Смекни!
smekni.com

Деревня Старая Гыя в годы гражданской и Великой Отечественной войны (стр. 2 из 4)

В 2009 году учащиеся школы вышли с проектом «Липы» и совместными силами школы и СПК «Маяк» огородили захоронение, окультурили это место.

1.2 Гражданская война на территории деревни Старая Гыя

В краеведческом материале МОУ «Гыинская средняя общеобразовательная школа» эти событии описываются так:

«За 2-3 месяца до прохождения боев в Гые, сюда приехал чекист Вишнецкий. На территории бывшего гаража (около усадьбы Яговкиной Е.Н., где был колодец) Вишнецкий вечерами собирал мужиков и подолгу разговаривал с ними. Ходил по дворам, знакомился с бытом селян. Уехал на телеге, перед уездом держал речь за деревней, агитировал мужиков вступать в Красную Армию.

В годы гражданской войны в 1919 году белогвардейцы проходили через Гыю, отступая. Летом в июле были сильные бои на территории деревень Гыи и Изошур. Белогвардейцам были представлены списки коммунистов. К счастью, расстрелов и издевательств не было. Но семьи были разорены и разграблены, а мужчин дома не было, все они были в рядах Красной Армии.

После 2-3 дней кровопролитных боев Белослудцев Павел Селифанович

(Сели Павол) вывел отряд красногвардейцев через гыинскую делянку по армейской дороге в апачевский волок наперерез отступающим белогвардейцам. В волоке был жаркий бой. Белогвардейцам уйти не удалось».

А вот мама, а она по воспоминаниям моей прабабушки, рассказывает о боях между Гыей и Изошуром следующее: «Пулемет у красных был на чердаке у моего прадедушки в деревне Изошур, и днем с этого чердака велась сильная стрельба против белогвардейцев. А вечером прадедушка из Изошура шел в деревню Старая Гыя в гости к матери жены (вармай), где квартировались белогвардейцы, и были жаркие совместные пьянки».

В нашем огороде на сегодняшний день мы уже нашли около двенадцати стреляных гильз со времен гражданской войны, нашли так же и ржавый курок от винтовки. А в сентябре 2006 года нашли патрон нестреляный с порохом внутри. Когда порох рассыпали и подожгли, он вспыхнул, как новый.

Красные заняли Гыю, в двух школах поместили смертельно раненых . Остальных раненных увозили в госпиталь в село Люк. В селе Люк в те времена была больница. Раненные в Гые вскоре умирали, их хоронили тут же, в братской могиле. Яму копали Рудин Игнатий, Белослудцев Ефим Сергеевич, Белослудцев Павел Семенович, Белослудцев Иван Егорович и еще несколько новогыинских жителей. После захоронения красногвардейцев за могилами ухаживала русская политическая ссыльная Татаурова Августа Алексеевна, родом из Сарапула. Похоронена она на медьминском кладбище. Она выстраивала детей перед братской могилой, повязывала ленты на липы и вместе с детьми пела революционные песни: «Вы жертвою пали», «Интернационал».[4]

1.3 Через Изошур прошла гражданская война

В трёх километрах от деревни Старая Гыя была деревня Изошур. Именно отсюда берёт начало мой род по маминой линии.

Несколько раз Изошур был то в руках у белых, то в руках у красных. Много гильз и по сей день можно найти на месте огородов Изошура.

Однажды в Изошуре засели красные, а Гыю заняли белые. Они перестреливались между собой. Пулемет у красных был на сеновале у Максимова Григория Ипполитовича (моего прадедушки). Дверь открывали и стреляли в Изошур. У красных стояли на берегу Гэйерки пушки.

Население не обижали ни белые, ни красные. Днем красные с белыми воевали, а вечером некоторые жители, оказавшись в гостях у родственников, пировали с белыми. Так делал мой прадед Максимов Григорий Ипполитович, который держал пулемет красных на сеновале у себя, а вечером шел в гости в Гыю к матери жены(вармай), где пил вместе с белыми.

1.4 Коллективизация. Раскулаченные

До 1917 года до Октябрьской революции в Изошуре жили единоличным хозяйством. В конце двадцатых - начале тридцатых годов повсеместно происходила коллективизация и образование колхозов. И это можно считать продолжением гражданской войны, потому что время было очень неспокойное. В деревне Старая Гыя колхоз образовался в 1930 году. Он первоначально объединил в себе тридцать девять хозяйств. Колхоз назывался «Трактор».[5] В деревне Старая Гыя никого не раскулачили, поскольку среди жителей были сплошные бедняки и середняки. Никто не сопротивлялся вступлению в колхоз. Дело в том, что у жителей этой деревни уже имелся опыт ведения коллективного хозяйства. В голодный 1921 год, чтобы как- о выжить, была образована сельхозкоммуна. Но после ухода голода она распалась. В указанных архивных документах сохранилось множество заявлений жителей деревни, написанных карандашом на обрывках бумаг. Но установить, кто руководил колхозом, не удалось (пока не удалось) поскольку разобрать корявые записи очень трудно.

В Изошуре коллективизация по историческому сценарию с раскулачиванием, с руганью, но без стрельбы. Раскулачивал и указывал, кто из жителей «кулак» Никодим.

В числе раскулаченных были и мои прадедушка Максимов Григорий Ипполитович и моя прабабушка Максимова Александра Филимоновна.

Максимов Григорий Ипполитович родился в 1899 году в деревне Изошур, удмурт. Окончил 2 класса начальной школы.

Жили единоличным хозяйством 2 брата и 1 сестра. Женился на Спешиловой Александре Филимоновне из деревни Старая Гыя 1899 года рождения. Александра Филимоновна окончила 4 класса, была женщиной умной, способной к языкам. Будучи удмурткой свободно владела и удмуртским, и русским языком. Очень хорошо и быстро считала. Моя бабушка, Нина Прокопьевна говорит, что 4-х классное образование Александры Филимоновны не уступало нынешнему одиннадцатиклассному.

А моя мама Ольга Николаевна подтверждает, что теоремы по геометрии они учили вместе, и стихи которые задавали в школе моей маме, Александра Филимоновна тут же запоминала. Александра Филимоновна была очень рассудительной и спокойной женщиной, никто не мог вспомнить случая, чтобы она вспылила или нервничала. Она была красивой и звали ее ласкательно «Сашенька» до глубокой старости.

Жили они безбедно. Работать на себя никого не нанимали. Сами были очень работящими и организованными. Была скотина (овцы, свиньи, корова), своя лошадь, льномялка, плуги, бороны…

Ко времени раскулачивания имели 2 амбара. Один из амбаров подняли в деревню Новая Гыя семье Вахрушевых «Боло Сане» как самым бедным. Был готов новый сруб для дома, его тоже увезли в колхоз «Зарю» и в дальнейшем его использовали для постройки скотного двора.

Когда создавали колхозы и прадедушку, и прабабушку долго не брали на работу в колхоз, хотя они просились. Говорили, кулакам не место в колхозе. После вступления в колхоз прабабушка всю жизнь проработала телятницей. А ее муж до войны работал председателем сельсовета в Гые.

У Григория Ипполитовича и Александры Филимоновны было 11 детей. До 10-летнего возраста дожили шестеро Олимпиада, Нина, Зина, Тамара, Юра, Коля. Среди них мой дедушка Николай Григорьевич ( трагически умер в 1968 году) и мой дядя Юрий Григорьевич (умер в 2008 году).

Глава II

В этой главе рассмотрели памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны его краткую историю. Строительство памятника, его реставрация, организация мемориала проходили на глазах людей преклонного возраста и даже при их участии. Надо отметить уважительное отношение людей преклонного возраста ко всему, что связано с Победой в Великой Отечественной войне.

Так же рассмотрены военные годы деревни Старая Гыя. Рассмотрены архивные документы, жители деревни, ушедшие на фронт, жизнь в деревне в годы войны.

2.1 Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны

В 1965 году, в честь 20-летия Победы над фашисткой Германией в деревне Страя Гыя в Гыинском округе был поставлен памятник Герою Советского Союза Вениамину Андреевичу Сидорову, уроженцу деревни Изошур.

Памятник стоял на фундаменте, сделанном из кирпичей, закреплённых цементным раствором.

Изготовили памятник местный кузнец Белослудцев Геннадий Гаврилович и сварщик Наговицын Иван Иванович.

Геннадий Гаврилович Белослудцев был ветераном войны. Родился в деревне Старая Гыя 15 июня 1925 года. 9 января 1943 года ушёл на фронт. Был сержантом. Воевал на дальневосточном фронте. Воевал в составе в/ч 64642, пулемётчик.[6]

Иван Иванович Наговицын родился 12 февраля 1931 года. В 60-е годы переехал в деревню Новая Гыя, работал слесарем-сварщиком. Участник трудового фронта, участник строительства железной дороги Кекоран –Ижевск.

По инициативе учителя математики Гыинской семилетней школы, Никулиной Полины Петровны, вокруг памятника был разбит парк. Вокруг памятника учителем биологии Ивановой Анной Павловной были разбиты клумбы. За парком и памятником ухаживали пионеры, комсомольцы и коммунисты. В 1980 году парк был огорожен комсомольцами. Жерди, столбы для ограды готовили сообща жители на субботниках и воскресниках.

В 1980-е годы встал вопрос о реконструкции и обновлении памятника. Организатором и руководителем реконструкции памятника был Иванов Ипполит Афанасьевич, парторг совхоза «Гыинский». Изготовили памятник шефы из Ижевска «Нефтемаш». Заливали основание, устанавливали памятник комсомольцы. Табличку « Сидоров Вениамин Адреевич, Герой Советского Союза» по своей инициативе заказала пионервожатая Гыинской школы Спешилова Елена Викторовна. Именно в эти годы памятник стали считать не только памятником В.А. Сидорову, но и всем погибшим жителям Гыинского округа в годы войны.

По инициативе Анатолия Юрьевича Максимова генерального директора «Кезский сырзавод», уроженца деревни Изошур Кезского района Удмуртской Республики, депутата Государственного Совета Удмуртской Республики по Кезскому избирательному округу №82, 9 мая 2007 года в Гые состоялось открытие мемориала погибшим в годы войны жителям Гыинского округа. Мемориальные плиты установлены рядом с обелиском В.А.Сидорову Герою Советского Союза. (Приложение 2)