Смекни!
smekni.com

Москва в истории науки и техники (стр. 1 из 7)

В.М.Орел

Среди множества городов, существующих сегодня на планете, трудно назвать город, превосходящий Москву по объему и масштабам ведущихся в ней научных исследований. Ровно полвека тому назад академик С.И.Вавилов отмечал, что в XX столетии "руководящая роль Москвы в научной жизни страны стала очевидной" [1]. Однако, чтобы занять такое, совершенно особое место, Москвой был пройден огромный путь создания и накопления научно-технических знаний. Можно смело говорить, что российская наука создавалась и росла вместе с развитием и приращением ее столицы.

Еще задолго до того, как на карте России появился Санкт-Петербург с основанной там по инициативе Петра I Академией наук (1724г.), в Москве жили и работали российские подданные и иностранцы, обладавшие разнообразными и глубокими для своего времени научными познаниями. В ХVI-ХVII вв. в Москве трудились замечательные специалисты, люди книжного знания и острого ума - Иван Федоров, Максим Грек, Ф.И.Карпов, Ф.М.Ртищев, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, Епифаний Славинецкий , Симеон Полоцкии, Сильвестр Медведев и др. [2].

В центральных органах государственного управления России ХVI-ХVII вв. - царских приказах, располагавшихся на территории Московского Кремля, формировались группы специалистов, отечественных и приглашаемых из-за границы, которые накапливали сведения по отдельным отраслям знаний и пытались применить их на практике. Пушкари, металлурги, "зелейники" Пушкарского приказа осваивали работы с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Мастера Приказа каменных дел стремились внести те или иные усовершенствования в своей области деятельности. В Посольском, Разрядном и Сибирском приказах работали группы высококвалифицированных картографов и переводчиков, занимавшихся собиранием и обработкой поступавших туда статейных списков, чертежей и других географических материалов, к которым проявляли большой интерес отечественные и зарубежные географы .

Основной задачей Записного приказа, учрежденного в 1657 г. указом царя Алексея Михайловича, являлось написание истории России, начиная со времен царствования Ивана IY.

В Аптекарском приказе (осн. ок. 1620 г.) работали высококвалифицированные "доктора" и "лекари", занимавшиеся не только лечением больных, но и теоретической медициной, фармакологией и т.д. Некоторые из них составляли руководства по медицине, различного рода лечебники, занимались подготовкой медицинских кадров. В ведении Аптекарского приказа находились все аптеки страны.*

(Первая аптека на Руси была учреждена в Москве в 1581 г. английским аптекарем Джемсом Фрэншаном. В ХVII в. в Москве были построены 2 аптеки в Москве (в 1672 и 1682 гг.), открывались они и в ряде других городов страны [3]).

При нем был создан так называемый Аптекарский огород - один из первых садов прикладной ботаники в Европе. В Аптекарском приказе накапливались и развивались также и некоторые знания в области химии, что было связано с изготовлением работавшими в нем аптекарями и "алхимистами" различного рода лекарственных снадобий.

Таким образом, в приказной системе управления постепенно складывались некоторые элементарные, зародышевые формы институционализации исследовательской деятельности. Растущие потребности государства в образованных людях обусловили создание в стране учебных заведений. Этому активно способствовали и некоторые церковные иерархи. Первые школы в Москве были открыты в Чудовом (1653) и Спасском (1665) монастырях. Цепью обучения в них было по преимуществу овладение языками, латинским и греческим. Попутно вводились науки, связанные своим содержанием со средневековой образованностью - грамматика, риторика и натуральная философия [4].В 1668 г. прихожане церкви Иоанна Богослова в Китай-городе пытались устроить при ней "гимнасион" для преподавания грамматики, славянского, греческого и латинского языков и прочих "свободных учений". В начале 60-х гг. XVII в. при Печатном дворе на Никольской улице была открыта первая в Москве светская школа[5]. Обучение в ней велось также преимущественно языкам. Немного позже, в 1685 г. здесь же на Никольской улице при Заиконоспасском монастыре начало работать первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия (до 1701 г. она называлась эллино-греческой, с 1701 по 1775 г. - славяно-латинской). В 1687 г. для Академии было построено новое трехэтажное каменное здание, тогда же состоялось и ее официальное открытие.

В 1687-1694 гг. в Академии преподавали известные деятели русского просвещения братья Иннокентий и Софроний Лихуды - греки, получившие образование в школах Венеции и в Падуанском университете, где получили докторские степени. В Москву Лихуды были направлены константинопольским патриархом Досифеем, к которому Московский патриарх Иоаким обратился с просьбой прислать для московской школы надежного учителя из греков[6].

Московская академия давала по тем временам высокое образование. Полный курс обучения в ней был рассчитан на 13 лет. По учебникам Лихудов в ней преподавались логика, психология, физика или натуральная философия и некоторые другие дисциплины. Один из воспитанников Академии П.В.Постников был первым из известных нам русских, получивших докторскую степень в Падуанском университете.

Славяно-греко-латинская академия была в основном учебным заведением. Но в ней осуществлялась также и переводческая деятельность, велись некоторые научные изыскания в области истории, филологии, натуральной философии и т.д. Этим занимались в частности сами Лихуды и их наиболее способные ученики.

В конце ХVII - начале ХVIII вв. в Москве по указанию Петра I создаются первые специализированные учебные заведения: Пушкарская (артиллерийская) школа, Математико-навигацкая школа и др. [7].

Практическая работа по организации Математико-навигацкой школы, созданной для подготовки морских офицеров, геодезистов, "учителей цифири" (математиков) и других специалистов, была осуществлена крупным ученым и государственным деятелем сподвижником царя-реформатора Я.В.Брюсом. В начале школа находилась на Английском подворье, где останавливались прибывшие по приглашению Петра I в Москву в 1698 г. английские математики - Генри Фархварсон, Ричард Грейс, Стефан Гвин. В июне 1701 г. школа была переведена на ранее определенный дпя нее Кадашевский большой двор.

Преподаватели школы Г.Фархварсон, Л.Ф.Магницкий и др. занимались не только педагогической деятельностью, но и научными исследованиями. Л.Ф.Магницкий, работавший в школе с момента ее основания, составил (при участии одного из ее учеников - П.Шишиптунова и посадского человека Кадашевской слободы В.А.Киприанова), изданную в 1703 г. "Арифметику..." - своеобразную математическую энциклопедию, в которой были обобщены сведения не только по "цифирной счетной премудрости", но и по алгебре и геометрии, накопленные к этому времени.

При Математико-навигацкой школе Я.В.Брюсом была создана астрономическая обсерватория, размещавшаяся на Сухаревой башне. Обсерватория была оборудована зрительными трубами, секторами, квадрантами, глобусами, часами и другими астрономическими инструментами, новейшими для своего времени.Обсерватория использовалась как в учебных, так и в научных цепях. Научные астрономические наблюдения производил в ней на протяжении десяти с лишним лет сам Я.В.Брюс, преподаватель математики, астрономии и навигации Математико-навигацкой школы Г.Фархварсон.

В XVII - первой четверти ХVIII в. и даже несколько позже в Москву нередко стремились попасть молодые люди из периферийных районов страны, чтобы получить там образование и основательную научную подготовку. Среди них был и М.В.Ломоносов, учившийся в Славяно-греко-латинской академии в 1731-1735 гг. [8].

Таким образом, к началу ХVIII в. в Москве сложились необходимые научно-технические, социально-экономические и культурно-исторические предпосылки для создания в ней научных учреждений в собственном смысле этого слова.

Но в силу ряда причин и прежде всего потому, что столицей России с 1714 г. стал Санкт-Петербург, тогда этого не произошло. Более того, вскоре после того, как Москва стала провинциальным городом, ее роль как общероссийского центра науки и культуры заметно снизилась.

Этому способствовали переезд из Москвы в новый город на Неве многих высокообразованных людей, части преподавателей и учащихся старших курсов Математико-навигацкой школы и других высших учебных заведений, перебазирование в Санкт-Петербург некоторых наиболее крупных книжных собраний (в частности, рукописных и печатных книг, хранившихся в царском дворце), естественнонаучных препаратов Аптекарского приказа и т.д. Так накопленные в Москве книги явились основой для академической библиотеки в Санкт-Петербурге, а препараты Аптекарского приказа стали основной частью экспонатов Кунсткамеры в первые годы ее существования.

В первые десятилетия после того, как столицей России стал Санкт-Петербург, в котором энергично разворачивала свою деятельность Академия наук с созданными в ее составе научными учреждениями, университетом и гимназией быстро развивались вновь открытые государственные учебные заведения (Морская академия, Артиллерийское училище, Инженерная школа и некоторые другие); под руководством государственных учреждений - Берг-коллегии. Медицинской канцелярии и Адмиралтейской коллегии организовывались гидрографо-геодезические, географические, ботанические и минералогические исследования. В остававшихся в Москве учебных заведениях (Спавяно-греко-латинской академии, Математико-навигацкой школе, Медицинской школе и некоторых других), учебная деятельность - постепенно сокращалась, а исследовательская работа велась в значительно более скромных масштабах.

Отмеченное положение оставалось практически неизменным вплоть до середины 50-х гг. ХYIII в.

В 1755 г. прежде всего бгодаря настойчивым ходатайствам графа И.И.Шувалова, дважды обращавшегося с "доношениями" в Правительствующий сенат, императрицей Елизаветой Петровной в Москве был открыт университет, со временем ставший крупнейшим учебным и научным центром страны. В Московском университете были сформированы три факультета - философский, юридический и медицинский, предусматривалось также создание научно-экспериментальной базы преподавания и исследования - лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки и т.д. Московский университет с момента его основания стал учреждением, в котором преподавательская работа органически сочеталась с исследовательской. Многие университетские профессора и преподаватели наряду с подготовкой кадров для науки и народного хозяйства, активно занимались также и научными изысканиями.