Смекни!
smekni.com

Алтайский этнос в системе российской государственности (стр. 17 из 21)

Советская власть в глазах алтайцев делала представителей русского этноса превосходящими их самих, как государствообразующего этноса. Также ошлифовывался стереотип - некая убежденность в невысоких деловых качеств и низком культурном уровне алтайцев, как и многих сибирских народов. Это мнение, во-первых, было обусловлено несхожестью их традиционных занятий и их стремлением сохранить свою культуру, обрядность, мировоззрение.

Таким образом, появление разнообразных религиозных, культурно - общественных организаций, политических организаций можно объяснить попыткой осознания самодостаточности своего этноса, как - бы ответная реакция на многолетнее мнение о «второстепенности» алтайского народа. В настоящее время, с осознанием появления своей государственности, с приходом нового поколения данные стереотипы стерлись. В глазах молодежи Республики Алтай многонациональность региона рассматривается в положительном ракурсе, так как присутствует возможность узнать не только обычаи и традиции своего народа, но и соседнего, проживающего рядом, на одной территории этноса. Возможность культурного диалога между разными народами значительно снижает этноконфликтный уровень региона.

Исследователь Думнова Э.М. в результате социологического опроса среди русских школьников старших классов, показала, что у подрастающего поколения развито чувство патриотизма, высокая степень осознания русским этносом своей национальной самоидентификации, высокий уровень толерантности у русского этноса по отношению к другим этносам, проживающим в Республике Алтай, что исключает возможность обострения межнациональных отношений в молодежной среде.[125]

В настоящее время, ситуация в республике представляет собой картину мирного сосуществования разных этносов с разным религиозным мировоззрением, что дает хороший повод для изучения традиций друг друга. Можно заметить высокий уровень толерантности всего населения республики, например, при проведении какого - либо традиционного праздника городской администрацией, где присутствуют и участвуют представители разных этносов. Хотелось бы надеяться, что и дальнейшее совместное сосуществование будет мирным, толерантным и взаимообогощающим.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что алтайский народ, прошедший долгий и трудный путь к своей государственности, добился ее в конце XX века. Алтайскому народу пришлось пройти немало испытаний, чтобы сохранить, в первую очередь, себя как народ, сохранить свою культуру и язык. Входя в состав таких древних государственных образований как Тюркский, Уйгурский, Киргизский каганаты происходило постепенная консолидация тюркских этнических групп в алтайский народ. Оказавшись под влиянием монгольских, джунгарских и китайских государств алтайца пришлось бороться уже за свою сохранность, это им удалось только в 1756 году, с вхождением алтайцев в состав Российской империи. Российское государство оказало весьма сильное влияние на самосознание, культуру, быт алтайского народа. С присоединением Горного Алтая к России идет постепенное заселение ее территории русскими крестьянами, староверами, а позднее и казахскими племенами.

Первая Всероссийская перепись населения, проведенная в 18987 году показала, что большинство населения Горного Алтая составляют коренные жители. Сравнив переписи 1897 г. и перепись 1989 г., можно сделать вывод, что численность населения Горного Алтая значительно увеличилось, но не за счет естественного прироста, а за счет притока нового населения на территорию региона. Процесс заселения Горного Алтая происходил очень активно, что незамедлительно привел к ассимилятивным процессам коренного населения. В первую очередь ассимиляции подверглись те алтайские племена, которые заселяли предгорные части Алтая, ими оказались кумандинцы, челканцы и тубалары. Порой неаккуратное использование лесных массивов приводило к крупным пожарам, которые непосредственно влияли на традиционные промыслы коренного народа (охота, собирательство). Поэтому многим приходилось начинать оседлый образ жизни, привыкать к новой культуре. В настоящее время эти этнические группы выделены как малые коренные народы Республики Алтай.

После Октябрьской революции 1917 года, с приходом к власти большевиков, многим малым народам представилась возможность создать свою автономию в составе СССР. Этой возможностью воспользовались и алтайская этническая элита. Она добилась, чтобы Горный Алтай был выделен в отдельную автономную область, хотя оказалась в составе Алтайского края. Это был первый шаг к построению собственной государственности. Советская власть кардинально изменила образ жизни алтайского народа, большинство стало оседлым населением. Активно взаимодействуя с русской культурой, стала забываться собственная культура: были забыты почти все обычаи, традиции, обряды.

Но в то же время, в советский период были построены множество школ, больниц и домов культуры, т.е. алтайское общество значительно модернизировалось. Со сменой поколений, стала появляться собственная интеллигенция, собственные политически активные люди.

Таким образом, в советский период произошли значительные изменения в алтайском обществе, которые оказали значительное влияние на дальнейшие события. С распадом СССР идут активные политические процессы по созданию и повышению собственной государственности многих народов России. Горно-Алтайская автономная область была преобразована в Республику Алтай.. Но, тем не менее, были установлены стабильные федеративные отношения как между центром и Республикой Алтай, так и с другими субъектами Российской Федерации.

Процесс создания Федерации в России нельзя назвать легким. После установления федеративных отношений с субъектами страны, стало очевидным, что федеративное устройство страны ассиметричное. В ней сочетались как территориальные, так и этнические принципы федеративных отношений. Большинство созданных республик оказались национальными регионами, и у них оказалось больше полномочий, чем у краев и областей. Данная ситуация не могла не привести к недовольству руководства краев и областей, и данная проблема решается федеральными органами власти путем объединения некоторых субъектов. Также на данную политику укрупнения субъектов влияет их социально - экономическая разнообразность. На повестке дня стоит проблема упразднения экономически депрессивных регионов, в категорию которых попадают многие национальные республики. Против данной политики активно выступает не только региональная политическая элита, но и титульные этносы регионов.

Титульный этнос Республики Алтай представляет собой население, условно разделенное на северных и южных алтайцев. Северных алтайцев представляют кумандинцы, тубалары и челканцы. Южные алтайцы - это собственно Алтай - кижи и теленгиты. Кумандинцы, тубалары, челканцы, а затем и теленгиты в результате постановления правительства РФ от 24 марта 2000 г. были включены в перечень малочисленных коренных народов России. Данное разделение алтайцев на несколько отдельных народов дает понять, что процесс самоидентификации алтайцев идет до сих пор сложно. Причиной данной ситуации можно рассмотреть процессы 1990-х годов, когда в республике появились множество общественно - культурных и религиозных организаций. Политика гласности и разнообразие новых организаций повлияли и на самоопределение алтайского этноса.

Несмотря на разнообразный состав населения, межэтнических конфликтов наблюдать не приходилось. Это свидетельствует о высоком уровне толерантности населения Республики Алтай. Активный межкультурный диалог дает только положительные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственность алтайского народа создавалась в тяжелых условиях. Появление государственности у алтайцев сказалось и с положительной стороны, и с отрицательной. Отрицательное заключается в том, что с включением Горного Алтая в состав Российской империи, с установлением советской власти забываются культурные аспекты национальной политики, расширение мировоззрения алтайцев сопровождается с высокой степенью ассимиляции, потерей родного языка. К положительным моментам можно отнести тот факт, что с созданием собственной республики, алтайский этнос чувствует себя более уверенным. Это дает психологическую удовлетворенность - осознание того, что данный этнос обозначил себя среди многих других с помощью создания собственного государственного образования - Республики Алтай.

Приложение 1

Карта Республики Алтай.

Приложение 2

Флаг Республики Алтай представляет собой прямоугольное полотнище из четырёх горизонтальных полос.. Два цвета флага Республики Алтай соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Голубые полосы являются символом чистоты, неба, гор, рек и озер Алтая. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.

Герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая. На сине-голубом фоне изображены: в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии — Белухи — Юч Сюмера, символизирующая красоту и мощь родной земли; в центре — белый грифон — Кан-Кереде с головой и золотистыми крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы; в нижней части круга — орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая — Бии и Катуни с их притоками; между ними треножник золотистого цвета — очаг — символ Родины, крепости и вечности родного дома; волнистые линии под треножником — очагом — символ Телецкого озера — Алтын-Келя.