Смекни!
smekni.com

Болшево (стр. 2 из 5)

В 1922 г. начала работать фабрика бывш. Сапожниковых в Куракине. Станки к этому времени пришли в нерабочее состояние. Квалифицированных рабочих осталось очень мало, специалистов не было. Рабочие сами ремонтировали станки, устраивали воскресники по добыче топлива на торфяных болотах. Ткачихи Н. Мотова, К. Бабаева, В. Васильева выступили инициаторами почина: одна ткачиха обслуживает два станка. Почин стал известен в Подмосковье. Перенимать передовой опыт приезжали с других текстильных предприятий.

В 1923 г. фабрика неоднократно выходила победительницей социалистическом соревновании московских фабрик Шелкотреста. Ей было присвоено название “Передовая текстильщица”.

В 1923 г. в Подлипках было закончено строительство первого значительного по тому времени сооружения — водонапорной башни. На торжества приехали М.И. Калинин и председатель СНК Украины В.Я. Чубарь. Гости сфотографировались вместе с рабочими, среди них были и питерцы. Затем клубе состоялось собрание, с докладом выступил М.И. Калинин, кадровым рабочим вручили персональные приветствие В Музее М.И. Калинина в Москве хранится автограф Калинина: “Приехал впервые, надеюсь, не в последний раз 8. XI. 1923 г.”. И действительно, Всероссийский староста не однократно потом приезжал в гости к рабочим, к своим друзьям по Питеру.

Бумагокрасильная фабрика бывш. Ф. Рабенека с 1921 г.приспособленная под мельницу, в 1930 г. послужила базой для создания Болшевского машиностроительного завода (БМЗ) по производству машин для пищевой промышленности.

К началу 30-х гг. кадры рабочих выросли на всех предприятиях. На фабрике им. 1 Мая в 1931 г. насчитывалось 1,8 тыс. рабочих; на фабрике “Передовая текстильщица” —около 400 человек. В 30-е гг. на предприятиях зарождается и получает широкое распространение стахановское движение. Его зачинателем на “Передовой текстильщице” была ткачиха М. Н. Дворянинова. Она первой стала работать на четырех станках; в 1939 г. ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. На фабрике им. 1 Мая первыми стахановцами были Е.В. Ганин (до революции — организатор марксистских кружков в Болшеве) и Н.М. Соловьева.

В 1925 г. в Костине по инициативе Ф.Э. Дзержинского была создана трудовая коммуна (она носила название Болшевской трудкоммуны им. ОГПУ №1) по перевоспитанию правонарушителей, которым срок заключения заменялся работой в коммуне.

При непосредственном участии коммунаров в селе были построены спортивно-обувная фабрика и спортивно-механический завод. Коньки, лыжи, теннисные ракетки, спортивная обувь и одежда с маркой “Болшевская трудкоммуна” расходились по всей стране. Сами коммунары увлеченно занимались спортом. Они построили стадион, на котором проходили международные футбольные встречи. Из воспитанников коммуны вышли заслуженные мастера спорта В.Д. Трофимов и И.И. Конов.

В Болшевской трудкоммуне бывали А.М. Горький, Н.К. Крупская, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, А.Н. Толстой Б. Шоу, А. Барбюс. А.М. Горький проявлял постоянный и большой интерес к трудкоммуне. Он подарил коммунарам библиотеку в 3 тыс. томов, которая стала основой современной костинской массовой библиотеки. Он со вниманием относился к литературным способностям коммунаров, из среды которых вышли известные впоследствии поэты П.И. Железнов и В.В. Державин.

В 1932 г. по рекомендации А.М. Горького в коммуну приехал молодой пианист и композитор А.Г. Двейрин, (он был аккомпаниатором советского исполнителя-виртуоза на балалайке Б.С. Трояновского). Под его руководством в коммуне развернулась широкая самодеятельность (в ней участвовало 900 человек). Были созданы духовой оркестр, танцевальная группа, оркестр народных инструментов, хор, театральны кружок, оркестр неаполитанских народных инструментов. Эти коллективы не раз занимали первые места на конкурсах художественной самодеятельности. Об искусстве болшевских коммунаров очень тепло отзывались А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, С.С. Прокофьев, Р. Роллан.

Та часть Костина, где располагалась трудкоммуна, приобрела в 30-е гг. черты рабочего поселка с кирпичными четырех этажными домами, в которых жили коммунары, двухэтажной больницей (сейчас городская больница № 2), фабрикой-кухней, учебным комбинатом, где размещалась семилетняя школа (сейчас школа № 2), клубом. Первая благоустроенная улица в Костине называлась Шоссе коммунаров (сейчас улица Дзержинского—главная улица костинской части Калиниграда).

Другая часть Костина оставалась селом, где единственным культурно-просветительным учреждением была изба-читальня, на которую выписывались в 1929 г. четыре газеты и три журнала.

В конце 20-х гг. наблюдается формирование (и юридическое оформление) рабочих поселков, которые впоследствии стали частями Калининграда; в них утверждаются и развиваются нормы городской жизни: растет население, ведется благоустройства, экономическое и культурно-бытовое строительство. Рабочий поселок, образовавшийся около фабрики им. 1 Мая, выделился со временем из с. Болшева. В 1926 г. он насчитывал свыше 4 тыс. человек. В с. Болшеве проживало в это время 220 человек. В дальнейшем рабочий поселок Болшево получил название Первомайский. В 1927—1930 гг. началась электрификация Болшева, а в 1934 г. там впервые появилось уличное освещение. В 1935 г. началась электрификация Костина. Оба поселка радиофицировались и телефонизировались.

С 1928 г. до конца жизни (1942 г.) в Болшеве жила русская революционерка В.Н. Фигнер; здесь она написала книгу “Запечатленный труд”. (В 1974 г. на доме, где жила В. Н. Фигнер, была установлена мемориальная доска.)

В 1927 г. при фабрике “Передовая текстильщица” возник поселок Текстильщики (с 1928 г. отнесен к категории рабочих поселков); в его состав вошли Куракино и Максимково.

В 1928 г. к категории рабочих поселков был отнесен и пос. Подлипки. Ему присвоили название Калининский. Здесь началось строительство первых четырехэтажных кирпичных домов, появились первые улицы. В 1929 г. построили кирпичный двухэтажный клуб (сейчас детский клуб им. Калинина). С первых дней клуб стал центром культурной жизни зарождающегося города, при нем работали самодеятельные кружки. В 1932 г. в Калининском открылась первая средняя школа (сейчас школа № 1). Учительница этой школы Е.А. Кушниренко первой из учителей города была награждена орденом Ленина. В середине 30-х гг. здесь построили больницу. Долгие годы главным врачом ее был заслуженный врач РСФСР Ю. О. Ботнер.

Дальнейшее развитие экономики и других форм городской жизни и рост населения дали основание для преобразования пос. Калининского в декабре 1938 г. в г. Калининград Мытищинского района. Тогда же получило статус рабочего поселка Костино.

На 17 января 1939 г. в Калининграде насчитывалось 28,1 тыс. жителей. Первым председателем горсовета избрали В.И. Болдырева. Его именем названа ныне улица в городе. На первой сессии городского Совета обсуждались вопросы жилищного строительства и плановой застройки города. В 1940г. получил статус города и рос. Костино. В 1939 г. там насчитывалось 15,9 тыс. жителей.

В первые месяцы Великой Отечественной войны часть предприятий была эвакуирована (в том числе предприятия Костина), оставшиеся работали на оборону. Фабрика “Передовая текстильщица” перешла на выпуск тканей для нужд фронта. Болшевский машиностроительный завод изготавливал мины и патроны. На базе ремесленного училища в Подлипках были созданы мастерские по ремонту оружия, мастерские по производству лыж, одежды, обуви.

Многие калининградцы ушли на фронт. Комсомольцы-старшеклассники уходили целыми классами. Комсомольцам Н.П. Корсакову (посмертно) и В.С. Уткину было присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы в Калининграде улицы, на которых они жили. Имя Корсакова носит также профессионально-техническое училище, где он учился.

В городе был сформирован истребительный батальон, отряд ополченцев-калининградцев влился в московскую дивизию.

В октябре-ноябре калининградцы участвовали в сооружении оборонительных линий вокруг Москвы в районе Лобни, Истры, Можайска и лесных завалов вдоль Ярославской железной дороги от Москвы-3 до ст. Валентиновка. Зимой 1941 г. население было мобилизовано на добычу торфа и строительство семикилометровой узкоколейной железной дороги до Торфо-предприятия. Узкоколейка была построена в трехмесячный срок и на протяжении всех военных лет снабжала топливом Калининград, Костино, Мытищи, рабочие поселки.

В город стали поступать эшелоны с ранеными. Было создано семь госпиталей. Они размещались в домах отдыха санаториях, школах Калининградцы вместе с жителями Мытищинского района собрали более 3 млн. руб. на постройку эскадрильи самолетов, 2,5 млн. руб. на постройку танковой колонны.

В первые послевоенные годы ряд предприятий были убыточными: не хватало рабочих, специалистов, оборудования. И все же задачу четвертой послевоенной пятилетки — восстановить довоенный уровень промышленности и превзойти его - трудящиеся Калининграда, Костино, рабочих поселков успешно выполнили.

На “Передовой текстильщице” было установлено свыше 100 новых станков и машин. К концу первой послевоенной пятилетки по сравнению с довоенным, 1940 г. увеличился выпуск продукции, расширился ассортимент, повысилось качество, снизилась себестоимость. От полушелковых тканей перешли к производству и массовому выпуску чисто шелковых, платяных. Передовые рабочие М.Н. Дворянинова, А.А Громова, О.П. Семина, Н.М. Бурцева внедрили на фабрике новаторский почин главного инженера пироговской фабрики “Пролетарская победа” Ф.Л. Ковалева, открывшего новые возможности повышения производительности труда в текстильной промышленности. Производительность труда на фабрике возросла на 17%. Пятилетка была выполнена досрочно. Предприятие из убыточного стало рентабельным.