльевич Витте, которому в этом деле должен не мешать государь император, не говоря уж о ком бы то ни было другом. <…>

Какой политический строй считал он в первый период своей деятельности наиболее целесообразным для России? По-видимому, самодержавие. И именно такое, когда самодержцем был бы Александр III, а великим визирем или, если нельзя, то хоть министром финансов был бы С.Ю. Витте. <…> Хороша ли конституция? Неизвестно, ибо с парламентом граф Витте, автор манифеста 17 октября, никогда не работал, а поэтому самый вопрос этот никогда его и не интересовал. Он хвалит Александра III за твердость. Но эта твердость только потому ему так нравится, что Александр III неуклонно утверждал все то, что ему подносил на утверждение Витте. <…> Александр III играл эту роль без отказа, и поэтому, конечно, он «был великий император» (т. III, с. 331). Но Александра III Витте знал лишь на заре своей государственной деятельности, больше всего ему пришлось поработать при Николае II.