Смекни!
smekni.com

Духовная культура древних германцев (стр. 4 из 5)

Ну а сравнение германцев времен Тацита с германцами III века показывает, как велико было различие между ними и как увеличилось стремление к роскоши среди германцев. В III веке германское общество имело уже довольно сильную и богатую племенную занть, нуждавшуюся в тонких тканях, изящной утвари, драгоценных украшениях, хорошем вооружении, золоте и серебре.

Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. О его состоянии позволяют судить находки в Шлезвигских болотах вещей, относящихся к середине III века и хорошо сохранившихся благодаря тому, что они были занесены торфом.

Эти находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства, основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия.[80]

Особенно высокого уровня художественное (прежде всего ювелирное мастерство) достигло в Южной Скандинавии.

Уже Тацит упоминает о свионах (обитателях Южной Скандинавии) как об искусных мореплавателях, у которых в чести богатство и сильнее, чем у других германских племен, «царская власть»,[81] то есть наблюдается разложение первобытно-общинного строя и выделение племенной знати.

Свидетельства эти подтверждаются данными археологии, которые показывают, что в первые века нашей эры в результате торговли с империей и соседними с ними племенами среди свионов выделяется богатая племенная знать. Особенно богатые погребения найдены в Ютландии, где скрещивались торговые пути Балтийского и Северного морей. В этих погребениях обнаружены драгоценные привозные ювелирные изделия, металлическая, глиняная, а позже и стеклянная посуда.[82]

Необходимо сказать, что эти изделия послужили образцами для местных ремесленников, в результате чего местное ремесло достигло весьма высокого уровня. По римскому образцу изготовлялось превосходное оружие, украшения и т. д., причем с начала III века ввоз римских изделий и монет падает, местное ремесло освобождается от влияния римской провинциальной культуры и развивается более самостоятельно, хотя под значительным воздействием того стиля, который сложился в Северном Причерноморье и в III – IV вв. быстро распространился по Европе.

В Скандинавии в это время преобладают изделия, украшенные цветной эмалью, полудрагоценными камнями, филигранью; есть предположение, что в III веке туда вторгались какие-то южногерманские племена, принесшие с собой это стиль.[83]

Археологические находки III _ IV веко показывают, что, несмотря на упадок торговли с империей, богатства, сосредоточивавшиеся в руках племенной знати, в это время все возрастают, и, как следствие, увеличивается количество и вес прежде редких золотых изделий.

Особенно интересны два золотых рога для питья, один длиной в 53 см, другой – в 84 см, украшенные фигурами людей и животных и снабженные рунической надписью, содержащей имя мастера.[84]

Из всего этого мыв можем сделать вывод не только о достаточно высоком уровне художественного ремесла и культуры у древних германцев, но и об их эволюции, поступательном развитии, что подчеркивает высокий потенциал древнегерманского этноса в сфере художественного самовыражения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характеризуя культуру древних германцев, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии обязаны своей культурой тому удивительному сплаву, который принесло взаимодействие латинской античной культуры и древнегерманской.

Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.

Прежде всего, религия древних германцев, несмотря на ряд архаичных форм (прежде всего тотемизм, человеческие жертвоприношения) представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей. Конечно, на этом поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается масса «белых пятен» в этом вопросе. Кроме того, возникает немало вопросов по поводу репрезентативности источников. Следовательно, эта проблема нуждается в дальнейшей разработке.

Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. До сих пор обе «Эдды» остаются одним из шедевров мировой литературы. Однако, как указывает А. Я. Гуревич, в отличие от литературы античного мира памятники древнесеверной литературы попали в круг интересов европейцев сравнительно поздно, только в конце XVIII – начале XIX в., и поэтому также пестрят «белыми пятнами» - и в переводе, и в интерпретации текста.[85] Кроме того, добавим, что проблема еще и в соответствии дошедших до нас текстов реальной культуре древних германцев – этот вопрос также нуждается в дальнейшем изучении.

Наконец, художественная культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т. д. Однако несомненно и то, что любой вопрос таит в себе безграничные возможности для его дальнейшего исследования; именно поэтому автор данной курсовой работы считает это сочинение далеко не последним шагом в изучении богатой и древней духовной культуры древних германцев.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Младшая Эдда. Л., 1970.

2. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963.

3. Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 7 – 312.

4. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356.

5. Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне. СПб., 1998.

Литература

1. Бобович А. С. Комментарий к «Анналам» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.

2. Бобович А. С. Комментарий к «О происхождении германцев и местоположении германцев» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.

3. Боднарский М. С. Античная география. М., 1953.

4. Всемирная история. М., 1979. Т. 2.

5. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

6. Гусманов И. Г. Греческая мифология. М., 1998.

7. Западноевропейский эпос. Л., 1977.

8. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

9. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996.

10. Мифы древней Индии. М., 2000.

11. Мифы народов мира. Т. 1.М., 2001.

12. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959.

13. Религия Древнего Рима. М., 1989.

14. Стеблин-Каменский М. И. «Старшая Эдда» // Старшая Эдда. М. – Л., 1963. С. 181 – 213.

15. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976.

16. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

17. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980.

18. Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 7 – 312.

[2] Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356.

[3] Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне. СПб., 1998.

[4] Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 216.

[5] Младшая Эдда. Л., 1970.

[6] Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963.

[7] Цезарь Г. Ю. Записки о галльской войне.

[8] Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.

[9] Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959.

[10] Там же. С. 10.

[11] Религия Древнего Рима. М., 1989.

[12] Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959. С. 10.

[13] Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 216.

[14] Там же.

[15] Гусманов И. Г. Греческая мифология. М., 1998.

[16] Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. Калининград, 1996.

[17] Мифы древней Индии. М., 2000.

[18] Религия Древнего Рима. М., 1989.

[19] Мифы народов мира. Т. 1.М., 2001.

[20] Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.

[21] Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

[22] Западноевропейский эпос. Л., 1977.

[23] Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963. С. 9 – 15.

[24] Западноевропейский эпос. Л., 1977.

[25] Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963. С. 9 – 15.

[26] Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.

[27] Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 221.

[28] Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 328.