Смекни!
smekni.com

Возникновение Гезлева (стр. 2 из 11)

Ó÷åíûå Èíñòèòóòà àðõåîëîãèè ÀÍ ÓÑÑÐ â 1960-1970 ãîäàõ îòêðûëè â Çàïàäíîì Êðûìó áîëåå äâàäöàòè êóðãàíîâ - çàõîðîíåíèé ìåäíî-êàìåííîãî âåêà, ýïîõè áðîíçû è ðàííåãî æåëåçà. Îäèí èç íèõ îáíàðóæèëè þæíåå îçåðà Äîíóçëàâ, äðóãîé – ó ïîñ¸ëêà Çàîç¸ðíûé íà çàïàäíîé îêðàèíå Åâïàòîðèè. Ïî îáû÷àþ òîãî âðåìåíè, â ìîãèëó ñòàâèëè ñëåïë¸ííûå ãëèíÿíûå ñîñóäû, êëàëè êàìåííûå òîïîðû, ò¸ðêè, ìîëîòêè, ëóê è ñòðåëû, êîïüåâèäíûå áðîíçîâûå íîæè. Âûðåçàííûå èç êîñòè óêðàøåíèÿ. Ñàìîãî ïîêîéíèêà, óëîæåííîãî íà ñïèíó èëè áîê, îáèëüíî ïîñûïàëè îõðîé. Ýòî áûëî âàæíûì ýëåìåíòîì ïîãðåáàëüíîãî îáðÿäà, ñèìâîëèçèðóþùåãî äëÿ äðåâíåãî ÷åëîâåêà ñâÿùåííûé îãîíü, òåïëî, ñâåò è ïèùó – âñ¸, ÷òî íóæíî äëÿ áëàãîïîëó÷íîé æèçíè. Îõðà – åù¸ è ñèìâîë êðîâè, íåîáõîäèìîé äëÿ âîçîáíîâëåíèÿ æèçíè, â êîòîðîå âåðèëè äðåâíèå.

 îäíîé èç ìîãèë àðõåîëîãè îòêîïàëè ïðèìèòèâíóþ äåðåâÿííóþ ñîõó. Ýòî äàëî îñíîâàíèå ãîâîðèòü î çàðîæäåíèè ïàõîòíîãî çåìëåäåëèÿ íà Êðûìñêîì ïîëóîñòðîâå åù¸ â êîíöå III тысячелетия до н. э. В другом захоронении обнаружили остатки флей­ты — древнейшего музыкального инструмента. Игрой на флейте первобытные колдуны призывали удачу в охоте, обильный уро­жай. Эти полые костяные трубочки с расширяющимися краями оказались хорошо отполированными. Кем был их владелец? Шаманом? Музыкантом? В стенках некоторых ящиков-могиль­ников евпаторийских курганов были просверлены небольшие (ди­аметром 5—7 сантиметров и глубиной 3—4 сантиметра) углубле­ния в виде чашечек. Они служили для жертвенных возлияний: в них собирали кровь животных. Поражает мастерство древнего каменотеса: плиты больших каменных ящиков так тщательно по­догнаны, что между ними не вставить и лезвия ножа. Многие могильные ящики расписаны несложным геометрическим орна­ментом, выполненным красной краской по черному или белому фону. Можно предположить, что и свои жилища люди украшали такими же узорами. Донузлавский и Заозерский курганы были обнесены кругом из камня, образуя примитивный кромлех. Веро­ятно, он был олицетворением Солнца — самого первого божества, которому поклонялись в ту далекую пору люди. Над некоторыми захоронениями возвышались продолговатые каменные стелы. Весь­ма схематично они передавали очертания человеческого тела — слегка обозначены голова, лицо (с едва заметными глазами, носом, ртом) и руки. Антропоморфные (то есть, похожие на человека) стелы эпохи энеолита являлись, вероятно, обобщенными и обоже­ствленными образами основателей племени или рода.

Самыми древними обитателями Крымского полуострова, о которых известно из письменных источников, считаются кимме­рийцы. Они жили в эпоху перехода от бронзы к железу. В сере­дине III тысячелетия до н. э. их уже считали исчезнувшим наро­дом, память о котором хранили только легенды и географические названия: Киммерия, Боспор Киммерийский, селение Киммерик...

Следом за киммерийцами Крым заселили тавры. По свиде­тельству древнегреческого историка Геродота, в VI—V веках до н. э. тавры занимали всю горную и прибрежную части полуос­трова — от Керкинитиды до Феодосии.

В районе Евпаторийского маяка, на западной окраине со­временной Евпатории, археологи открыли поселение древнейше­го народа побережья. Кто это были?

Если отставить предположения о возможности прежних ци­вилизаций, то именно эти люди могли быть первыми жителями того благодатного кусочка земли, на котором со временем, после многих потрясений, набегов, войн, пожаров и паводков, возникнет Евпатория.

Глава 2 Тень Эллады

 òå äðåâíèå âðåìåíà, î êîòîðûõ ïîéäåò íàø ðàññêàç, îêðåñòíîñòè Åâïàòîðèè ìàëî ïîõîäèëè íà ñîâðåìåííûå êîâûëüíûå ñòåïè.  àíòè÷íûå âåêà â ñóõèõ íûíå áàëêàõ è îâðàãàõ òåêëè ðåêè, æóð÷àëè ðó÷üè. Ïî èõ áåðåãàì çåëåíåëè çàðîñëè îëüõè, âÿçà, ãðàáà, êëåíà, ìîææåâåëüíèêà è çåìëÿíè÷íèêà. Øóìåëè òåìíûå äóáðàâû, ê ñàìîìó ìîðþ ïîäñòóïàëè ñîñíîâûå ðîùè.  òåíè äåðåâüåâ íàõîäèëè ïðèþò áëàãîðîäíûå îëåíè è êîñóëè, âîëêè è ëèñèöû, áàðñóêè è çàéöû. Ïî ñòåïè íîñèëèñü, ïóãàÿ æèâíîñòü ïîìåëü÷å, ñòàäà ñàéãàêîâ è êóëàíîâ.  òåïëûõ âîäàõ çàëèâà îáèòàëî ìíîæåñòâî âñÿêîé ðûáû — îò ñòàâðèäû è êðîõîòíîé õàìñè÷êè äî ãèãàíòñêèõ îñåòðîâ. Âî âñå âðåìåíà ýòè áîãàòñòâà ìàíèëè ëþäåé íà çàïàäíîå ïîáåðåæüå ïîëóîñòðîâà. Ñþäà çàõîäèë, ïðåñëåäóÿ äè÷ü, îõîòíèê åùå â êàìåííîì âåêå; åãî êðåìíåâûå îðóäèÿ âðåìÿ îò âðåìåíè ïîïàäàþòñÿ àðõåîëîãàì. Ñþäà íàâåäûâàëèñü òàâðû — îõîòíèêè è âîèíû äðåâíåéøåãî èç âñåõ èçâåñòíûõ íàðîäîâ Òàâðèäû. Îíè ïðèõîäèëè ñþäà íåíàäîëãî è âîçâðàùàëèñü ê ñåáå ïîä ïðèêðûòèåì ãîðíûõ êðó÷ è îáðûâîâ, íå ðåøàÿñü ïîñåëèòüñÿ íà íåïðèâû÷íîé äëÿ íèõ ðàâíèíå. Äîëãî áûëî íè÷åéíûì ïåñ÷àíîå ïîáåðåæüå. Ìîæåò áûòü, ýòèì îíî è ïðèãëÿíóëîñü ãðå÷åñêèì ìîðåïëàâàòåëÿì, ñëó÷àéíî çàáðîøåííûì â òèõóþ ãàâàíü áóäóùåé Êåðêèíèòèäû.