Смекни!
smekni.com

Эпоха Столетней войны (стр. 3 из 3)

Политика равновесия характеризует двадцать последних лет его господства... но тут, по инициативе англичан, возобновляется Столетняя война.

Перед лицом опасности, Жан V закладывает новый поворот. Годы 1427-1435 - проанглийские, но герцог избегает общей ссоры с Францией. Бретонский дворянин Артур де Ришмон – верный соратник Жанны д‘Арк, и герцог позволяет бретонцам, таким как Жиль де Рец, другой компаньон Орлеанской Девы, служить во французской армии. Ещё один значительный фактор подтолкнувший, герцога оставить союз с англичанами – это мощное общественное мнение в самой Бретани. Жанна д‘Aрк символизировала идею французского единства...

Финал правления является апогеем герцогской политики. Жан доходит, наконец, до абсолютного нейтралитета. Символично, что именно в разгар посредничества между французами и англичанами, герцог умирает, 28 августа 1442.

Его заслуга не только в сохранении, в целом, мира в Бретани. "Он оставил свою страну мирной, богатой и обильной любыми товарами", констатирует Алан Бушар. В тоже время, его позиция нейтралитета заложила основы политики независимости. Но ее становится все более и более трудно сохранять, по мере того, как восстанавливается во Франции могущество королевской власти. Жан V относился к той категории крупных феодалов, уничтожение которой "как класса", короли Франции считают отныне своей наипервейшей задачей. Средневековье, а с ним и феодальная вольница, подходят к завершению…

С 1442 до 1458, три герцога разделяют между собой этот период.

Сначала старший сын Жана V, Франциск I (1442-1450). Весьма лояльный по отношению к Франции, он поощряется в этой политике умеренностью претензий Карла VII, который довольствуется ленной зависимостью только французских земель герцога. В итоге, Бретань входит в войну на стороне Франции, 31 июля 1449.

Господство Франциска I, который скончался 18 июля 1450, интересно своим расхождением с политикой его предшественника, Жана V. За равновесием следует исключительно разыгрывание французской карты, которое можно оправдать, конечно, политической и военной конъюнктурой, весьма благоприятной для короля Франции. Однако политика следующего государя Бретани, его брата Пьера, вернет всё на свои места.

Хрупкий, несмелый, подверженный приступам жестокости, Пьер II занимает видное место в бретонской истории. Он удаляет от герцогского двора сторонников чрезмерного сближения с Францией, однако продолжает поддерживать королевство против Англии, хотя и умеренно. Он позволяет бретонцам сражаться на стороне французов. Именно бретонский флот, ведомый Жаном Келеннек, блокирует Бордо в 1453 и высаживает десант из 8000 солдат, которые занимают город.

Но в тоже время, герцог пытается утвердить независимость или, по крайней мере, самостоятельность Бретани. Он поддерживает прямые отношения с иностранными правителями и подписывает коммерческие договоры с Кастилией и Португалией в 1451. Когда Карл VII, требует ленного оммажа от Бретани, Пьер уклоняется…

Положение герцогства отличается, тогда возрождающимся благополучием и явной тенденцией к защите свей независимости. Очень короткое господство Артура III (Артур де Ришмон, сентябрь 1457-декабрь 1458), не отмечает в этом отношении никаких изменений. Остающийся коннетаблем Франции, верный по отношению к королю, этот старый суровый солдат проявляет, однако такую же бдительность, как и Пьер II, когда речь идет о защите бретонских прав.

Результаты этой политики, ведущейся с большим постоянством (за исключением Франциска I), с 1422 до 1458, тем не менее, неудовлетворительны. Бретань теперь, гораздо менее независима чем, например, Бургундия. Она рассматривается как часть Франции многими иностранными правителями, и частью своей же аристократии. Приход к власти в Бретани Франциска II, совпадает с правлением весьма энергичного Людовика XI, короля Франции с 1461.