Смекни!
smekni.com

Казахские люди: история и современность (стр. 1 из 7)

СОДЕРЖАНИЕ

Пролог

Дружба народов

Казахские люди: история и современность

Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев

Музыкально-общественный деятель Ахмет Жубанов

Алия и Маншук. Казахские девушки стали единственными Героями Советского Союза из «дочерей Востока»

Астраханский поэт Мажлис Утежанов

Ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова

Лауреат премии Курмангазы Урастаева Галина Джумабаевна

Мукатова Марфуга Дюсембаевна – женщина - руководитель 2005 г.

Исполнительница главной женской роли в фильме «Кочевник» Аянат Есмагамбетова

Нурлан Коянбаев, фронтмен сборной команды КВН Astana.kz

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А.

Культура астраханских казахов

Исторические особенности казахской культуры

Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры

Перспективы развития казахской культуры

Эпилог


Пролог

Каждый казах независимо от места проживания должен знать язык и традиции своего народа.

Нурсултан Назарбаев,

Президент республики Казахстан

Сегодня на территории России проживает более миллиона этнических казахов. Большая их часть сосредоточена в регионах, граничащих с Казахстаном. Понятие «диаспора» применимо к ним с оговорками: в большинстве своем это потомки казахов, традиционно населявших эти земли. На Урале казахи проживали преимущественно в Оренбургской области, поволжские казахи расселились в 18 веке в Нижнем Поволжье. В южной части Алтая в результате частичного переселения казахов в конце 19 - начале 20 века появился казахский этнический анклав. 30 тысяч казахов проживает в Москве и Санкт-Петербурге.

В Москве есть улицы, носящие казахские названия: Алма-Атинская, Кустанайская, Алии Молдагуловой. В честь Алии Молдагуловой, 19-летней участницы Великой Отечественной войны (посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза), названы школы в Москве и Петербурге. При содействии казахской диаспоры в Москве были открыты памятники героям войны. Одной из самых заметных акций, проведенных за последние несколько при участии казахской диаспоры, стало возведение в центре столицы памятника поэту Абаю Кунанбаеву.

В 1990 году в Москве появилось первое общественное объединение Московское общество "Казак тiлi" ("Казахский язык"). Спустя два года при поддержке фонда "Казахская диаспора" было создано молодежное общество казахской культуры "Мурагер".

В Омской области действуют 3 казахских общественных организации: "Молдiр", "Сибирский центр казахской культуры" и "Культурно-просветительская автономия Омских казахов". В 1993 году в области насчитывалось 13 школ с преподаванием казахского языка, к 2004 году их количество возросло до 17.

В Оренбургской области, где проживает самая многочисленная казахская диаспора (200 000 человек), выходит на казахском языке газета "Айкап". Общественная организация "Ак-Жайык" призвана помочь местным казахам в решении насущных вопросов. В поселке Нежинка несколько лет назад усилиями местных казахских семей (их около ста, и почти все связаны узами родства или кумовства) были построены мечеть и медресе. Они открыты для всех мусульман из окрестных сел.

В томскую общественную организацию "Бiрлiк" с 2003 года могут вступить не только этнические казахи, но и все выходцы из Казахстана независимо от национальной принадлежности.

В Саратовской области функционирует Ассоциация Поволжских казахов. Ее президент В.А. Ташпеков участвовал в Первом съезде Ассамблеи народов России, созданной по инициативе Министерства по делам национальностей РФ, в качестве делегата от области. Ассоциация активно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, Духовным управлением мусульман Поволжья и другими национально-культурными центрами.

Казахстанские общественные объединения ежегодно участвуют в проведении праздника "Наурыз", проводят круглые столы и встречи, посвященные различным культурным событиям.

Все региональные казахские общественные организации и объединения постоянно поддерживают контакты с Посольством Казахстана в России, Консульствами РК в Санкт-Петербурге, Астрахани и Омске. Активно сотрудничают с властями сопредельных с Казахстаном субъектов Российской Федерации.

Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано 3 казахские региональные национально-культурные автономии: в Москве, Астрахани, Оренбурге.

По инициативе президиума областного общества казахской культуры и языка "Жолдастык" состоялась конференция с участием представителей казахского населения Астрахани. Единодушно было принято решение о создании городского филиала общества "Жолдастык". Приняты устав, образованы соответствующие органы. Председателем городского филиала общества "Жолдастык" избран Нурсултан Джубаевич Измуханов, полковник запаса.

Председатель областного общества казахской культуры и языка "Жолдастык" Н.С. Искаков отметил актуальность создания городского филиала областного общества, остановился на его задачах по возрождению национальных традиций и обычаев, изучению казахского языка, по активному привлечению единомышленников к работе городского филиала областного общества "Жолдастык".


Дружба народов

Многонациональная Астраханская область всегда умела находить общий язык со своими ближайшими соседями. Для современной России это умение стало еще и политически важным, так как зачастую российскую делегацию в странах-соседях представляют политики, бизнесмены и ученые Астраханской области.

Примером успешного партнерства могут являться проверенные временем дружеские отношения с Казахстаном. Укреплению таких отношений способствуют не только успешные переговоры представителей двух стран, но и ознакомление и приобщение жителей этих стран к культуре и традициям друг друга. В сентябре 2005г. в Астраханской области в селе Алтынжар Володарского района был открыт культурный центр имени знаменитого казахского композитора Курмангазы Сагырбаева.

Сначала в Алтынжаре был создан общественный музей в честь казахского деятеля, который провел там последние годы своей жизни, и где находиться место его захоронения. Через 10 лет состоялось открытие памятника – мавзолея, ставшего символом дружбы народов России и Казахстана, местом паломничества тех, кто чтит казахские традиции. А в 2003г. посредством объединения сил четырех приграничных областей: Астраханской, Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской – началось строительство центра, который, по словам госсекретаря Казахстана Оралбая Абдыкаримова, стал «предвестником большого будущего наших стран».

Открытие культурного центра послужило стимулом развития культуры Казахстана в России. Музейный комплекс включает экспозицию, которая отражает в предметах быта, в подлинных вещах жизнь прошлых веков, творческий путь Курмангазы, его наследие. Музей очаровывает своей таинственностью и атмосферой времени великих поэтов и героев. Основная экспозиция включает более 50 кюев-наигрышей, среди которых есть шедевры: «Сары-Арка» (Золотая степь), «Алатау», «Адай». Глубокое впечатление производят предметы национального прикладного искусства, генеалогическое древо племен, картины, диорамы и художественные зарисовки художников России и Казахстана, в которых присутствует дух древних традиций и обычаев казахского народа.

Все здания на территории центра: музей, музыкальная школа, гостиница – имеют круговую планировку, напоминающую казахскую юрту, и отличаются современным дизайном. Архитекторы центра добились желаемого результата – совместили в конструкции комплекса колорит национальной культуры и особенности современности.

Открытие культурного центра имени Курмангазы Сагырбаева является свидетельством консолидации, пропаганды дружбы народов России и Казахстана, закладывающим прочную основу для дальнейшего процветания и развития наших стран.

Казахские люди: история и современность

Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев

1845-1904

Великий казахский поэт и просветитель. Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинает интересоваться русским языком и русской культурой. Незакончив учение в городе. Отец вернул его в аул и стал приучать к будущей деятельности в качестве - главы рода.

В 28 лет он углубляется в изучение русской классической литературы и поэтического творчества народов Востока.

Абай начал сочинять стихи с двенадцати лет, но сохранились и дошли до наших дней лишь несколько произведений, написанных им в этот период.

На тридцать пятом году жизни Абай снова возвращается к поэзии, продолжая, подписывать свои стихи чужим именем. Лишь летом 1886 г. Абай впервые поставил свою подпись под стихотворением "Лето".

Абай был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем. Литературное наследие: стихи, поэмы, переводы и беседы с читателем ("Слова назидания"). Абай стал первым казахским поэтом, который перевел Пушкина, Лермонтова и Крылова. Переводил классиков западноевропейской литературы: Гете, Байрона, Гейне, Мицкевича.

Главный этико-философский труд Абая - "Слова назидания", который поэт писал в течение восьми лет. "Слова назидания" полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся позади и казахи займут достойное место среди других народов.

В своих стихах Абай воспевает красоту родной степи, трудолюбие и мудрость своего народа, призывает его к борьбе за свои права, к просвещению для всех.

Общественная деятельность Абая была связана, в основном, с выполнением функций волостного. Занимая этот пост, он старался выносить справедливые и решения по многим делам.