Смекни!
smekni.com

Судетский кризис (стр. 1 из 3)

“Чехословацкий вопрос” и международная социал-демократия

Немецкая национальная проблема в Чехословакии была одной из главных проблем, стоявших перед международным социал-демократическим движением в 1920-е гг. Она занимала важное место в процессе воссоздания Социал-демократического Интернационала. Международная социал-демократия продемонстрировала неспособность оказать влияние на решения Парижской мирной конференции. Этот факт стал одной из главных причин раскола в международном социалистическом движении, оформленном на конгрессе Интернационала в Женеве (31 июля - 5 августа 1920 г.). Судето-немецкие социал-демократы не принимали участия в этом конгрессе и присоединились к Международному рабочему объединению социалистических партий - так называемому II" (Венскому) Интернационалу. Его партии отличало более критическое отношение к Версальскими договорам. Большинство из них представляли страны, потерпевшие поражение в войне или имевшие острые внутренние межнациональные противоречия, как то социалистические партии Австрии, Румынии, Югославии, ЧСР. Чехословацкие социал-демократы остались верными Лондонскому Интернационалу; и, таким образом, две крупнейшие социал-демократические партии ЧСР оказались в разных международных социалистических организациях.

Проблема взаимоотношений между судето-немецкими и чехословацкими социал-демократами осложняла воссоединение двух центров международного социалистического движения - Венского и Лондонского Интернационалов. Даже на заключительной конференции Венского Интернационала в Гамбурге (20 мая 1923 г.), на которой эта организация приняла решение о воссоединении с Лондонским Интернационалом, судето-немецкие социал-демократы подчеркивали наличие "тяжелейших противоречий" между ними и ЧСДРП.. Несмотря на это, НСДРП(Ч) выразило согласие на воссоединение социал-демократических Интернационалов.

Конфликтная ситуация между социалистическими партиями ЧСР рассматривалась на Гамбургском учредительном конгрессе Социалистического Рабочего Интернационала (23-25 мая 1923 г.): и судето-немецкие и чехословацкие социал-демократы приурочили к конгрессу специальные меморандумы, в которых обосновывались их позиции. Делегатам двух партий не удалось превратить трибуну Гамбургского форума в место выяснения отношений. Была принята предложенная Адлером резолюция по чехословацкому вопросу, которая предусматривала создание особой комиссии по разрешению конфликтной ситуации между социалистическими партиями в ЧСР. Комиссии предписывалось разобраться в ситуации и представить доклад Исполкому. Члены комиссии подчеркнули, что их задачей является не арбитраж, а "помощь в достижении взаимопонимания". Конфликтующие стороны формально согласились с предложением комиссии по Чехословакии СРИ об организации особой комиссии из представителей всех социалистических партий страны для обсуждения спорных вопросов. Однако в итоге деятельность комиссии по Чехословакии СРИ закончилась безрезультатно. Вплоть до весны 1925 г. СРИ не предпринимал активных действий в деле примирения социалистических партий Чехословакии.

Новая попытка международного сообщества социалистических партий уладить конфликт между НСДРЩЧ) и ЧСДРП пришлась на период подготовки второго конгресса СРИ в Марселе. (22-27 августа 1925 г.). Рассмотрение чехословацкого вопроса было передано Комиссии по делам национальных меньшинств СРИ. Первое заседание комиссии состоялось лишь почти год спустя после ее создания - 13 апреля 1926 г. в Цюрихе, в котором принимали участие представители судето-немецкой и чехословацкой социал-демократии: Л. Чех и Ф. Соукуп. Несмотря на взаимные упреки, представители обеих партий согласились с идеей проведения совместной конференции всех социал-демократических партий и организаций ЧСР.

Однако в середине 1920-х гг. примирить чехословацких и судето-немецких социал-демократов не удалось. Главными причинами были принципиальные позиции обеих партий, исключавшие возможность компромисса между ними.

В сентябре 1926 г. по инициативе руководства СРИ были организованы новые переговоры между ЧСДРП и НСДРП(Ч). Несмотря на неблагоприятное развитие отношений между ЧСДРП и НСДРП(Ч), комиссия по делам национальных меньшинств попыталась возобновить свою деятельность в 1927 г. Однако заседание Исполкома СРИ по чехословацкому вопросу не состоялось. Лишь Шмиховский конгресс 1928 г сдвинул дело с мертвой точки, что было закреплено на третьем конгресс СРИ (1928 г.).

Несмотря на видимое разрешение чехословацкой проблемы, СРИ продолжал уделять пристально внимание взаимоотношениям между социалистическими партиями этой страны. Комиссия по делам национальным меньшинств активизировала свою работу и представила в начале 1929 г. от имени СРИ в адрес Лиги Наций одну из самых радикальных резолюций по защите прав национальных. Этот документ, составленный О. Бауэром, гласил: "Осуществление народно-законодательной зашиты прав национальных меньшинств должно вести к образованию демократического самоуправления для занимающих замкнутые области национальных меньшинств, что обеспечит этим меньшинствам равноправие и свободы в области применения языка, развития школ и культуры".

Конец 1920-х начало 1930-х гг. были ознаменованы обострением политической обстановки, в том числе и третированием национальных меньшинств во многих европейских странах - в Польше, в Прибалтийских республиках, в Румынии, Югославии. Поэтому именно ситуация в этих странах, а не в ЧСР, где с национальной проблемой было достигнуто внешнее благополучие, рассматривалась в первую очередь. Ситуация в Чехословакии вновь приобрела особую актуальность в связи с планами австро-германского таможенного союза. Многие германские и австрийские политические партии рассматривали осуществление этого союза как шаг на пути к аншлюсу. Эта проблема вызывала беспокойство чехословацких социал-демократов, опасавшихся возможности отторжения Судет от ЧСР.

В мае 1931 г. в Цюрихе обсуждением этого вопроса занималось Бюро Интернационала при участии представителей НСДРП(Ч) и ЧСДРП. По итогам этого совещания было принято двоякое соглашение, с одной стороны, оценивавшее события вокруг таможенного союза как "конфликт", разрешение которого "отвечает интересам мирового порядка". С другой стороны, указывалось, что Интернационал должен приложить все усилия, чтобы найти решение, которое позволило бы через разрешение конфликта как такового определить новую организацию мировой экономической политики. Резолюция ничего не говорила об особых интересах ЧСР при осуществлении этого союза, что еще раз подчеркивало нежелание руководства СРИ вновь поднимать чехословацкий вопрос и демонстрировало слабость позиции чехословацких социал-демократов в Интернационале.

Озабоченность чехословацких социал-демократов австро-немецким сближением звучало и на Четвертом конгрессе СРИ в Вене (25 июля -1 августа 1931 г.). Анализируя социально-экономическую и политическую ситуацию в Германии, представители ЧСДРП выражали надежду, что экономические трудности в этой стране не приведут к преобладанию националистических настроений. Отстаивая австро-германское сближение О. Бауэр подчеркивал, что социал-демократы никогда не утверждали, что будут гарантами мирных договоров 1919 г., и что требование на самоопределение немецкого народа распространяется и на другие национальные меньшинства.

В резолюции конгресса СРИ еще раз было подтверждено, что "в целом ряде европейских государств, особенно на Востоке и Юго-востоке, национальные меньшинства... бесправны в гражданском и политическом отношении". В связи с этим СРИ требовал от социалистических партий этих стран парламентской активности против правительств с целью создания механизмов действенного контроля за положением меньшинств.

Политика СРИ в начале 1930-х гг. характеризовалась известной двойственностью: с одной стороны, выражалась поддержка деятельности судето-немецкой социал-демократии. С другой - никакой реальной поддержки конкретным планам разрешения национального вопроса в ЧСР и других странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Показательным в этом отношении является так называемый "меморандум Э. Вандервельде" от 23 сентября 1932 г., в котором лидер бельгийских социалистов высказывал отношение к планам создания Дунайской федерации. Вандервельде скептически оценивал перспективы интеграции этих Чехословакии, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии.

В 1930-е гг. руководство СРИ продолжало проводить покровительственную политику в отношение судето-немецкой социал-демократии. Правда, политика эта имела чаще всего характер моральной поддержки. В канун съезда партии 1932 г. руководство Интернационала подчеркивало большие успехи судето-немецкой социал-демократии в деле сохранения позиции ЧСР как «дамбы» против контрреволюции в Центральной Европе.

Политика СРИ в чехословацком вопросе в 1920-е гг. была направлена на урегулирование конфликта между социал-демократическими национальными организациями этой страны, на установление сотрудничества между ЧСДРП и НСДРП(Ч). Эта политика привела к формальному примирению между социалистическими партиями в ЧСР, однако реального взаимопонимания и искреннего сотрудничества между ними, в первую очередь это относилось к партиями судето-немецкой и чехословацкой социал-демократии, так и не установилось. Между крупнейшими социалистическими организациями страны сохранялись большие противоречия, ярко проявившиеся после 1933 г.

Таким образом, в 1920-е - начале 1930-х гг. судето-немецкая социал-демократия сумела добиться определенных успехов в деле борьбы за демократическое разрешение национального вопроса в ЧСР: НСДРП(Ч) выработала собственные программные установки по национальному вопросу, сумела заручиться поддержкой международного социалистического сообщества, в первую очередь, партий австрийской и германской социал-демократии. Наконец, в 1928 г. было достигнуто формальное примирение с чехословацкими социал-демократами; НСДРП(Ч) вошла в правящую коалицию. Однако кардинально улучшить положение судетских немцев НСДРП(Ч) не смогла. Более того, начавшийся мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к резкому обострению межнациональных противоречий в ЧСР. В итоге партия судето-немецкой социал-демократии начала уступать политическую инициативу судето-немецким правым партиям и организациям.