Смекни!
smekni.com

Архитектура и градостроительство Кыргызстана (стр. 7 из 7)

На международном конкурсе за лучшие про изведения архитектуры и градостроительства в странах СНГ в 1997 решением жюри комплекс «Манас айылы» удостоен высшей премии Гран- при Международного фонда архитекторов.

Архитектурный ансамбль «Манас ордосу» (арх- ры Г. Асылбеков, Д. Омуралиев, О. Байгожоев, А. Алсеитов, М. Отунчиев, Ж. Исаков) воз ник на основе пространственного развития священного исторического места, где у подножия Кароол-Чоку находится кюмбёз Манаса, некро поль с садом и здание музея (арх. Э. Нурбеков).

Путь к ритуальному поселению «Манас ордо су» начинается с обелиска «Ак шумкар», уста новленного при подъезде к ансамблю. В отли чие от компактно спланированного «Манас айы лы» данный ансамбль пространственно органи зован в виде последовательно расчленённой лан дшафтно-парковой композиции с аллеей, веду щей по оси в восточном направлении к основ ным достопримечательностям. Три арки на пи лонах в образе пламени служат в качестве глав ных ворот, за к-рыми предусмотрено прохожде ние по символическому мосту, обрамлённому де коративными щитами и пиками воинов Манаса.

В комплексе интересно решена архитектура здания «Тулёкана» с полуовальным дворовым пространством, предназначенная для жертвоп риношения и ритуальной трапезы. Здесь башен ный входной элемент соединён с айваном и цен тральным распределительным узлом, вокруг к- poro размещены 3 большие и 7 малых гостевых помещения. В парковой зоне для паломников, регулярно посещающих кюмбёз Манаса, возве дено специальное здание «Бюбкжана», где они знакомятся с методами традиционной народной медицины у шаманов и экстрасенсов. Вокруг квадратного в плане зала веерно расположились три изолированные зоны для проведения сеансов лечения. Архитектурная форма здания на поминает старинную ханаку — место для уеди нения средневековых отшельников. Сев. под ножие горы Кароол-Чоку отведено для организации массовых нац. праздников (конных состя заний, театральных представлений). Вокруг ат-майдана (ипподрома) спланированы площадки, предназначенные для юрточного айыла. Во вре мя празднования 1000-летия эпоса «Манас» здесь был создан айыл из 1000 юрт. В традициях нац. архитектуры спланированы здания чайханы, ме чети, административно-хозяйственные сооруже ния и малые архитектурные формы.

Заметным явлением в культурной жизни ста ло создание мемориала «Ата Бейит» (арх. К. Алыкулов) возле с. Чон-Таш, посвященно го памяти расстрелянных в годы репрессий таких выдающихся личностей, как Т. Айтматов, К. Тыныстанов и др. На живописном склоне соз дан пространственный ансамбль, состоящий из музея, скульптурных композиций и площади для ритуальных церемоний.

За прошедшее десятилетие существенное раз витие получила современная мемориально-мо нументальная архитектура Кыргызстана. Прак тически в каждом регионе республики кыргызскими архитекторами возведены знаковые мемо риальные кюмбёзы и монументально-скульптур ные композиции, посвященные незаслуженно за- бытым в годы Советской власти выдающимся деятелям культуры, науки, гос. строительства и легендарным личностям.

Так, в Ысык-Кёлской области построены кюм бёзы Кадыр-аке (арх. Т. Байбаков), Чолпон- Ата (арх. М. Керимкулов), Садыр-аке, Баатыр- кана и др. Кюмбёз Чолпон-Ата выполнен в виде величественной башни с куполом на 4-х опорах. Выдумкой и изяществом отличается кюмбёз Ка дыр-аке, выполненный в оригинальный кладке из силикатного кирпича. Величественный ку пол и стройные башни венчают верх кюмбёза.

В памятные историко-культурные места пре вратились недавно построенные кюмбёз Шабда на (Кеминский район), Курманбек баатыра (Жа лал-Абадская область). Курманжан-датка (Ошс кая область) и др. После реставрации был вос тановлен полуразрушившийся кюмбёз Байтика, построенный из кирпича в конце 19 в.

В Токтогулском р-не по проектам архитек торов М. Амыркулова, Т. Осмонкулова, соору жены мемориальные музеи великого комузиста Коргоола (Досуева) и акына, драматурга Ж. Бо конбаева, а также музей Токтогула (арх-ры Н. Баетов, М. Толошбаев). За архитектуру му зея Ж. Боконбаева в 1991 авторы проекта удос тоены золотой медали на международном кон курсе за лучшую постройку года в г. Алматы. Пространственная организация музея решена ка мерно, в плане прочитывается мотив кыргыз ского узора. Главными семантическими элемен тами фасада являются знаки восходящего солн ца и раскрытой книги.

Среди монументально-скульптурных памятни ков, созданных за последние 10 лет, выделяют ся работы известного скульптора Т. Садыкова «Монумент независимости» и «Эл кугу». В пар ке имени Ататюрка сооружён памятник, посвя щенный погибшим воинам-афганцам (арх-ры Т. Ке нешов, Ж. Исаков и др).

Театральная площадь г. Бишкек, организован ная зданиями театра оперы и балета имени А. Малдыбаева, Гос. музея изобразительных ис кусств, Республиканской библиотеки для юношества имени К. Баялинова и сквером, попол нилась камерным скульптурным памятником выдающегося акына А. Токомбаева (скульптор С. Ажиев, арх. Т. Кенешов). Удачно размес тился памятник поэту Т. Уметалиеву на бульва ре Эркиндик (скульптор Д. Жолчиев, арх. О. Бай гожоев). К празднованию 3-х тысячелетия ос нования г. Ош были проведены масштабные работы по благоустройству городских магистра лей, площадей, зон отдыха; вокруг Сулайман- Тоо возникли малые архитектурные формы, про должились археологические и реставрационные исследования средневековой бани, построено новое здание краеведческого музея области, всё это позволило значительно улучшить качество историко-охранной зоны города.

За последние десятилетия архитектура Кыргызстана накопила большой опыт в проектировании новых типов зданий и сооружений, отра жающих многообразие социально-экономических процессов республике. Для разработки проек тов коллективы архитекторов начали эффектив но использовать компьютерную технику. Одним из основных направлений улучшения сложившей ся городской застройки стало использование малых архитектурных форм, возможностей средо вого подхода (дизайна окружающей среды и ланд шафта).

Возникает новая типология общественных и жилых зданий