Смекни!
smekni.com

Понятие и идеи синектики (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Исследование систем управления»

ПОНЯТИЕ И ИДЕИ СИНЕКТИКИ

Автор: студентка гр. 5090 ____________ / Сочнева Е.В. /

(подпись) (Ф.И.О.)

ОЦЕНКА: ____________

Дата: 13.12.2010

ПРОВЕРИЛ:

Руководитель проекта ___________ /__ Варламов Б.А._/

(подпись) (Ф.И.О.)

Санкт- Петербург

2010

Содержание :

1. История возникновения синектики..................................... 4

2. Понятие синектики........................................................................ 6

3. Механизмы(операторы) и базовые поцессы синектики 9

4. Синектический процесс и принципы синектического подхода.................................................................................................... 13

5. Сферы применения и примеры реализации механизмов синектики................................................................................................ 19

5.1. применение в рекламе............................................................. 19

5.2. применение синектики в практике обучения будущих учителей английскому языку...................................................... 20

Список литературы :........................................................................... 24

Приложения............................................................................................ 25

1. История возникновения синектики

Начало исследований в области Синектики относится к 1944 году, когда автор с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. Изобретатель, который был предметом этих исследований, решал проблему по конструированию нового высотомера - альтиметра для самолета и одновременно описывал происходящий в нем психический процесс, наговаривая на диктофон свои размышления. Заметим, что подобный эксперимент очень сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Автор приводит некоторые выдержки из этих записей. Весьма интересен момент, когда изобретатель, не осознавая того, формулирует к высотомеру требование идеальности: "Я выброшу остальное содержимое и посмотрю только на пружину. ...конечно, самое элегантное решение было бы иметь циферблат... без шестеренок... Это, конечно невозможно, но все-таки, как сама пружина делает все?" .

В 1945 году было положено начало серии интервью с людьми искусства и науки с целью определения того, испытывают ли они аналогичные психологические состояния. Интервьюируемые подтвердили, что они узнавали те психологические состояния, которые описал изобретатель, хотя никогда этого не осознавали. После того, как результаты опроса были обобщены, стало очевидным, что четыре аспекта психологического процесса: вовлечение, отделение, размышление и автономия объекта достаточно универсальны для экспериментальных попыток. Дальнейшие эксперименты проводились в Гарвардской лаборатории подводной акустики с группами, работающими над проблемами гидродинамики и акустики. Определенные трудности в понимании вызывала рекомендация группе по вовлечению в проблему. Через некоторое время этот принцип был сформулирован следующим образом: "Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои уши, глаза и руки - ее элементы".

После завершения этих экспериментов у исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульский эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидууму. От попыток осознания того, что происходит в мозгу в момент озарения, Гордон переходит к поиску психологических условий и состояний, которые позволяют эффективно развиваться творческому процессу. Работа проводилась с группами художников, артистов, которым предлагалось совместно решать технические проблемы. Открытость, коммуникабельность, нацеленность на творчество этой группы людей позволили несколько углубить подходы к управлению творчеством, однако больших результатов получено не было, и в дальнейшем произошел возврат к работе с инженерами. Начиная с 1952 года целью работы стало создание плана - схемы, которую люди могли бы применять для увеличения их творческих возможностей. Гордон окончательно переходит к выявлению операторов творческого процесса. "Наша задача была в том, чтобы выделить психологические механизмы и зафиксировать повторяющиеся психологические состояния, которые могут быть описаны конкретными терминами и изучены в экспериментальном смысле".

Повторные групповые сборы были проведены в Фокпуле. На них стали обнаруживаться определенные нюансы механизмов творческого процесса. В это же время были изучены произведения философов и психологов, автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре и других.

В 1949 году был сделан обзор всей имеющейся информации по исследованиям творческого процесса. Эта работа оказалась небольшой помощью, т.к. большинство из этих исследований были попытками составить тесты для опознания творческих людей. Автобиографические же описания творческого процесса обычно сверхсубъективны.

В 1952 году была образована оперативная синектическая группа в фирме "Артур Д. Литтл Инкорпорейтед" в Кембридже. Все проведенные синектические сессии записывались на магнитофонную ленту. На этой группе были опробованы конкретные механизмы для решения проблем.

К 1956 году были открыты другие механизмы, дополняющие известные и доведены до практического применения. В течение 1956 года была определена роль руководителя в синектической группе. В 1956-1957 годах наметилось отличие между повторяющимися психологическими состояниями и операционными механизмами для поддержания этих состояний. 1958 год был посвящен разработке проблемы "делать знакомое незнакомым". Игра с метафорой, по мнению автора, - один из самых плодотворных механизмов, который может быть использован, чтобы делать знакомое незнакомым.

Когда Кембриджская группа расширила свои научные исследования от отдельных сессий до обучения других групп, появилась необходимость выразить свои мысли в членораздельном виде с тем, чтобы обучаемые критиковали и разрабатывали теорию дальше.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". "Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!" - воскликнули сторонники "творческого озарения по инструкции". Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали - "креативщиков") по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники. И не смотря на то, что книга так и не была издана у нас, ее идеи вскоре, через каких-то 5 - 10 лет после издания, плавно перекочевали в умы советских, тогда большей частью - внешторговских - рекламистов.

К постоянным клиентам фирмы «Синектикс инкорпорейтед», на­ряду с мелкими фирмами, относятся крупнейшие: «Дженерал Электрик», ИВМ (вычислительные машины), «Ремингтон» (ору­жие), «Зингер» (швейные машинки) и др. Отзывы о ценности синектики, как правило, положительные. Полный курс обучения методике рассчитан на год. Сначала члены обучаемой группы жи­вут вместе и занимаются только синектикой. Затем проводят вме­сте неделю в месяц, а остальное время работают в своих фирмах. С седьмого месяца и до конца обучения для членов синектической группы организуют только встречи для решения задач. [1]

2. Понятие синектики

Слово "синектика" - греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества - это главенство индивидуального гения.
Гордон не отрицал великой роли "индивидуального озарения" в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой - необходимость системы "направленного поиска решений". Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее "группового мышления". В ситуации когда люди - "синекторы" - объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.