Смекни!
smekni.com

Заповедник "Каменная Могила"

План

1. Каменная Могила – памятка духовной культуры

2. Тайны Каменной Могилы

3. Каменная Могила – уникальный заповедник

4. Народы Каменной Могилы

5. Древо жизни

6. Змей как символ зла

7. Крест


1. Каменная Могила – памятка духовной культуры

Среди многочисленных памятников первобытного искусства на просторах Евразии особое место занимает Государственный историко-археологический музей-заповедник "Каменная Могила". В получасе езды от Мелитополя находится удивительное и странное место со зловещим названием «Каменная могила». Шестьдесят гротов, пещеры, нагромождение гигантских (с пятиэтажный дом!) желто-черных камней. А чуть дальше — подземный мир с анфиладой залов и коридоров, в которых находится НЕЧТО. Со всех концов света едут в эти места археологи, ясновидящие и народные депутаты.

На территории заповедника в долине реки Молочной издалека виден «желтый остров», сложенный из причудливо нагроможденных огромных каменных глыб. В народе его издавна называют Каменной Могилой. Каменная Могила - естественное образование. Образовалось предположительно так: монолитная песчаниковая отмель т.н. сарматского моря сползла по песку в углубление, вымытое рекой, по пути раскололась на множество валунов. Это единственное в мире подобное образование. В наши дни высота Каменной Могилы достигает 12 метров. Обветренные за миллионы лет, обросшие зеленовато-серым лишайником, каменные глыбы разнообразны по размерам, причудливы и фантастичны по очертаниям.

Однако, это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный щит, образовавший пещеры, гроты, проходы. Долголетние исследования ученых мира древних пращуров привели к открытию на территории заповедника более шестидесяти гротов и пещер, на потолках которых обнаружены несколько тысяч редчайших наскальных изображений. Территория вокруг ограждена, символически охраняется. На территории - музей, который, к сожалению, был закрыт. Все самое интересное, судя по литературе, найдено в пещерах. А самые интересные пещеры засыпаны, дабы современники не добавляли к петроглифам каменного века свои.

Это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы. Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения. Этому храму под открытым небом более 3000 лет!

2. Тайны Каменной Могилы

Каменная Могила представляет собой эрозионно-денудационный останец, сложенный среднесарматским песчаником более 12 метров в высоту, занимая площадь в три гектара, с множеством пещер и гротов. «В геологическом и историческом плане Каменная Могила — один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода… здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит. В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) „большая вода“, стекая к югу, образовала долины рек и так называемые „амфитеатры“ — огромные вымоины в правом берегу реки Молочной. Эти „амфитеатры“ образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря — жителей могучего древнего водоёма.

Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей. Итак, где сегодня высится каменный холм, когда-то бушевали воды потопа. Вызванные этой глобальной катастрофой изменения привели к резкому изменению климата, леднику, изменениям рельефа местности. Когда смотришь на этот природный памятник, невольно вспоминаешь о допотопных людях, и кажется, что эти глыбы скрывают под собой останки потомков Каина.

3. Каменная Могила – уникальный заповедник

Заповедник основан 5 апреля 1927г как особенная природоохранная территория местного значения. Его площадь составляет около 400 га, из них 300 га в составе Донецкой области и 100 га в Запорожской. По площади и высоте - это наибольшая интрузия в Донбассе и Приазовье. Ее уникальные граниты не имеют аналогов в Мире. Их возраст около 2 млрд. лет. Цепь гор представлена Западной и Восточной грядой. Территория вокруг ограждена, символически охраняется. На территории - музей, который, к сожалению, был закрыт. Все самое интересное, судя по литературе, найдено в пещерах. А самые интересные пещеры засыпаны, дабы современники не добавляли к петроглифам каменного века свои.

Наибольшей достопримечательностью заповедника Каменная Могила, безусловно, является камень на вершине горы Острая, западная сторона которого покрыта загадочными письменами. Линейные размеры камня 130 на 80см. Борозды, составляющие надписи, шириной около 1см и глубиной до 1 см. Края углублений относительно гладкие и ровные. Камень целиком из розового гранита, поверхность на 80% покрыта различными видами мхов, что особенно усложняет анализ. Основной загадкой является ярко выраженный трезубец с симметричными размерами в центре композиции. Надо сказать еще об одном виде искусства художников Приазовья - скульптуре. Оказалось, что песчаник Каменной Могилы являлся не только хорошей основой для петроглифов, но и отличным материалом для скульптуры.

Однако, это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный щит, образовавший пещеры, гроты, проходы. Долголетние исследования ученых мира древних пращуров привели к открытию на территории заповедника более шестидесяти гротов и пещер, на потолках которых обнаружены несколько тысяч редчайших наскальных изображений.

Глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйстве первобытных людей Приазовья, их духовной культуре. Именно сюда, в эти пещеры и гроты приходили первобытные люди для свершения своих обрядов, поклонения богам. Наскальные рисунки в гротах, пещерах относятся к эпохе позднего палеолита до эпохи бронзы и более позднего времени. Таким образом, хронология наскальных изображений Каменной Могилы охватывает огромный период от XVI - XIII тысячелетий до н. э. до X - XII веков.

Из местных легенд наиболее распространенная гласит про существование на месте Каменных Могил целой «горной страны» (!). Столица этого образования была заколдована злым колдуном, и развеять чары может только тот, кто принесет цветок папоротника, цветущего ночью. Очевидно, что эта легенда появилась вследствие смешения и гиперболизации знаний предков и украинских народных обычаев.

4. Народы Каменной Могилы

В разные времена хозяевами Каменной Могилы были следующие библейские народы: скифы и киммерийцы, готы и гунны, а также хазары и половцы. Но, пожалуй, самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте, были племена женщин-воительниц амазонок. Долгое время в историографии было принято рассматривать свидетельства древних авторов о них, как сказки. Однако, археологические и исторические открытия подтвердили, что данные племена действительно были. И сообщаемые о них сведения античными авторами соответствуют действительности. Итак, что же это было за племя, обитавшее в IV—III веках до х. э. на территории современной Украины? Древняя история амазонок уходит в легендарное прошлое. Первые исторически достоверные сведения о них относятся к IV веку до х. э. Тогда «После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам, и гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю». Законы в этом необычном женском племени были суровы.

«Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племён. Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжёлым испытанием: они выполняли „чёрную“ работу, часто их калечили, а когда избранники были недовольны, их попросту убивали. При рождении детей в живых оставляли только девочек... Жрицы под звуки бубнов и магических заклинаний, раскалённым железом прижигали новорожденным девочкам правую грудь, чтобы росла сила в правой руке — для владения мечом и луком».

Со временем воинственные амазонки всё же вступили в более равноправные отношения с одним из скифских племён, юноши которого, взяв за себя амазонок, откочевали из своих исконных земель. От этого союза амазонок со скифами образовалось племя сарматов. Однако женщины продолжали в нём не только пользоваться равноправием наравне с мужчинами, но и занимать лидирующее положение. Вот, что пишет о сарматах римский географ II в. х. э. Помпоний Мела: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства: они вечно живут лагерем, перевозя своё имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наряду с мужчинами». «До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах...

Однако во время молочанской археологической экспедиции (1951—1952) под руководством Тереножкина А.Я. было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам... В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребённой лежали: боевой пояс, горит-сайгак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты — повязки из серебра и бронзы. Недалеко от кургана найдено ещё одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры. И вновь рядом с погребённой — предметы вооружения и туалета: копьё, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний... Гиппократ уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трёх врагов».

Жестокость и противоестественные функции, взятые на себя женщинами, а также аморальность религии привели к духовной деградации сарматского народа, а затем и его гибели, которая вместе с падением киммерийцев и скифов, других обитателей Каменной могилы продемонстрировала, к чему приводит отступление от Бога. Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако, в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные. Было показано, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей. Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине... Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон... Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твёрдо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остаётся одним и тем же многие тысячелетия, и это доказывает существование мифологии». И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением. В данной главе мы рассмотрим лишь те наскальные рисунки Каменной Могилы периода каменного века, которые имеют прямые библейские параллели.

5. Древо жизни

Среди петроглифов (от греч. petros — камень и glyphe — резьба — наскальные изображения) обнаружены изображения „древа жизни“. Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далёких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть. Но в то же время у них продолжало жить, правда, в смутном виде предание о том, что, в конце концов, смерть будет побеждена Богом в Его борьбе со змеем и древо жизни вновь будет давать людям жизнь. Поэтому на могильниках древние люди и изображали часто древо жизни, которое вновь даст жизнь тому, кто лежит в этой могиле. В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения. Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

6. Змей как символ зла

Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побеждён Богом, который и вернёт людям вечную жизнь. «Мифы о змееборстве получили особенно большое распространение». Мифология приписывает функции змееборства многим богам-демиургам, как например, Мардуку, Ра, Зевсу, Аполлону, отчасти Яхве. Мифы о змееборстве были широко распространены в Вавилоне, Египте, Индии. Так, Ригведа — древнеиндийский эпос рассказывает, что «дракон Вритру... имел вид бесплечего, безногого и безрукого, т.е. змееподобного существа, покоившегося на горе. Индра убил дракона, ударив его по голове. И тогда «мгновенно над землёй просиял свет, потоки воды ринулись с гор и насытили жаждущую землю». Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной Могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название „Грот Дракона“. Но более всего поражает одна интересная деталь, а именно изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона. «Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него „свою могучую стопу“. На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием — явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня — нечто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю». Какая яркая иллюстрация к библейскому тексту «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Змей сможет поражать только стопу, но сам будет поражён грядущим Спасителем в голову. Сведения о поражении змея в голову и человеческой стопе сохранились и у многих других народов, будучи связаны с культом героя и Бога и понятиями — символами двух начал: жизни и смерти.

7. Крест

Найдены на плитах Каменной Могилы и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими ещё раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце». «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия». У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священные деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».