Смекни!
smekni.com

Развитие IТ-технологий в Тунисе (стр. 1 из 4)

Реферат: Развитие IТ-технологий в Тунисе


Отличительной чертой современной эпохи является стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Роль этих технологий все более возрастает в жизни общества. Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, имеющих отношение к управлению и обработке данных вычислительной техникой. Обычно, когда речь идет об информационных технологиях, подразумеваются компьютерные технологии. К отраслям информационных технологий относятся информатика, программирование, Всемирная паутина, управление данными, хранение данных, информационная безопасность, криптография, системная интеграция, искусственный интеллект. Итиэль да Сола Пуль, американский политолог, был одним из первых, кто обратил внимание на первостепенное значение информационных технологий. Он определил «пять аспектов электронной коммуникации, способных изменить общество в такой же мере, в какой это сделало книгопечатание». Этими аспектами являются – устранение фактора расстояния как препятствия связи; слияния речи, текста и изображений в общий цифровой поток»; совмещение компьютерной техники и коммуникации; включение работы и досуга в деятельность в области телекоммуникации; коренной поворот в области СМИ1. К телекоммуникационным технологиям относятся стационарная телефонная связь, мобильная связь, компьютерные системы оперативной связи (компьютерная телефония, Интернет-телефония, компьютерная видеосвязь), системы передачи документированной информации (телеграфная и факсимильная связи).

В 1991 г. Тунис стал первой арабской и африканской страной, подключившейся к Интернету. В 1993 г. была создана Национальная исследовательская и технологическая сеть для обеспечения доступа научных центров тунисских университетов к Интернету. В марте 1996 г. правительство учредило государственное Тунисское агентство Интернет (ТАИ), подчиненное министерству телекоммуникационных технологий, которое должно было, как официально подчеркивалось, расширить аудиторию Интернета и применение его технологий. Однако, как выяснилось позже, другой задачей ТАИ стала фильтрация контента и блокирование сайтов и посланий электронной почты, чтобы помешать использованию Интернета оппозицией, диссидентами и правозащитниками. Две газеты начали выпускать электронные версии своих номеров. 30 декабря 1996 г. тунисское радио, одно из немногих в мире, начало вещание в Интернете. В конце 90-х годов то же сделало государственное телевидение. Во второй половине 90-х годов Тунис, наряду с рядом других государств, активизировал усилия в области развития электронной коммерции. 2 ноября 2006 г. была создана Национальная федерация информационных и коммуникационных технологий, состоящая из семи профессиональных структур.

Хотя Тунис был пионером в развитии Интернета в арабском мире и в Африке, он в группе стран с относительно сходным уровнем развития (Алжир, Египет, Иордания, Ливан, Марокко, Тунис, Турция) отстает от некоторых из них, что видно из следующих данных.

Таблица 1 Доля пользователей Интернетом в населении страны, %

1995 г. 2000 г. 2005 г.
Алжир 0,30 0,5 5,8
Египет - 0,7 6,8
Иордания 0,80 2,5 11,2
Ливан 1,25 9,1 19,6
Марокко 0,17 0,7 14,6
Тунис 0,67 2,7 9,5
Турция 1,25 2,9 13,7

В 1995, 2000 и 2005 гг. Тунис по уровню проникновения Интернета отставал от Иордании, Ливана и Турции (а в 2005 г. также от Марокко). Относительное отставание было вызвано несколькими причинами. Государство вначале не разрешало создавать частные провайдерские компании, тем самым препятствуя конкуренции и снижению цен за подключение, использование и на подписку. В 90-х годах государство намеренно тормозило рост численности пользователей, хотя официально утверждало, что для использования Интернета достаточно простого обращения к провайдеру с просьбой предоставить допуск к Интернету. Об этом, в частности, сказали в 1998 г. несколько проинтервьюированных тунисцев представителю международной правозащитной организации «Хьюмен райтс уотч». Они добавили, что счета у некоторых пользователей неожиданно закрывались. По их мнению, правящий режим опасался, что Интернет может быть использован для критики в адрес властей и укрепления оппозиционного, диссидентского и правозащитного движений. Однако представители правозащитников, побывав в Тунисе в сентябре 2005 г., констатировали улучшение ситуации – отсутствие каких-либо проблем при подписке на Интернет2.

Еще одной причиной является то, что некоторых потенциальных абонентов отпугивали жесткий контроль властей над Интернетом и наказания, которым подвергались пользователи за просмотр запрещенных сайтов или тех, которые власти через некоторое время могли назвать запрещенными. В своем интервью генеральный директор ТАИ в 2002 г., отвечая на вопрос, почему в стране так медленно развивается Интернет, в частности электронная коммерция, содержание сайтов и предоставление через Интернет различных услуг, ответила уклончиво: «Мое объяснение простое: дело заключается в подходе. Некоторые тунисцы просто еще не отошли от восхищения и удивления. Для других Интернет и информатика по-прежнему остаются сложными»3. Интересно, что отставание Туниса в освоении Интернета не согласуется с более высоким объемом ВВП на душу населения в 2005 г. (7,6 тыс. долл.) по сравнению с Марокко (4,3 тыс. долл.), Иорданией (4,8 тыс. долл.) и Ливаном (5,3 тыс. долл.)4.

Возможно, одной из причин отставания Туниса по численности пользователей Интернета от Иордании, Турции и Ливана является более слабое распространение персональных компьютеров (см. таблицу 2), а от Марокко – меньшее число в Тунисе Интернет-кафе и более высокая плата (почти в три раза) за пользование в них компьютером (см. ниже раздел Интернет-кафе).

В речи на открытии Всемирного саммита по информационному обществу в Женеве в декабре 2003 г. президент Туниса подчеркнул значение технологических преобразований в развитии информационного общества. Он, установивший жесткий контроль над Интернетом, заявил, что среди множества последствий этих преобразований будет создание всеобъемлющей и комплексной концепции прав человека, которая поможет обеспечить слободу слова и право народа на самоопределение5. 31 октября 2003 г. этот «один из врагов Интернета»6, как именуют Бен Али его критики и противники, наградил Винтона Грея Серфа, которого часто называют «отцом» Интернета, вручив ему знаки отличия Великого командора Национального ордена в знак признания его выдающейся роли в создании Интернета. В.Г.Серф не мог не знать положения в области прав человека и о «киберрепрессиях» в Тунисе. Знаменательно, что руководителем организационного комитета второго этапа Всемирного саммита по информационному обществу в Тунисе был назначен генерал Хабиб Аммар, который с 1988 г. в течение многих лет возглавлял МВД Туниса. Он создал Национальный директорат спецслужб, где по отношению к арестованным применялись пытки. Во время пребывания Х.Аммара в Швейцарии в сентябре 2003 г. две правозащитные организации, ссылаясь на Международную конвенцию ООН против пыток и на присоединение Швейцарии к этой конвенции, потребовали наказания Х.Аммара. Однако тот не был арестован, так как обладал иммунитетом неприкосновенности в соответствии с соглашением между Швейцарией и Международным телекоммуникационным союзом. Тунисские правозащитники подвергали критике ООН за выбор Туниса местом проведение второго этапа Всемирного саммита, состоявшегося 16–18 ноября 2005 г. Генеральный секретарь ООН К.Аннан, однако, полагал, что выбор Туниса привлечет внимание к этой стране и его правительство будет вынуждено отказаться от политики нарушения прав человека. Однако и до саммита, и после него репрессии в Тунисе продолжались, а некоторым иностранным журналистам было отказано во въезде, в частности, представителю организации «Репортеры без границ» Р.Менару. Лишь накануне саммита некоторые из запрещенных сайтов были разблокированы, но затем вновь заблокированы.

Один из примеров «киберрепрессий» – дело Зухейра Яхьяуи, создавшего в 2001 г. сайт TuneZine. Он писал статьи под псевдонимом «Ат-Тунси» («Тунисец») и распространял информацию о борьбе за демократию и свободы в Тунисе. Он также публиковал документы оппозиции, написал много хроник и памфлетов и первым распространил письмо президенту страны, в котором судья Мухтар Яхьяуи, его дядя, осудил несправедливую судебную систему страны. С самого начала сайт подвергался цензуре и блокированию, но его читатели каждую неделю получали списки прокси-серверов, с помощью которых они преодолевали блокирование сайта. 4 июня 2002 г. З.Яхьяуи был арестован в столице в Интернет-кафе. 10 июля 2002 г. его приговорили к году тюремного заключения за распространение «лживых сообщений» и к году и 4 месяцам «за хищение путем мошеннического использования средств телекоммуникации», то есть за использование Интернета за счет управляющего Интернет-кафе, служащим которого являлся З.Яхьяуи. 19 июня 2003 г. он получил первую Премию киберсвободы от организации «Репортеры без границ». 18 ноября, незадолго до первого этапа Всемирного саммита по информационному обществу (декабрь 2003 г.), он был условно освобожден7.

Тунисские правозащитники и международные правозащитные организации отмечали, что жесткий контроль над Интернетом несовместим с международными признанными принципами развития Интернета. Три международные правозащитные организации – Международная федерация лиг прав человека, Международная организация за борьбу против пыток и Евро-средиземноморская сеть прав человека в послании от 27 января 2005 г. представителям ЕС по случаю заседания Совета ассоциации ЕС-Тунис 31 января 2005 г. обратили внимание на цензуру ИТТ и подавление свободы слова. 6 июля 2006 г. Европарламент осудил компании и предприятия, которые способствуют осуществлению цензуры в некоторых государствах (в частности, были упомянуты Ливия, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Белоруссия, Китай) и «могут рассматриваться как противники свободы слова». Евродепутаты отметили, что некоторые компании и организации, такие как «Yahoo!», «Google» и «Майкрософт», не выступают против цензуры их услуг и что некоторые предприятия, например, «Secure Computing» и «Fortinet», поставляют Бирме и Тунису средства, с помощью которых в этих странах осуществляется киберцензура8.