Смекни!
smekni.com

Образование монгольского государства и монгольские завоевания (стр. 1 из 3)

Тема №5

Образование монгольского государства и монгольские завоевания

1. Монголия до образования государства.

2. Создание монгольского государства.

3. Основные направления, причины успеха и последствия монгольских завоеваний.

1. Монголия до образования государства

К концу XII века на обширном пространстве от Великой Китайской стены до Южной Сибири, от верховья Иртыша до Амура кочевали несколько крупных союзов монгольских племён.

Этноним «монгол» в форме «мэнгу», «мэнгу-мо», «мэнгу-ва» - впервые встречается в китайских хрониках династии Тан. Так китайцы называли группу «варваров» (все степные народы), которые кочевали на их северных границах, что, очевидно, отражало их самоназвание[1]. Северо-монгольские племена китайцы называли «чёрными» татарами[2], а кочевников, примыкающих к Великой Китайской стене «белыми» татарами. Встречается и такое понятие как «дикие» татары, применимое к народам, занимающихся охотой и рыболовством и жившим в самых отдалённых северных районах Монголии. Из этого можно предположить, что в этот период татары доминировали в степи. В состав степных народов входили кочевники трёх племён (маньчжурского, монгольского, тюркского), но все эти кочевники называли себя общим понятием «таталы», отсюда - «татары». По мере отдаления от Китая влияние осёдлых народов на кочевые народы сказывалось слабее или вообще отсутствовало.

Природные условия Монголии (степи, горные пастбища) с древнейших времён обусловили основное занятие монголов - кочевое скотоводство, т. е монголы - кочевникиномады. В степях центральной Азии кочевое скотоводство выделилось из первобытного комплексного земледельческо-скотоводческо-охотничьего хозяйства.

Китаец Чань-Чунь описывал места обитания татаро-монгол как «гигантскую долину, размеры которой составляют 7-8 месяцев пути в длину и ширину,… изобилующую водой и травой», где люди и стада «сегодня идут, завтра стоят, где есть вода и трава». В XI в. окончился длительный период засухи. Это способствовало сдвигу границ степной зоны на юг до пустыни Гоби, росту количества скота и особенно населения.

Основным элементом монгольского общества являлся род во главе со степной аристократией (багатуры, нойоны3). Род совместно владел кочевыми угодьями, совершал религиозные обряды[3]. В сознании большей части монголов устойчивым было представление о коллективной ответственности за каждого члена рода. Совместное ведение хозяйства и кочёвки получил название куренной (лагерь-курень устраивался вокруг юрты родового старейшины и мог насчитывать до тысячи кибиток, т.е. семей)

Выходцы из рода, не желавшие принимать правила поведения и жизни внутри коллектива, становились «людьми длинной воли». Эти люди объединялись в организованные отряды под предводительством военных предводителей. «Люди длинной воли» наряду с монгольскими родами были мощной силой в степи.

У монголов существовали племенные объединения, которые к указанному времени представляли собой не столько этнические, сколько политические общности. Каждое из этих объединений имело своего предводителя - хана. Как правило, ханы в указанное время являлись уже наследственными правителями, хотя продолжала существовать выборная система эпохи военной демократии, когда хана как военного предводителя выбирали представители родоплеменной аристократии. Источники указывают, что в XI-XII вв. в монгольском обществе выделилась степная знать – «нойоны», люди «белой кости». Они носили особые титулы: «Богатырь», «Меткий Стрелок», «Силач», «Мудрый» и др.

Со второй половины XII в. обострилось соперничество отдельных аристократических родов за власть, за распределения пастбищ, увода чужих стад и похищения невест «чужой кости». Иранский учёный, визирь монгольских ильханов, Рашид ад-Дин (12471318) сообщает: «у каждого племени был государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, ссорились и грабили друг друга».

Вследствие родоплеменной вражды, а также традиционной политики Китая по стравливанию кочевников между собой для предотвращения их объединения, обычными явлениями стали разбой, воровство, произвол, беззаконие, прелюбодеяние. Таким образом, становилось очевидным необходимость политического объединения.

Ещё в конце XII в. среди монголов выделился Тэмуджин (1154/1162(?)-25авг. 1227), сын хана Есугэя, испытавший много бедствий после смерти отца: детство в условиях борьбы мелких кочевников; в молодости он был пленником в Китае, где многому научился, в том числе и узнал о слабых сторонах Поднебесной. Он собрал молодых воинов («люди длинной воли»), которые образовали орду (дружину) и жили военной добычей. Они воевали с соседями и принимали в свои ряды всех, кто был готов подчиниться их образу жизни. Вскоре все народы монголов подчинились орде, а Тэмуджин на курултае[4] в 1206 г. (год Тигра/Барса) был провозглашён кааном[5], т.е. Чингисханом («Океан-хан» - «Владыка мира»; на тюрк. - Тэнгисхан).

В вопросе объединения выявилось 2 тенденции:

• большая часть аристократии предпочитали объединение на уровне племенной конфедерации с сохранением своей реальной власти на местах. Но это не могло обеспечить социально-политической стабильности, т.к. племенные союзы в Монголии разваливались также быстро, как и возникали. Носителем этой тенденции был Джамуха, которого поддерживали татары.

• тенденция к жёстко централизованному государству, сторонником которой был Чингисхан, поддерживаемый монголами.

В тяжёлой войне Чингисхан одолел татар, почти полностью истребив их. Джамуха был казнён. Степную аристократию он склонил к созданию государства. Затем Чингисхан начал объединение степняков. Внутренняя борьба была очень жёстокой и более трудной для монголов, чем последующие внешние завоевания.

Это были типичные степные войны, после которых пленных варили в котлах, «равняли к оси телеги», беременным вспарывали животы. В монгольских сказаниях об этой борьбе написано: «Небо звёздное, бывало, поворачивалось. На постель тут не ложилися, мать широкая земля содрагалася - вот какая распря шла всеязычная». Сам Чингисхан говорил, что «высшим наслаждением для мужчины - победить своих врагов, гнать их перед собой, отнять у них всё, видеть лица их близких в слезах, сжимать в объятьях их дочерей и жён».

2. Создание Монгольского государства

С 1206 г. начинается история монгольского государственности, которая изначально имела имперскую тенденцию. Военный характер государства проявился в присяге, приносимой Великому хану. Власть Хана образно проявлялась и в обрядах, которые сопровождали вступление во власть Великого хана: ближайшие вельможи клали перед ним меч, а он спрашивал: «Готов ли каждый из вас исполнять то, что я повелю, идти, куда я пошлю, убивать, кого я прикажу?». Вельможи отвечали: «Готовы». Тогда хан говорил им: «Впредь слово уст моих да будет мечом моим».

Власть Великого хана проявлялась и в том, что он был властителем над жизнью, смертью и имуществом каждого подданного.

Факторы, препятствующие мирному развитию государства:

• в период процесса централизации пришло в упадок кочевое скотоводство, т.е. основа экономики. Это толкало на захват новых стад и пастбищ у соседей.

• всё мужское население было мобилизовано в армию, обучено военному искусству, нацелено на войну как на самое действенное средство приобретения материального благополучия.

Вынашивая планы завоевательных походов, Чингисхан, прежде всего, занялся военно-административным устройством государства.

Территория Монголии была поделена на две части: левое крыло и правое крыло, между которыми находилась территорию собственного кочевья Чингисхана. Такое деление территории восходит ко времени гуннов и других племенных объединений - предков монголов. Их опыт во многом оказал влияние на процесс организации Монгольской империи.

Каждый из трёх больших округов (правого и левого крыльев и центра) делились на «тьмы» (10 тыс. человек), «тысячи», «сотни» и «десятки». Территориальному делению соответствовал принцип комплектования армии во главе с десятскими, сотскими, тысячниками и темниками Военачальники назначались не по принципу родства или знатности (хотя и то, и другое всегда учитывалось), а на основе свойственного ранним политическим структурам принципа меритократии[6], т.е. из лучших воинов, что сыграло огромную роль в укреплении боеспособности армии. Во главе территорий стояли сподвижники Чингисхана, нукеры[7] и нойоны.

Таким образом, Чингисхан, проявив себя, раннее как незаурядный полководец, теперь проявил себя как талантливый организатор и политический деятель. Он превратил враждовавшие раннее племена в единую могучую орду, поставив её на твёрдую основу. Его внутренняя и внешняя политика была направлена на защиту интересов нойонства. Этим целям служила и административная система. При Чингисхане столицей империи стал город Каракорум, центр ремесла и торговли.

Подобное военно-административное устройство государства отражало процесс замены былых кровнородственных связей новыми административно-территориальными. Члены прежних родовых коллективов превратились в зависимых от военачальников вассалов.

Должности нойонов (темников, тысячников, сотников) были наследственными, но правом собственности на кочевье и на население, которое, кочевало на данной земле, они не располагали (не могли передавать или продавать).