Смекни!
smekni.com

Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года (стр. 1 из 8)

Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года

Содержание

Введение. 3

1. Обстановка в Западной Сибири накануне восстания 1921 года. 5

2. Начало восстания. За советы без коммунистов! 16

3. Ликвидация восстания. 25

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 34


Введение

Гражданская война в России прошла несколько этапов, отличавшихся друг от друга масштабами, составом руководителей и рядовых участников противоборствовавших сил, целями и задачами, формами и методами, накалом и промежуточными результатами борьбы. Одной из отличительных черт заключительной фазы гражданской войны, датируемой концом 1920–1922 г., было резкое возрастание размеров и, соответственно, роли в антикоммунистическом сопротивлении вооруженных мятежей.

Выйдя победителя в гражданской войне и монопольно господствуя в политической жизни страны, большевики продолжали и в мирных условиях управлять военными методами, считая их наиболее эффективными. Пролетарское принуждение как основной метод строительства нового общества признавался необходимым и единственно возможным. В результате этой политики, в 1920-21 годах, почти вся Россия покрылась очагами восстаний: повсеместно крестьяне выступали против экономической политики большевиков, ликвидации веками формировавшихся рыночных отношений, возрождения крепостнических методов принуждения, тотальной грабительской продразверстки, ведущей к нищете, голоду и разорению.

Не избежала этой участи и наша Омская область. В 1921 году Омская губерния была охвачена огнем Западно-Сибирского крестьянского восстания. Всеобщий крестьянский бунт, вспыхнул почти одновременно в большей части обширнейшей Омской губернии (насчитывающей три района: Омский, Иртышский, Исилькульский, и десять уездов: Калачинский, Тарский, Славгородский, Тюкалинский, Тарский, Ишимский, Петропавловский, Атбасарский, Кокчетавский и Акмолинский), занимающей пространство, в которое можно уместить, пожалуй, всю Европу.

Восстание, охватившие в феврале - апреле 1921 года огромную территорию Западной Сибири, Зауралья и современного Казахстана и получившие в советской историографии обобщенное, название Западно-Сибирского мятежа, бесспорно, являются одним из крупнейших событий гражданской войны в России. Вспыхнув в Ишимском уезде, оно распространилось на всю Тюменскую губернию и перекинулось на Тарский, Тюкалинский, Петропавловский, Кокчетавский уезды Омской, Курганский уезд Челябинской, Камышловский и Шадринский уезды Екатеринбургской губернии. Это был настоящий бунт, переросший в крупномасштабную войну с фронтами, укрепленными районами, «котлами» окружения и тысячекилометровыми переходами воинских соединений.

По оценкам вполне достоверных источников, в общей сложности в рядах повстанцев в разное время сражалось не менее 70 тысяч человек. В свою очередь общее количество бойцов и командиров регулярных частей Красной Армии и иррегулярных коммунистических формирований, принявших участие в подавлении этого восстания, достигало численности полевой советской армии. Боевые действия, которые велись в феврале — апреле 1921 г. на охваченной этими восстаниями территории, по своим масштабам и военно-политическим результатам вполне можно приравнять, как минимум, к армейской операции периода гражданской войны. Тем не менее, в отечественной историографии Западно-Сибирский мятеж (в отличие от таких типологически тождественных ему событий, как «антоновщина» и Кронштадтское восстание, которые он превосходил и по количеству участников и по территориальному охвату) до сих пор остается темой, слабо изученной.

Время расставляет все на свои места, и сейчас, когда отброшены идеологические штампы и рассекречены архивы, настал момент, когда необходимо взглянуть на те далекие исторические события не «с классовой позиции руководства страны Советов», а с объективной стороны истории, и почтить память всех погибших наших земляков, оказавшихся в то смутное время по разные стороны, тех далеких сражений.


1. Обстановка в Западной Сибири накануне восстания 1921 года

Война «красных и белых», регулярной Красной армии и регулярных белых армий была лишь частью гражданской войны. Второй ее частью была война крестьянская. История России знает большие крестьянские войны, в 17-м веке - восстание Степана Разина, и в 18-м - восстание Емельяна Пугачева. Крестьянская война 20-го века значительно превосходила их по географическому размаху, по числу участников.

Декрет о земле, принятый 25 октября 1917 года, дал крестьянам то, чего они хотели. Но земли оказалось гораздо меньше, чем мечталось. Тем не менее, помещичье землевладение было ликвидировано, и для крестьян революция кончилась, едва начавшись. То, что для большевиков было только началом, для крестьян было завершением. Большевики теряли в лице крестьянства своих стратегических союзников. Конфликт стал неизбежным: захватившая власть в стране партия пролетариата требовала от крестьян хлеба и солдат для революции, в которой последние больше не нуждались.

Выйдя победителями в гражданской войне и монопольно господствуя в политической жизни страны, большевики продолжали и в мирных условиях управлять военными методами, считая их наиболее эффективными. Придуманные Лениным военный коммунизм и продразверстка, введенные взамен рассудительного хозяйствования и мирных добрососедских отношений с окружающими, мужик, конечно, отверг сразу, как чуждые его природе и формой и содержанием, как воровские и разрушающие основы домоводства. Но Ленин не хотел уступать мужицкому уму. Он стал насылать на мужика своих опричников, называвшихся продкомиссарами, которые во главе специально подобранных головорезов, вооруженных с головы до ног и объединенных в продотряды, заполнили все мужицкие поселения и занялись грабежом: у мужиков отбирали и увозили к железнодорожным станциям хлеб, мясо, отбирали скот, даже птицу. И все это под предлогом, что надо будто бы кормить голодающих, Питер, Москву и пр. Пролетарское принуждение как основной метод строительства нового общества признавался большевиками необходимым и единственно возможным. Но неожиданно для себя, советская власть наткнулась на серьезное, вплоть до вооруженного, сопротивление революционным экспериментам абсолютного большинства населения страны. Повсеместно крестьяне выступали против экономической политики большевиков, ликвидации веками формировавшихся рыночных отношений, возрождения крепостнических методов принуждения, тотальной грабительской продразверстки, ведущей к нищете, голоду и разорению. Насилие и произвол новой власти, прикрывавшейся революционной фразой, в корне изменили отношение населения к коммунистической партии, вызвали к жизни общий для всех недовольных лозунг «Советы без коммунистов». В результате в 1920-21 годах гражданская война становится крестьянской войной. В 1921 году, писал М. Н. Покровский, «центр РСФСР был охвачен почти сплошным кольцом крестьянских восстаний от приднепровского Махно до приволжского Антонова».[1] Но, размах крестьянской войны был значительно шире, чем признавал первый русский историк-марксист. Красная армия вела войну с крестьянами также в Белоруссии, в Юго-восточном крае, в Восточной и Западной Сибири, в Карелии, в Средней Азии. Расширяется не только география крестьянского движения. Оно принимает массовый характер. Возникают подлинные крестьянские армии: в конце 1920 года армия Махно на Украине насчитывает 40-50 тысяч бойцов; «крестьянская армия» Антонова в Тамбовско-Bopoнежском районе достигает в январе 1921 года 50 тысяч человек; «Первая армия правды» Сапожкова, действовавшая в Поволжье, насчитывала 1 800 штыков, 900 сабель, 10 пулеметов, 4 орудия[2].

Таким образом, в 1920-21 годах, почти вся Россия покрылась очагами восстаний, наиболее крупными из которых были Кронштадтское, Тамбовско-Воронежское и Западно-Сибирское. Первые два достаточно хорошо изучены, о третьем коммунистические власти стремились умолчать. И это понятно: было оно самым крупным по количеству участников и охвату территории. Вспыхнув в Ишимском уезде, оно распространилось на всю Тюменскую губернию и перекинулось на Тарский, Тюкалинский, Петропавловский, Кокчетавский уезды Омской, Курганский уезд Челябинской, Камышловский и Шадринский уезды Екатеринбургской губернии. Это был настоящий бунт, переросший в крупномасштабную войну с фронтами, укрепленными районами, «котлами» окружения и тысячекилометровыми переходами воинских соединений.

Необходимо сказать, о том, что сибирский крестьянин был первым в России непоротым землепашцем: крепостного права за Уралом не было. Поэтому он одинаково прохладно относился к любой власти — царю, Временному правительству, Колчаку, большевикам.[3] Это объясняется тем, что крестьянин в Сибири чувствовал себя настоящим хозяином, крепко стоял на земле. Особенностью сибирской деревни было то, что она не знала малоземелья, крайней бедности. Значительные земельные угодья обеспечивали необходимый достаток, а излишки продуктов традиционно шли на российский рынок. В начале века Сибирь стала важным сельскохозяйственным районом страны, специализировавшимся на производстве зерна, масла и мяса. Сибирская пшеница успешно конкурировала с пшеницей помещиков Европейской России. В крестьянских хозяйствах росло применение машин: жаток, молотилок, сенокосилок. Шло быстрое освоение новых территорий. Наличие большого фонда свободных земель приводило к потокам переселенцев из Европейской России. Особенно этот процесс усилился с постройкой транссибирской железнодорожной магистрали и началом столыпинской аграрной реформы.

Миллионы переселенцев придали новый импульс экономическому развитию Сибири. Они увеличивали площадь обрабатываемых земель, передавали местному населению современные способы хозяйствования, способствовали распространению новых видов сельскохозяйственной техники. Но распределяя землю между вновь прибывшими, землеустроительные партии, используя широкие права, часто выделяли переселенцам участки, отторгнуты как «излишки» у местного населения. Это приводило к столкновениям старожилов с новоселами и в дальнейшем, в годы гражданской войны, сыграло свою отрицательную роль.