Вологда.

Панорама города, важнейшие исторические событие, особенности архитектурных памятников. Вологда в XV-XVI века, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в. Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии.

Муниципальное образовательное учреждение

Среднеобразовательная школа №41

Реферат

по технологии

на тему:

«Город восьми столетий»

Автор:

Иванова Яна

класс 11Г

Руководитель:

Вологда 2007 г.

Содержание:

1. Введение

1.2 Колокольня Софийского Собора – памятник XVII-XIX вв

2. Из глубины веков до наших дней. Панорама города, важнейшие исторические событие, особенности архитектурных памятников

2.1. Памятник 800-летия Вологды

2.2. Вологда в XV-XVI века, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в

2.3 Историкоархитектурный ансамбль Вологодского Кремля, бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник

2.4 Вологда в памятниках архитектуры XVII в. (церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор, легенда о моровой язве)

2.5 Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского

2.6 Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии.

272.7 «Такой город в России один»,- деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого – памятник архитектуры XVIII в.).

2.8 Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспективы развития

3. Заключение. Библиография. Итоги экскурсии


1.Введение.

Вологда – один из древнейших городов России. Благословленная святыми и основателями монастырей, зело украшенная разных стилей храмами, деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями. Вологда – на протяжении нескольких веков служившая исходным пунктом системы рек, открывающих пути в Западную Европу, в Зауралье и в Сибирь. Вологда – с признательностью вспоминаемая сотнями тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда и сотнями тысяч солдат четырех фронтов, лечившихся здесь в годы Великой Отечественной войны. Вологда – славная именами поэтов и прозаиков, иконописцев и художников, героев многих войн и ученых, прославивших своим трудами Россию.

Варлам Шаламов выделил четыре Вологды. Но она еще более многолика. Своя, родная и… Она омыта слезами привезенных и размещенных в Прилуцком монастыре ив иных храмах репрессированных крестьян и «врагов народа» из многих республик и областей для последующей отправки в леса Северного края. Она явилась одним из этапов трагического пути этих несчастных, часть из которых здесь и умерла, и зарыта в пригороде, в болоте…

И вот Вологда в конце ХХ века, на грани третьего тысячелетия нашей эры. Пройден путь в восемь с половиной веков…


1.3 Колокольня Софийского

Собора – памятник X VII XIX вв.

При соборе еще в середине XVII в. Была построена колокольня. Однако в XIX ее внешний облик сочли недостаточно внушительным, и в 1869 г. архитектор В.Н.Шильдкнехт перестроил ее. Она стала самым высоким сооружением в епархии. Мощным восьмигранный столп, углы которого подчеркнуты лопатками, а внизу усилены контрфорсами, заканчивается ярусом звона, прорезанным стрельчатыми арками. Над ними возвышается луковичной формы позолоченный купол на барабане. Колокольня масштабно соотносится с собором и окружающими постройками Архиерейского двора, не подавляя своими размерами, а как бы являясь своеобразным ориентиром. Декоративное убранство ее выдержано в псевдоготическом стиле, распространенном в эту эпоху. На колокольне сохранились колокола XVII-XIX вв., отлитых русских, голландскими и немецкими мастерами. У каждого колокола свое назначение: Большой, или Праздничный (1687 г.), Водовоз (1643 г.), Часовой (1627 г.), Большая Лебедь (1689 г.) и др.

Сейчас на колокольне устроена смотровая площадка, куда можно подняться и осмотреть окрестности. Перед нами в непосредственной близости оказываются могучие главы Софийского собора, скромно мерцающие серебром своих куполов. Они словно плывут над городом в холодном и неярком северном небе. Внизу неторопливо течет узкая тихая река с плавными поворотами, окаймленная пологими берегами. Соединение городских и сельских пейзажных черт придает Вологде особое очарование. Повсюду сквозь зеленные кроны деревьев виднеются главки церквей и их стройные белые колокольни; прекрасные виды открываются на Заречье и на Верхний и Нижний посады. Вдали на северо-востоке вырисовываются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.


2. Из глубины веков до наших дней.

Панорама города, важнейшие исторические события, особенности

архитектурных памятников.

2.1. Памятник 800-летия Вологды.

На Ленивой площадке – бывшем центре древнего города – установлен памятник в честь 800–летия города. Авторы его Т.П. и Г.П. Котаревы. В декоративном оформлении использованы детали древнерусского зодчества.

На массивный гранитный постамент водружен четырехгранный обелиск. По углам постамент обработан квадровым рустом, а на его гранях помещены бронзовые рельефы, в которых отображены события из истории Вологды. Сцены обрамлены мощными архивольтами. Небольшие килевидные арочки украшают обелиск внизу.

«ВОЛОГДА» - что означает это слово?

Вологодский поэт Александр Романов писал так: «Слово Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «а», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог придает всему таинственность.

«Вологда» - что же все-таки значит? Говорят, на языке одного угро-финского, племени это – «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:

«Ты проедешь волок, еще

волок, да

Еще волок – будет город Вологда».

Итак, имеются две версии названия города. По одной – это перевод с угро-финского, по-другой – название происходит от русского слова «волок», так как в древности здесь проходил один из путей, по которому путешественники волокли свои суда по суши к реке Вологде.

С доисторических времен, когда этот край был покрыт дремучими лесами, его заселяли древние, видимо, угро-финские племена, жившие по берегам рек и озер. Причудливые каменные бабы, которые сегодня можно видеть во дворе Вологодского музея-заповедника, относятся, вероятно, еще к III-II тысячелетию до нашей эры. В последние годы археологи обнаружили на территории области немало «домиков мертвых» - ритуальных погребальных сооружений с предметами культа и быта. С V-VI века на территорию области приходят славяне. Археологические раскопки на территории древнейшей части города свидетельствуют, по существу, о его доисторическом существовании.

Но впервые летописное упоминание о Вологде относится к 1147 году это и принято считать годом основания города. Таким образом, Вологда, по летописи, является ровесницей Москвы и одним из древнейших городов русского Севера.

Вероятно, город основали новгородцы. Во всяком случае, по документам XIII века Вологда значится в составе новгородских земель. Но за город шла ожесточенная борьба новгородских, ростовских и затем московских князей, которые постепенно взяли верх.

В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и другие. Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре, испытав на себе все тяготы произвола, чинившегося при новом порядке, население встало на сторону Москвы.

Штурмы и разграбления города случались в 1434ти 1450 годах. С одним из этих страшных событий исследователи связывают происхождение, по-видимому, «самой вологодской» легенды, повторявшейся в народе в разных вариантах более 400 лет. Мы имеем в виду легенду о белоризцах – людях в белых «ризах» (одежде): «Однажды в зимнее время неожиданно подошло к Вологде большое войско и к ночи окружило крепость. Вел войско князь Дмитрий Шемяка. В городе не оказалось ни воевод, ни воинов. Стены города были слабы, мало было людей для обороны от врага. Горожане в страхе ожидали наступления утра. Трое жителей города этой ночью видели одинаковый сон – будто осветился весь город, когда подошел к нему святой покровитель Вологды Димитрий Прилуцкий. От «убогого дома» (места захоронения неизвестных и погибших насильственной смертью) подошли к нему два белоризца – человека в белых светящихся одеждах. Димитрий и белоризцы помолились о спасении города от гибели и стали укреплять бревнами все четыре городские стены. Когда работа была закончена, белоризца стали невидимы. Утром с Божьей помощью горожане отбили нападение неприятеля, бросая со стен камни. Войско много дней вокруг Вологды, но не нападало больше и затем отошло к городу Галичу, где многие воины его погибли. Так Бог наказал их за неправую войну на русской христианской земле.

2.2. Вологда в XV - XVI веках, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в.

Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II, которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дмитрия Шемяки. Все же в конце концов Василий Темный утвердился на княжеском престоле, и город, несколько раз переходивший из рук в руки, был отдан младшему сыну великого князя Андрею. Кончились смутные, кровавые времена.

Вологда стала столицей удельного княжества. Правда, Вологодское княжество при князе Андрее Меньшом (1462-1481) просуществовало недолго. Сам князь часто жил в Москве. И правление его княжества велось с полного согласия Ивана III. Но была все-таки Вологда столицей удела, роль ее возрастала. В то время заложили первый и дивный храм на Севере – Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Прекрасный памятник, возвышавшийся среди вод озера в тридцатые годы, был варварски взорван уже в советское время, в тридцатые года.

После смерти князя Андрея Вологда окончательно отошла к Москве, к великокняжеским владением.

К этому времени город играет видную роль в стратегическом и, особенно, торговом отношении как начальный пункт важных водных путей: Сухона, Шексна, Двина. В городе хранилась часть «государственной казны». Сюда же Иван III ссылал наиболее для себя опасных и именитых пленников.

Важные страницы в истории города связаны с царем Иванов Грозным. Вологда одной из первых была зачислена в число опричных городов, пользовавшихся особыми привилегиями. Иван Грозный часто бывал в Вологде, пробыв здесь согласно летописи, «три лета и пять месяцев». Существует даже версия, что царь собирался сделать наш город столицей государства. Во всяком случае, по приказу царя в городе развернулось грандиозное строительство каменного детинца – кремля и собора.

Вологодский кремль (название это не точно, оно появилось в XIX в.) – это только часть бывшего грозненского кремля-детинца, но лучшая его часть.

Действительно, Вологодский кремль очень красив и живописен. Он не принадлежит к широко известным, стилистически выдержанным русским ансамблям, хотя некоторые их постройки и отделены друг от друга многими веками.

Под названием «Вологодский кремль» подразумевают обычно бывший Архиерейский дом, должно быть, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню.

А стоящий на высоком берегу реки Вологды, вне архиерейских стен, но рядом с ними, Софийский собор – древнейшее здание города – оказывается вне кремля? Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля – привлекает своей суровой, величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев, а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем – Вологодским кремлем.

У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты, в особенности это относится к шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами имеются отличия. Облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода, чем Москвы: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы, столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов.

Даже среди богатырски мощных соборов XVI века вологодский храм выделяется монументальностью своих форм, почти лишенных декора. План его имеет вид прямоугольника с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Цоколь очень простой формы образован валиком и двумя уступами в его нижней части. Между апсидами алтаря с обеих сторон поставлены полуколонки с простейшими завершениями. Расположены в два яруса окна четверика сделаны с воронками, без всяких профилировок; нижние окна – высокие, верхние – небольшие. Все окна – четверика и алтаря – узкие, почти одинаковой ширины. С севера и юга в собор ведут ничем не прикрытые перспективные порталы. У западного, главного входа перед порталом стоит большое сводчатое двухарочное крыльцо с белокаменной гирькой. Вытянутые пилястры с заменяющими капители импостами поддерживают большие закомарные обрамления. Покрытия шестистолпного Софийского собора может служить классическим примером русской крестовокупольной системы. Над закомарами возвышаются мощные барабаны с огромными маковицами. Аркатуры отсутствуют не только на соборных стенах, нет их и на барабанах глав. Маковицы завершаются тонко выполненными крестами оригинальной, так называемой «процветшей» формы.

Внутреннее помещение вологодского собора силою своего художественного воздействия на зрителя также превосходит интерьеры многих соборов XVIвека. Такому впечатлению в первую очередь способствует прекрасная живопись , украшающая внутренние стены, своды, столбы. Она выполнена ярославцем Дмитрием Плехановым «с товарищи». Первоначально восточная пара столбов соединялась со стенами каменной алтарной перегородкой. В настоящее время алтарь отделяется от основного храма сооруженным в XVIIIвеке иконостасом, расчлененным на пять ярусов, с граненым выступом посередине. Этот грандиозный иконостас внес в интерьер собора чуждую ему ноту классицизма XVIII-XIX веков. К средней паре столбов с восточной стороны прислонены деревянные клиросы. С западной стороны каждого из четырех столбов поставлены киоты одинакового с иконостасом стиля.

Имена художников артели – а их было 30 человек – сохранились в летописной надписи, охватывающей внизу три стены собора. Каждый член артели был ответственным за определенную часть работы. Композиционные построения основных сцен «знаменил», то есть прорисовывал контуры, главный мастер – Дмитрий Плеханов. Ему же порой приходилось самому и определять их колорит.

2.3. Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник.

Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен между колокольней и Воскресенским собором, встроенными непосредственно в ограду. Вся территория условно подразделяется на три части. Главный двор, открывающийся сразу при входе, обозначен П-образно расположенными служебными корпусами, крестовой палатой с церковью Рождества и палатами Иосифа Золотого. В северо-восточном углу находится консисторский дворик, названный так по консисторскому корпусу в его западной части. В северо-западном углу – Г-образный в плане хозяйственный двор, ограниченный кремлевскими стенами.

Как уже говорилось выше, Иван Грозный начал строить на этом месте кремль в середине 60-х гг. XVII в., переведя в него и Архиерейский двор. Но он не сохранился до наших дней. Это объясняется прежде всего тем, что до середины XVII в. все постройки двора были деревянными. Они были обнесены деревянной стеной с несколькими воротами. Особенно интересно выглядели парадные восточные Святые ворота. Они имели мощные створы с прорезной решеткой и в завершении три шатра, крытые лемехом, и были украшены иконами. За стенами размещались многочисленные строения: здесь были всевозможные кельи – архиерейские и для хранения казны, «судная» изба и разнообразные хозяйственные помещения.

Отвлечемся теперь на некоторое время от истории и начнем осмотр памятников не в хронологическом порядке, а так, как они расположены, переходя от одного к другому. Первое, что поражает нас в комплексе, - его мощные стены. Их внушительный вид вводит в заблуждение многих посетителей: они ошибочно принимают ограду Архиерейского двора за кремлевскую (несохранившуюся) стену. И действительно, суровые неприступные стены напоминают крепостные сооружения, хотя оборонительной роли они не играли. Стены возведены в 1671-1675 гг.

В плане ограда Архиерейского двора образуют неправильный четырехугольник с четырехгранными башнями. По стенам с внутренней стороны была устроена покрытая односкатной крышей на деревянных столбиках галерея, по которой можно обойти весь двор. Особенно неприступной выглядит снаружи южная стена с тремя крупными укрепляющими ее контрфорсами. Весьма правдоподобны и прочие элементы фортификационного зодчества, например узкие бойницы, характерные для всех русских крепостей, которые на самом деле являются всего лишь окнами хозяйственных пристроек с внутренней стороны. Современный вход на территорию Архиерейского двора находится между колокольней и Воскресенским собором. Многие постройки внутри двора составляют одно целое со стенами и расположены в линию ограды.

Подходя к Архиерейскому двору, мы сразу же обращаем внимание на Воскресенский собор. Он построен в стиле барокко в 1772-1776 гг.

Войдем теперь на территорию Архиерейского двора. Сразу же справа перед нами находится Казенный приказ. Построено в 1679г.

К северной стене Казенного приказа в начале XVIII в. было пристроено двухэтажное здание. Оно называется Безымянным корпусом, в нем находилась казенная келья и казначейская.

Рядом с Казенным приказом расположена Воздвиженская церковь над Святыми воротами – прежним главным входом в Архиерейский двор.

Небольшой переход с двумя арочными проемами связывает надвратную Воздвиженскую церковь с Архиерейскими палатами и церковью Рождества Христова, построенными в 1667-1670гг.

К северной стене Архиерейских палат примыкает небольшая двухэтажная постройка середины XVIII в. – Консистория, отчего северо-восточная часть всего комплекса и сам этот корпус стали называться Консисторскими. Облик здания сильно упрощен в связи с утратой нарядных наличников во второй половине XIX в.

С запада к Архиерейским палатам, «продолжая» их в продольном направлении, в первой трети XVIII в. был пристроен так называемый Иринеевский корпус (хотя епископ Ириней правил в конце XVIII в.).

В одну линию с Иринеевским корпусом и западной стеной Архиерейских палат стоит Гавриловских корпус (по имени архиепископа Гавриила), относящийся к концу XVII – началу XVIII в.

Заключают осмотр архитектурного комплекса Архиерейского двора палаты Иосифа Золотого.


2.4. Вологда в памятниках архитектуры XVII в. Церковь Константина и Елены, Спасо-Всеградский собор.

Легенда о моровой язве.

Церковь Константина и Елены, построенная в 1690 г., - один из лучших памятников Вологды. Архитектура храма выполнена в характерном для второй половины XVII в. стиле узорочья, особенно ярко сказавшемся в зодчестве Москвы и Ярославля. Необычайно живописная объемная композиция церкви находится в полной гармонии с богатым и выразительным декоративным убранством. К высокому четверику с востока и запада примыкают пониженные алтарь и паперть. Однако от этого композиция не становится симметричной и застывшей. На паперть ведет высокое крыльцо с далеко вынесенной лестницей-всходом, а к северо-западному углу пристроена шатровая столпообразная колокольня, что создает живую игру больших и малых объемов.

Четверик завершают два яруса полукруглых кокошников и пять глав с луковичными куполами. Стены церкви и столпа колокольни ритмично расчленены группами из трех тоненьких полуколонок-дудочек, усиливающих стройность пропорций здания. Очень красивы перспективные порталы и разнообразные наличники окон. Среди них особенно нарядны наличники с трехкилевидными завершениями энергичного ясного рисунка. Общую картину довершает крыльцо с традиционными кубышками и висячими гирьками, а также пластичные арки яруса звона на колокольне и тесно расположенные обрамления слухов шатра.

2.5.Памятники архитектуры XVII в. Церковь Варлаама Хутынского.

Церковь Варлаама Хутынского построена 1780 г. Несомненно, это один из самых красивых и оригинальных храмов Вологды того времени, выполненный в стиле раннего классицизма. Скорее всего при возведении храма был использован проект столичного зодчего. В композиции ярко выделяется колокольня с четко прорисованным силуэтом. Ее объемы динамично устремлены ввысь, завершаясь тонким шпилем-главкой на фигурном постаменте. Ноту особой поэтичности вносит в облик памятника очаровательная изящная полуротонда с ионическими колоннами, украшающая западный вход в храм. Выше, на рустованном четверике, поставлен ярус звона, стены которого, прорезанные арками, имеют вогнутые очертания, а на месте срезанных углов поставлены двойные колонны и пилястры. Криволинейность завершения еще больше подчеркивается изогнутой формой многорядного карниза.

Сам же храм имеет гораздо более провинциальный облик и несколько непропорционален по отношению к колокольне. Два вазона, увитые гирляндами, расположенные по сторонам барабана главы, выглядит очень необычно для культовой постройки, придавая ей сходство со светскими зданиями.

2.6.Вологда – административный и торговый центр вологодской губернии.

Советский герб Вологды утверждён 31 мая 1967 года Вологодским горисполкомом. Автор проекта - Владимир Иванович Михайлов.

"Герб представляет собой четырехугольник с заострением нижней грани. Четырехугольник разделен кружевной лентой по горизонтали на 2 части, верхняя часть имеет голубой цвет, нижняя - зеленый. В центре герба изображен лось, в правом (от зрителя) верхнем углу на голубом фоне плывущая ладья, под ней цифры "1147" - год основания города. В левом (от зрителя) нижнем углу изображена ель. Зеленый цвет, фигура лося и ель символизируют характерные для Вологды приметы - северный лес и богатый животный мир, окружающий город, голубой цвет и ладья - водные связи города, кружевная лента - издавна прославленное народное мастерство".

11 апреля 1991 года Президиум Вологодского горсовета народных депутатов решением №223 восстановил старый герб Вологды 1780 года.

7 июля 1994 года Совет самоуправления Вологды (городская Дума) решением №38 внес некоторые поправки в описание герба и рисунок. Но в общем герб 1780 сохранился. Автор обновленного рисунка - О.Свириденко.

5 июня 1997 года принято Положение о большом и среднем гербах Вологды (проекты разработал О.Свириденко):

"В червленом (красном) поле выходящая из серебряных облаков десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в правую перевязь. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами и обрамлен справа ветвью ели, слева - ветвью сосны, обе натурального цвета, перевитые бело-сине-красной лентой (средний герб).

"В червленом (красном) поле выходящая из серебряных облаков десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в правую перевязь. Щит увенчан золотой башенной короной с пятью зубцами. Клейнод: возникающий золотой двуглавый российский орел. Под щитом в обрамлении цепь главы города Вологды. Щитодержатели: на изумрудном холме справа - юноша с серебряным мечом с золотым эфесом в деснице, слева - юноша с серебряным мечом с золотым эфесом в шуйце, оба в белом одеянии. Девизная лента бело-сине-красная с надписью золотыми литерами "Вологда". (большой герб)

"Десница с мечом - символ справедливости, правого суда, а также защиты Отечества, указывает на "Сказание о белоризцах". Держава - символ власти, государственности прав административного центра субъекта Российской Федерации, указывает на предание о желании Ивана IV (Грозного) сделать Вологду столицей. Червлень (красный цвет) гербового поля символизирует храбрость и мужество, золото служит обозначением богатства и могущества, серебро - благородства, света и чистоты. Золотая башенная корона с пятью зубцами указывает, что город Вологда является административным центром Вологодской области. Двое юношей в белом одеянии символизируют легендарных "белоризцев", спасших Вологду от врагов ценою собственных жизней. Цель главы города Вологды символизирует атрибут власти, означает достоинство, единство, призыв к службе, власти. Бело-сине-красная лента и двуглавый орел указывают на принадлежность города к России. Ветви ели и сосны указывают на принадлежность города к северному краю и природные особенности региона".

Герб Вологодского района утверждён 12 сентября 1995 года. Его автор - также О.Свириденко. Описание герба: "В червлёном поле из серебряных облаков слева выходящая десница в золотом одеянии, держащая золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в правую перевязь; в главе щита - серебряная древняя царская корона, как она изображалась в уездных гербах".

В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.

В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.

Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.

В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликероводочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.

Теперь нам предстоит пройти в Нижний посад. Это легко сделать, перейдя речку по Каменному мосту , который и будет нашим первым экскурсионным объектом на этом маршруте. Строительство моста, которое осуществлялось в 1789-1791 гг. губернским архитектором П.Т.Бортниковым, было вызвано необходимостью соединить старый административный центр с новым на Нижнем посаде. Однако в законченном виде это сооружение включило в себя не только сам мост, но и многочисленные торговые заведения.

2.7. «Такой город в России один» - деревянное зодчество Вологды (дом Засецкого – памятник арх. XVIII в.)

Следующий объект нашего осмотра – деревянный одноэтажный дом Засецких с мезонином конца XVIII в. Внешний облик здания и расположенный перед ним палисадник напоминают сельские усадебные постройки. Такие дома в значительной степени определяли застройку города в XVIII-XIX вв. Главным украшением фасада является четырехколонный портик, поддерживающий балкон. Остальные детали декора были переделаны в конце XIX в. В интерьере сохранились прекрасные белые кафельные печи в стиле классицизма и тяжелые двери из красного дерева с резьбой крупного рисунка.

2.8. Современный город – Вологда; день сегодняшний; знаменитые земляки и перспектива развития.

С Вологдой напрямую связана жизнь многих выдающихся россиян: первого доктора медицины Матвея Мудрова; поэтов и писателей Константина Батюшкова, Владимира Гиляровского, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Варлама Шаламова, Василия Белова; мецената Христофора Леденцова; святителя Игнатия Брянчанинова; защитников Отечества Александра Панкратова, Степана Ловенецкого, Евгения Преображенского; спортсменов Александра Бородюка, Николая Гуляева; авиаконструкторов Александра Можайского и Сергея Ильюшина; киноактеров Лидии Сухаревской, Риммы Марковой и других.

По мнению экспертов, у нашего города, благодаря его выгодному географическому положению, большое будущее. Вологда играет все более заметную роль в экономических связях регионов России.

Территория города составляет 11,6 тысяч гектаров. В Вологде по данным переписи 2002 года проживало 303000 жителей.

3. Заключение. Итоги экскурсии.

Итак, путешествие в древнюю и современную Вологду подошло к своему завершению.

На территории города находится 224 памятника истории, архитектуры, культуры, из них 128 взяты под охрану государства.

Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.

В масштабах России Вологодская область – это лишь одна из нескольких десятков областей, но по существу – целая страна с большим количеством населения, имеющая многовековую историю, с территорией, превышающей в несколько раз территории многих европейских государств.

Список литературы:

1. «В край белых ночей»/ В.П.Выголов, Н.В.Удралова/ М.:ПРОФИЗДАТ/ 1986 г.

2. «В Вологде проездом»/ В.И.Аринин, Н.В.Катканова/ Череповец: Туризм+Сервис/ 1991 г.

3. «Вологда» Выпуск 1/ М.А.Безнин и др./ Вологда/ 1994 г.

4. «Вологда» Выпуск 2/ М.А.Безнин и др./ Вологда: Русь/ 1997 г.

5. «Край наш Вологодский»/ П.А.Колесников, И.М.Королев/Архангельск: Северо-Западное книжное издательство/ 1982г.