Смекни!
smekni.com

Архитектура и градостроительство Кыргызстана (стр. 3 из 7)

В данный период наивысшего рассвета дос тигли такие города, как Баласагун, Ош, Узген, Сафид-Буленд, Кара-Булак, Исфана, Садыр- Коргон (Шельджи), Ак-Тёбё (Куль), Текабкат (Та лас), Джуван-Тёбё. В целом, стиль архитектуры и градостроительные принципы развивались в рамках фергано-туркестанской архитектурной шко лы, но специфические природно-климатические условия Кыргызстана и местные традиции ока зали некоторое влияние на творчество архитек торов и строителей городов. Впервые о Баласа- гуне, как важнейшем городе, построенном мас терами архитектуры Востока, высказался В. Бар тольд в конце 19 в. Он также отметил типоло гическое сходство Баласагуна с г. Ак-Бешим, рас положенного на расстоянии 6 км. Отдельные историки полагают, что оба городища составляли единый город общей площадью 20 км2, служившем столицей Караханидского государства. Вре мя возникновения города, по мнению М. Е. Мас сона, приходится на 2 половину 10 в. В.Д. Го рячева считает, что Баласагун сформировался на основе раннесредневекового городища с так называемыми «длинными» валами, характерны ми для поселений Чуйской долины. Город был окружён двумя почти параллельными вытянутыми загородительными стенами, охватывающими территорию общей площадью около 25—30 км и имел несколько ворот. Структуру города можно представить лишь приблизительно. Вместе с тем, отчётливо выделяется местоположение отдельных строений и конфигурация цитадели и шахриста на. Башня Бурана, по всей видимости, явля лась вертикальной доминантой города и к ней примыкали мечеть и медресе. Не вызывает со мнение что г. Баласагун строился на основе принципов мусульманского зодчества и градостроительного искусства. С вост. стороны рядом с минаретом располагались ряды культовых, соору жений. Среди них выделяются мавзолеи (кюм бёзы) с восьмигранным и круглым очертания ми плана. В городах возводились минареты раз ной высоты, некоторые из них возвышались над окружающей застройкой до 60 м. Расстановка вертикальных акцентов в центральной части го рода существенно изменила облик раннесредне вековых городов Чуйской долины. Наиболее ча сто вертикальный силуэт минаретов участвует в формировании архитектурного облика и в юж. регионе Кыргызстана. Минареты визуально символизировали в городской культуре и в окружа ющей сельской среде господство исламской веры. Высокие минареты мечетей в средневековом го роде использовались как градостроительно-ком позиционные акценты. Из многочисленных ми наретов до наших дней дошли только два — Бу рана и Узгенский. Строительство дворцового комплекса для правителя в стиле исламской ар хитектуры также являлся непременным услови ем закрепления политической власти мусульман на данной территории.

Начиная с первых этапов караханидского прав ления в юж. регионе Фергана становится в цен тре политических событий. Заключение друже ственного союза между Караханидом Насром и правителем Узгена Махмудом Газневи произошло в 1001. В 11 —12 вв. г. Узген укрепил свои позиции в качестве столицы Ферганы. Статус столицы отразился на градостроительстве и ар хитектуре. Сев. и юж. мавзолеи с минаретом являются остатками величественного архитектур ного ансамбля. В данных мавзолеях были по гребены представители династии Караханидов в Фергане (в частности, в юж. мавзолее, покоит ся Кылыч Тамгачкан). Центральная часть Узгена представляла из себя характерную для Востока живописную застройку с узкими, причудливы ми улицами. В местных эпитафиях говорится о том, что в 13 в. функционировали крупные мед ресе с мечетью. Рядом размещались базарная площадь с торговой улицей, караван-сараями и хаммомы.

Археологические материалы подтверждают све дения литературных источников о том, что г. Са фид-Буленд, несмотря на мелкие размеры, яв лялся одним из важных очагов мусульманской культуры. Здесь обосновался суфийский орден. Комплекс Шах-Фазиль (11 — 18 вв.), составляю щий историческое ядро Сафид-Буленда, по своей историко-архитектурный ценности является од ним из самых почитаемых памятников вост. архитектуры. Суфийские шейхи из Аравии, Хорасана, Мавераннахра, Азербайжана совместно с местными адептами ислама прочно утвердили славу этого города далеко за пределы Ферганы. Ал-Мандиси писал об Оше: «Он большой, рос кошный. В нём большая мечеть, рынки распо ложены поблизости от горы. Город изобильный, многоводный. У него сильный рабат, в к-рый съезжаются воины со всех сторон». В др. ис точниках сообщается о ведущемся в 11 — 12 вв. большом гражданском строительстве. Возводят ся как комплекс, городские базары состоящие из открытых дворовых пространств, куполов, сводчатых помещений с галереями, множество караван-сараев с конюшнями и складами. Своеобразной была жилая архитектура. На неболь ших земельных участках жилые дома ремеслен ников, торговцев, духовных служителей возво дятся в один и два этажа с высокими дувалами, образующими замкнутый двор. Жилые дома и их дворы тесно примыкали друг другу. Жилые улицы идут замысловатыми изгибами к мечети и городскому базару. Купола множества квар тальных мечетей формируют выразительный си луэт города.

В средние века (10—12 вв.) вокруг озера Ысык-Кёл сформировалось довольно развитое кольцевое расселение, состоящие как минимум из 4—5 городов и более чем сотни мелких посе лений. В типологическом отношении города Приысккёлья в чём-то аналогичны с городами Чуйской долины, так как имели длинные валы: планировочная структура их состоит из цитаде ли, шахристана и относительно свободно расположенных жилищ кочевников-скотоводов и земледельцев. Цепь крупных и мелких населённых пунктов служила как одна из трасс Великого Шёлкового пути. Наличие на территории Ысык- Кёлской котловины природных богатств (руд ных материалов, лечебных источников, орошае мых плодородных земель) при благоприятных со циально-исторически процессах способствовало появлению в средневековье относительно урба низированного расселения.

Монгольское нашествие положило начало эко номическому и политическому кризису на всей территории Кыргызстана, продолжавшемуся в течение последующих веков. Кризис наступил и в градостроительстве. Начиная с 8 в. на протяжении последующих пяти веков городам принадлежала решающая роль в социальном, эконо мическом и культурном развитии средневеково го Кыргызстана, однако, по мнению некоторых историков, после монгольского нашествия здесь вновь воцарился кочевой и полукочевой образ жизни и роль городов для такого общества и го сударственно-политического устройства в значи тельной мере утратила свою привлекательность.

В 13—15 вв. в Чуйской и Таласской долинах местные феодалы развернули строительство роскошных по тем меркам дворцовых усадеб, к-рые резко выделялись в окружающей застройке. До вольно ощутимое развитие получило строитель ство караван-сараев, прежде всего на побережье Ысык-Кёля. Среди сохранившихся памятников позднего средневековья особое внимание заслу живает караван-сарай Таш-Рабат и кюмбёз Ма наса (14 в.). Таш-Рабат, расположенный в од ном из глубоких ущелий хребта Ат-Башы пред ставляет собой каменную постройку, почти квадратную в плане (32,4x34,8 м), с купольным по крытием. Выразительные архитектурные форма и силуэт, упорядоченная планировка и кладка стен говорят о мастерстве и выдумке тех строите лей и архитекторов, к-рые создали многофункциональное сооружение, ставшие сегодня символом горной архитектуры Тенир-Тоо. В свое образный образец мемориально-культовой архи тектуры превратился и кюмбёз Манаса, распо ложенный у подножия горы Кароол-Чоку в Та ласской долине.

В 1762 кокандцы захватили города Ош, Узг ен, в 1821 — Кетмен-Тёбе, в 1830— Чуй и Ысык- Кёл. По ходу продвижения кокандских войск с юга на север Кыргызстана ими воздвигались ук репления (кокандские крепости), где размеща лись военные гарнизоны. Кокандская крепость представляла собой прямоугольную замкнутую стену, она как правило, размещалась на возвы шенности, оттуда велось наблюдение за окружа ющим пространством. В кокандских источни ках её называют «кала», по-кыргызски — «коргон», по-русски — «курган»). Первые кокандские кре пости начали строиться в 20-х годах, последние в 70-х годах 19 в. Самая мощная кокандская кре пость была возведена в сев. части Бишкека, что впоследствии явилась местом возникновения сто лицы будущего Кыргызстана.

Кыргызские манапы формировали свою ставку на основе крепостного глинобитного сооруже ния. Кыргызские крепости — коргоны — сохра нились в разных уголках республики, они разме щались в глубине горных долин и также марки ровали владение родовой территорией.