Смекни!
smekni.com

Югославский кризис (стр. 1 из 5)

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.П. Огарева
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
кафедра регионоведения и политологии

Реферат


ЮГОСЛАВСКИЙ КРИЗИС

Выполнил: Ганюшкина Т.В.
студент 2-го курса 203 группы
з/о специальность регионоведение
Проверил: Петухов А.В.

Саранск, 1999


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Предыстория Югославского кризиса

1.1. Древняя история

1.2. История возникновения конфликта

1.3. Радикализация сепаратистского движения в Косово

2. Перерастание кризиса в “войну на Балканах”

3. Анализ Югославского кризиса

Заключение

Региональные конфликты в мире не прекращаются на протяжении всей ис­тории человечества. Социальная, национальная и конфессио­наль­ная неоднородность общества нередко приводят к конфликтам. Кон­фликты являются неотъемлемой ча­стью общественной жизни. Противоре­чия прони­зывают все сферы жизни: социально-экономи­ческую, полити­ческую, ду­ховную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кри­зис. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, обострение всех противоре­чий.

В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на внутренние и внешние (или международные). Принципы урегулирования конфликтов зависят от его статуса и формы (внутренний или внешний, мирный или вооруженный конфликт). Согласно сложившейся международной практике внутренний конфликт требует применения принципа невмеша­тельства, межгосударственный конфликт — воздержания от применения и угрозы силы, национально-освободительное движение — требует примене­ния принципа равноправия и самоопределения народа. Если народ бо­рется за самоопределение, то попытка подавить его силой рассматрива­ется как агрессия. Жертва агрессии имеет право на ответное примене­ние силы.

В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на со­циально-экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения вла­сти), национально-этнические, религиозные и т.д. Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты — кон­фликты на основе борьбы за права и интересы этнических и националь­ных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. Но одновременно об­ладание этой территории для этноса-меньшинства является не просто частью проблемы обладания недвижимостью, а как доступ к получению в институционной форме государственной власти, залогом ее будущего развития.

Значительную роль в региональных конфликтах играет проблема на­ционального самоопределения тех или иных национальных общностей. Югославский кризис возник из такой проблемы. Проблема национального самоопределения играла значительную роль, но кроме того имелось еще много других наслоений. В мире существует сотни таких конфликтов в различных странах: Англия – Северная Ирландия, Франция – Корсика, Испания – баски, Турция – курды, Греция — Турция — Кипр. Россия на огромной своей территории сталкивается с теми же проблемами: Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д. Более того, все постсоветское пространство наполнено этими конфликтами: Грузия – Абхазия, Молдова – Приднестровье, Армения — Азербайджан –- Нагорный Карабах, Таджики­стан – Узбекистан – Афганистан и др. Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: расовые, национальные и религиозные различия с глубо­кими историческими корнями, на которые накладываются экономические причины и социальное неравенство. Не все проблемы этого ряда удается разрешить мирным путем. Ярчайший пример тому Югославский кризис. Очередной виток Югославского кризиса – Косовский конфликт не только привлек внимание всего мира, но и вовлек в него мировое сообщество, обострив многие противоречия.

1. Предыстория Югославского кризиса

1.1. Древняя история

Попытки разобраться в истоках Югославского кризиса и Косовского конфликта в частности невозможны без знания истории. Например, надо хорошо знать историю и менталитет сербов, чтобы понять, почему они с таким трепетом относятся к такой небольшой территории государства как Косово. С 12 века эти земли входили в средневековое Сербское го­сударство, а Косово после битвы сербов с турками в 1389 г. стало символом сербского сопротивления турецкому завоеванию, символом сербского героизма. Это нашло отражение в эпосе, литературе, искус­стве и занимает особое место в сербском коллективном сознании. На территории Косово находится огромное количество памятников сербской культуры – православные церкви и монастыри

К сожалению, практически все стороны, вовлеченные в Югославский конфликт, активно эксплуатируют собственную национальную историю в качестве идеологического инструмента для оправдания своих сегодняш­них позиций. Так, албанцы приводятся другие аргументы в споре об ис­торическом праве сербов на Косово. Славяне пришли на Балканы отно­сительно поздно – в 11-12 веках нашей эры. Основано сербское госу­дарство было в 12 веке. В отличие от западных и восточных славян, заселявших либо опустевшие земли, либо территории, где культурное развитие местного населения приблизительно соответствовало уровню пришельцев, южные славяне пришли на земли, где уже столетиями суще­ствовали города, храмы, библиотеки, своды законов, традиции государ­ственности – словом, все то, что именуется цивилизацией. Поэтому юж­ные славяне создавали свою культуру и государственность не на пустом месте, а “подтягивались” до уровня местного населения. До прихода славян на территорию сегодняшней Югославии проживали романизирован­ные иллирийцы. Историки спорят, являются ли албанцы (или по крайней мере геги – северная подгруппа албанского этноса) потомками иллирий­цев или же их предки фракийцы-христиане пришли на место сегодняшнего обитания в 7 веке из Северной Болгарии, спасаясь от тюрко-язычных булгар. Иными словами, исторические претензии косовских албанцев на Косово могут оказаться не менее обоснованными, чем сербов.[2, 446]

Кроме того необходимо понять, почему сербы стали меньшинством в Косово. После того как турки вырезали местное население нескольких близких провинций, косовские сербы несколькими волнами переселились на пустующие плодородные земли к северу от Дуная – сегодняшняя серб­ская область Воеводина. Изображение такого массового переселения, происшедшего в 1690 г. под руководством патриарха Арсения, можно увидеть на стенах патриаршего собора в Белграде. По условиям Вер­сальского мира 1918 г. венгерские земли, населенные сербами, дос­та­лись Югославии. Гористую местность Косово заполнили албанцы, кото­рые не менее героически сражались с турецкими завоевателями: участ­вовали в Косовском сражении, восстание албанцев под руководством Скандербега продолжалось четверть века. Уже после османского завое­вания большинство албанцев приняли ислам, что дало основание сербам идентифицировать их с турками. [11]

В историческом оправдании претензий на ту или иную землю трудно найти смысл – ее судьбу должны решать живущие на ней люди.

1.2. История возникновения конфликта

Стоит напомнить, что после поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала воз­вращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию хор­ваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией.

В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое внимание. Югославия гордилась достижениями в об­ласти межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам. В крае Косово существовало множество национальных школ, университет, расширялись права автономии. После Второй мировой войны Косово полу­чило статус национальной области в составе Сербии. Но уже в 1963 г. Косово становиться автономным краем. Конституция 1974 г. на­делила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал са­мостоя­тельным субъектом федерации. Представители Косово были членами кол­лективного органа управления страной – президиума СФРЮ. Автоном­ный край обладал равными правами с другими республиками, кроме од­ного – он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться статуса республики, мечтая о создании единого албанского государ­ства. Последние 20 лет албанцы отказывались участвовать в пе­реписи населения, поэтому данные об их численности разняться. По не­которым данным албанцы составляют 77% всего населения, а сербы – 13 %.

В СФРЮ националистическая деятельность в крае Косово началась сразу после войны и не прекращалась ни на день. Подпольные организа­ции внутри страны поддерживались албанскими организациями во всем мире, такими как “Союз косоваров” (Рим, Турция), “Призренская лига” (США, Турция, Австралия, Канада, Франция, Бельгия, Германия). В 1981 г. в Косово вспыхнуло восстание, на целое десятилетие усилив на­пря­женность внутри Сербии, обострив межреспубликанские отношения в стране. Митинги и демонстрации выступали под лозунгами “Косово – республика”, “Косово – косоварам”, “Мы — албанцы, а не югославы”. Усиление уличной борьбы сопровождалось активизацией деятельности по превращению Косово в “этнически чистый” край. Националисты использо­вали разные методы, вплоть до угроз физического истребления сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев. Непрекращающийся процесс вытес­нения из края жителей сербской и черногорской национальностей стал важнейшим индикатором кризиса. По данным газет сербское население сократилось к 1991 г. до 10%. Союз писателей Косово, возглавляв­шийся Ибрагимом Руговой с 1988 г., стал рупором идей национального обособления края. [4]