Смекни!
smekni.com

Этапы и приемы подготовки телепрограммы (стр. 1 из 5)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Курсовая работа студента III курса группы _3-сд-4_

Мухариновой В.А.

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ».

ТЕМА: «Этапы и приемы подготовки телепрограммы"

Руководитель: Евдокимова Л.А.

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение…………………………………………………………….............3

Глава I Этапы и методы допроизводственной подготовки телепрограммы…5

· Замысел и поиск, разработка темы при подготовке телепрограммы……………………………………………....5

· Сбор информации для подготовки телепрограммы…………..…...…8

· Подготовка сценария телепрограммы…………………...11

Глава II Этапы и методы производства телепрограммы …..…….…...15

· Съемка телепрограммы……………………………………….....16

· Монтажный план. Монтаж телепрограммы………………….21

· Подготовка материала к эфиру……….…………………..…….26

· Заключение………………………………………....…...……..30

Список использованной литератур…………………..…….…32

Введение.

Тема курсовой работы «Методы и этапы подготовки телепрограммы». Телевидение давно вошло в жизнь каждого человека. Оно является неотъемлемой частью культуры и искусства. Телевидение одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и других прикладных целях. Развитие телевидение породило множество каналов, на которых каждый может выбрать для себя программу. Но не каждый знает, каким трудом она создается. Целью данной курсовой работы является познакомить читателя с этапами подготовки телепрограммы и сопутствующими им методами и тем самым раскрыть подробно тему.

Задачи данной работы заключаются в том, чтобы рассмотреть этапы и методы подготовки телепрограммы, дать им подробную характеристику, подтвердить или отвергнуть тот факт, что это весьма трудоемкая работа, которая под силу лишь слаженному профессиональному коллективу. И, конечно, проанализировав материал, сделать вывод.

Для анализа выбранной темы понадобятся знания в сфере журналистики. Это учебники для высших учебных заведений, в которых можно найти достаточно информации о теоретической части подготовки телепрограммы, а также книги и интернет-статьи, в которых можно подробнее ознакомиться с практической частью.

Стоит подчеркнуть, что тема работы является весьма актуальной. Так телевидение развивается, появляются новые технические средства для просмотра и съемки даже в домашних условиях. На этом основании можно сказать, что данную тему приемлемо изучать на основе полученных знаний и выбранной информации из разных источников. Таких как: книги, статьи, Интернет-ресурсы. Дабы проработать материал, предназначенный для курсовой, и достигнуть поставленной цели, будет использован выборочный метод.

В качестве рабочих гипотез резонно поставить вопросы: Правда ли, что подготовка телепрограммы это трудоемкая работа, которая включает в себя множество этапов и методов? Важно ли уметь работать в команде при подготовке телепрограммы?

Структура работы состоит из введения, в котором рассмотрены основные положения работы, поставлены цели и задачи, рабочая гипотеза и актальность. Затем следует основная часть, она разделена на несколько глав. Первая посвящена теоретической части, она знакомит читателя с историей развития телевидения, разработкой и поиском темы для подготовки телепрограммы, а также повествует о сценарии, методах его написания. Данная глава включает в себя три раздела. Следующая глава практическая с точки зрения подготовки телепрограммы. В ней происходит знакомство с работой оператора, корреспондента, методами съемки. Затем читатели могут найти информацию о монтажном плане и монтаже будущей телепрограммы. Завершает главу раздел, в котором рассказывается о подготовке передачи к эфиру. Что является конечным этапом работы. После чего заключение, в котором подведутся итоги проделанной работы, будет выяснено выполнены ли поставленные задачи и цель, насколько раскрыта тема курсовой работы. В завершении список литературы.

Глава I

Первая глава является теоретической в отношении подготовки телепрограммы. В ней будут рассмотрены вопросы, касающиеся этапов и методов допроизводственной подготовки: поиска и разработки темы и сбора информации, а также составления сценария. На основе собранных данных из книг и интернет источников будет представленный скомпаннованный материал, включающий в себя определения, классифицированную информацию и общий текст. В заключении будет сделан вывод о проделанной работе в первой главе.

Этапы и методы допроизводственной подготовки телепрограммы.

Допроизводственная подготовка телепрограммы включается в себя следующие этапы: определение основного замысла, поиск и разработка темы, в нем подробно будет рассказано о работе журналиста, будет дано определение сценарию, метод его написания и характеристики. Далее читатели ознакомятся с важнейшими понятиями, такими как: замысел и производная от него заявка, о которой подробнее будет оговорено в данном разделе.

Следующий этап – это сбор актуальной информации. Здесь речь пойдет о методах этой работы. Далее весь скомпанованный материал используется для написания сценария. Об этом речь пойдет в заключительном разделе первой главы. Читатели смогут познакомиться со структурой сценария, методами его написания, с важнейшими элементами, а также узнать для себя массу определений с характеристиками, которые сопровождают этот этап.

1.1. Основной замысел и поиск, разработка темы при подготовке телепрограммы.

Подготовка к созданию телепрограммы всегда начинается с поиска темы и написания сценария. Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.[1]

Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи. Журналисту может быть предложена тема редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Под эту тему автор ищет такой жизненный материал, который помог бы ему раскрыть ее наиболее полно и ярко. Предположим, редакция обратилась к проблеме нравственности молодежи, ее интересов. Решая эту тему, журналист может говорить об отношении к родителям, к обществу, власти, к профессии, семье. Появляются передачи, сюжеты и фильмы, посвященные проблемам наркомании, проституции, преступности, в которых авторы фиксируют неблагополучие жизни молодых людей.

Иногда сам журналист приходит на студию со своим замыслом, который волнует его и, по его мнению, будет интересен зрителю. Если, суммировав все частные особенности, представить себе схематично основные стадии наиболее типичного процесса работы автора над сценарием телеочерка, то они будут выглядеть так:

· – первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);

– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;

· – написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;

· – первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу;

· – написание сценария;

· – утверждение сценария редакцией.

На этом работа сценариста не всегда кончается: часто он принимает участие в съемках или записи передачи, изменяя написанный текст в соответствии с конкретным моментом. После того как произведение смонтировано, наступает заключительный для сценариста этап работы – создание авторского текста, комментария. Заметим, что иногда его пишет другой, специально для этого приглашенный автор – «текстовик».

Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.

Форма и объем заявки не регламентированы. Это зависит от манеры режиссера, от специфических особенностей замысла, а также от того, насколько студия знакома с данным автором, насколько ему доверяет. В заявке могут быть изложены отдельные эпизоды будущего сценария, иногда – предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и так далее.[2]

1.2. Сбор информации для подготовки телепрограмм.

Поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского текста. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист добьется поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния значимости. Журналист в контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы. При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Чем точнее журналист представляет себе, какие именнофакты необходимы для его материала, к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс. Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях предварительное ознакомление с установленной темой.Методы сбора информации разнообразны. Данная классификация предполагает три группы:1. Коммуникативные методы.К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации. Это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос. К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п.[3]Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом. Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Неформальное интервьюирование характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити. Важным считается опрос фокус-группы как метод сбора информации.2. Некоммуникативные методы (документальные и физические). Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку.Технические средства также крайне разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы. Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока3. Аналитические методы.Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки. Для сбора таких данных существуют аналитические методы. Так как они разнообразны, следует привести краткую классификацию:- Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)- Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как "обставляют" телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).- Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.- Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию. 1.3. Подготовка сценария телепрограммы.

Сценарий телепрограммы является произведением, написанным как основа для постановки. Он подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. В сценарии необходимо опираться на общие законы построения передачи или фильма, в фундаменте которого лежит динамический процесс, действие. В телепроизведении сложно передать непрерывность действия, так как жизненная длительность не укладывается в рамки передачи или фильма. Каждый кадр – это самостоятельный пластический мир, фактически живущий независимо от соседних. Эту независимость и необходимо преодолеть с помощью единой мысли, раскрывающей внутренний смысл, пронизывающей произведение и передающейся, как эстафетная палочка из кадра в кадр.