Смекни!
smekni.com

Аркаим и страна городов (стр. 2 из 7)

"Города" удивительно схожи между собой. Обязательно обнесены стенами и рвами (кстати, довольно сложные фортификационные сооружения). В плане это овал, круг или прямоугольник, близкий к квадрату. "Овальных" городов шесть: Берсаут, Аланды, Исиней, Кизил... Столько же круглых, Аркаим из их числа. Больше всего "угловатых": Степное, Устье, Родники... Есть и такие, в плане которых, контуры укреплений накладываются друг на друга. К примеру, на аэрофотоснимках Степного и Куйсака проглядываются все три фигуры. Здесь трижды перестраивали укрепления. Считается, вначале они возводились по овалу, потом вкруговую, а на закате Страны городов - прямоугольником.

Сегодня наиболее распространено мнение, что "города" были духовными центрами, здесь жили и вершили обряды жрецы, сюда собирались на священные празднества соплеменники со всей округи. Площадь в центре города была их храмом под открытым небом. Крепости были гарнизонами воинов племени, под их защиту племя укрывалось при набегах врагов. Города были производственными комбинатами. Ремесленники жили под защитой не случайно: их умением дорожили, особо творцами металла и орудий из него. Есть мнение, что Страна городов возникла именно здесь из-за доступных и добротных медных руд. И крепости были поставлены для защиты рудников и металлургических "заводов". По соседству со знаменитой ныне действовали Магнитки бронзового века. Местный металл и орудия шли на "экспорт" далеко за пределы Южноуралья. Это доказывает, что некоторые однотипные металлические предметы чудесной выделки, находимые то где-нибудь на побережье Эгейского моря, то на Южном Урале и свидетельствующие о протяженности культурных связей, оказывается, кочевали караванными путями не «оттуда сюда», как всегда считалось, а «отсюда туда»…

Но особенно впечатляют металлургические "цеха" Синташты. Город-крепость перестраивался и разрастался, были перенесены стены и ров. Внутренний же заваливался почти исключительно отходами металлургического производства. Здесь найдено почти все, что сопутствует ему сегодня. Это позволило археологам не только представить, как плавили бронзу наши земляки, но и реконструировать древние плавильни и даже выплавить бронзу по их технологии. Процесс бронзоварения был совсем не прост.

В раскопах Аркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности, атомного реактора или космического корабля. Только черепки битой керамической посуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие - бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало. Коллекция «артефактов» настолько бедна и невыразительна, что из нее не удается сделать приличествующую случаю музейную экспозицию.

Несмотря на это насыщенность культурного слоя материальными остатками невелика. Собрано 9 тысяч фрагментов керамики, изделий из кости и камня, орудий из металла (ножи с перехватом, серпы-струги, шилья, украшения), множество предметов, связанных с металлургией и металлообработкой: литейные формы, шлаки, сопла, молотки и наковальни.

Хозяйство населения Аркаима базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. 96 процентов палеозоологических находок составляют кости домашних животных: 60-65 % - крупного рогатого скота, 20-25 % - мелкого рогатого скота, 15 % - лошадей.

Теперь, через двенадцать лет после открытия, совершенно понятно, что главной ценностью потревоженных руин была и, видимо, останется КОНСТРУКЦИЯ сооружения.

Около полутора веков процветала в Южноуралье Страна городов. Потом синташтинцы ушли. Их место пусто не осталось, его заняли, судя по всему, родственные племена. Но ничего подобного здесь уже никогда не было. Разных мнений о том, кто такие были синташтинцы, почему и куда они ушли, немало. Не удивительно! Открытие и исследование Аркаима и Страны городов отнюдь не рядовые. "Должны рассматриваться как научное событие эпохального порядка", - считает авторитетный специалист по древним поселениям Евразии Н.Я.Мерперт. Добавить к его мнению нечего.

Более полутора десятков лет прошло с тех пор, как был открыт первый в Стране городов град Синташта. Впрочем, о том, что это целая "страна", догадались много позднее, когда открыли Аркаим и начали дешифровывать аэроснимки. С тех пор каждый год дарит новые открытия - или на раскопках, или в камеральном затишье при изучении материалов раскопок. Открыт новый град Коноплянка, открыта огромная чудская копь "Воровская яма"... Исключительно богатый материал дали раскопки этого места на Аландах.

«Столица» Аркаим

В сборнике "Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия" собрана достаточно богатая информация - и о самом памятнике, каким он открылся археологам, поднявшим многовековые пласты почвы, и о собранных во время раскопок предметах материальной культуры, и об окрестных древних городищах (их много в Аркаимской долине - протоиранской "Стране городов"), и о физико-географических условиях заповедной зоны, и о своеобразии тамошней растительности (тоже, между прочим, предмет, достойный удивления), и даже об истории и быте живших в округе казаков. Однако чем внимательнее вчитываешься в тексты собранных здесь статей, тем больше ощущаешь как бы дыхание еще не раскрытых тайн, тем больше понимаешь, что не только скудостью сведений, просочившихся сквозь толщи тысячелетий, объясняется некий ореол мистики, который окружает древнее городище в южноуральской степи.

Собственно, археологи уже сегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение в долине Аркаим в пору своего расцвета, и результаты действительно впечатляют.

Прежде всего нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было не конгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией.

Но главным достоянием Аркаима является сама конструкция, исследования которой показали в ней очень сложную и точную геометрию всех строений. Фундамента как такого в нашем понимании там нет. Вся конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Котлован для помещений и формирования бровок - как основа для будущих стен. Стеновые фундаменты сопряжены с рядами опорных столбов. Сама постройка развивалась в высоту, имела сплошные стены и потолок, галереи и мостовые надстройки второго этажа. Конструкция цельная, общей площадью около 20 тыс. кв. м. Центры городов были расположены друг от друга на расстоянии 40-70 км. Сельскохозяйственные угодья одного города занимали площадь радиусом около 25-30 км от поселения.

План поселения: два вписанных одно в другое мощнейших кольца оборонительных стен. Внешняя стена обнесена рвом глубиной 1,5-2,5 м. Две кольцевые улицы жилищ. припавших изнутри к стене, а в центре строения - площадка в форме немного сплюснутого круга диаметром 25-27 м. Точка сборки всех сооружений находится именно в центре на площади в цитадели. Сюда к этой точке были обращены все осевые линии зданий, улицы и выжды из жилищ. Эта же площадь, по мнению археологов, являлась главной и на ней проводились все богослужения, т. е. она была своеобразным храмом под открытым небом. Как мы знаем, древнейшие религиозные обряды наших предков не знали храмов. Они появились после того, как арии разделились.

Площадь ориентирована на северо-восток. Вся площадка окружена узкой канавкой. Археологи пишут, что в Аркаиме поражает не богатство материальной культуры, а ее духовность. Даже цвета облицовочных материалов были эстетически значимы.

Внешняя стена диаметром 150 м, толщиной 4-5 м, состояла из бревенчатых кистей, забитых грунтом с добавлением извести, с наружной стороны стена облицована сырцовыми блоками (необожженный кирпич) со дна рва и строго вертикально до верхнего среза (5-6 м).

Внутренняя стена, также вертикальная, была, вероятно, диаметром 85 м. Кольца жилищ разделены радиальными стенами. Стены были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены -35 жилищ, возле внутренней - 25.

Археологи отмечают достаточно сложную и продуманную планировку жилищ и кольцевых улиц шириною 5,5-6 м. Дома улиц были отгорожены от деревянной мостовой забором. Все вместе очень хитроумная ловушка дня уничтожения непрошеных гостей.

По середине улицы (под мостовой) проходил ровик глубиной 1,2-1,5 м, при ширине 1,5 м. Примерно через каждые 30 м на дне ровика прослеживаются глубокие ямы (составная часть хорошо продуманной ливневой канализации), которые пробивали глину и доходили до природного слоя гравия. Не вся дождевая вода сбрасывалась с кровли домов в этот ровик, часть воды уходила в специальные отстойники.

Поселок имел четыре входа. Конструкции входов также сложны и хитроумны. Они ориентированы на восток-северо-восток, восток-юго-восток, север-северо-восток, юг-юго-запад. Конструкция северо-западного входа очень сложна (он был ложным).

Обводная стена и ров делали прогиб, обращенный внутрь поселка, около 7-8 м, и на участке, где был наибольший излом, ров не прерывался, а становился гораздо шире и глубже. С другой стороны (со стороны поселка) сохранился мощный фундамент башни. Археологи предполагают, что это нацвраг ная башня.

Подлинный, а не ложный вход оказался с торца западного отрезка оборонительной стены, где стена и ров резко поворачивали на юго-восток. Вход был шириной 2,5-3 м. Юго-восточный вход совпадал совходом в коридор. Это был хитрый туннель в виде лабиринта, проложенного внутри стены, пройдя который, можно попасть на открытую площадку у основания предвратной башни. Эта площадка только с одной стороны была открыта и направлена к проходу, который вел на круговую улицу. Если вдруг противник попадал на эту площадку, а жители всегда на ночь (в случае опасности) убирали деревянные настилы мостовой, враг, естественно, добравшись до улицы, попадал не на площадь, а в ловчую яму А вот сами жители благодаря такой конструкции были в очень выгодном положении, так как в углу одного из западных жилищ была хорошо замаскированная щель, через которую жители попадали в тыл к врагам. Такие щели были в каждом секторе в двух угловых жилищах.