Смекни!
smekni.com

Нижегородский цирк (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Глава 1. История существования Нижегородского цирка

Глава 2. Строительство Нижегородского цирка в зеркале прессы

Заключение

Литература


Введение

Современное общество заинтересовано в развитии зрелищ. Реалии современного развития способствуют появлению новых форм зрелищных явлений как феномена общечеловеческой культуры. Зрелище - ее продукт. Оно живет и развивается вместе с обществом. Одним из самых популярных зрелищ является цирк.

Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства. Истоки современного цирка восходят ко времени более чем тысячелетней давности.

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске Нижнем Новгороде в том числе.

Однако, в 1984 году Нижегородский цирк был закрыт на реконструкцию. В годы перестройки и последующих не слишком удачных экономических реформ российский цирк столкнулся с особенно сложными проблемами. После развала СССР многочисленные ошибки в культурной политике, остаточный принцип в подходе к культуре, повальная коммерциализация не могли не сказаться и на положении циркового искусства. Это обусловило то, что реконструкция Нижегородского цирка не завершена до сих пор.

«То, что полуторамиллионный город уже более 20 лет живет без цирка – уже само по себе цирк», - как-то подчеркнул мэр Вадим Булавинов. Дату открытия здания после реконструкции переносили раз 10. Но только сейчас появилась уверенность, что цирк у Нижнего Новгорода будет. Первое представление запланировано уже на этот год. По словам министра строительства Нижегородской области Валерия Англичанинова, дата открытия, названная губернатором - 31 июля, и она не изменится.

Цель данной работы заключается в том, чтобы на материалах прессы проследить, как же происходила реконструкция Нижегородского цирка. Однако, на мой взгляд, вначале необходимо сделать короткий экскурс в историю.

Глава 1. История существования Нижегородского цирка

В 1883г. Никитины построили деревянный стационарный цирк в Нижнем Новгороде. «Вчера, 28-го Июля, открылся цирк братьев Никитиных; постройка его и отделка, если принять во внимание краткость сезона, весьма недурны; цирк довольно обширен, места удобны. Чтож касается до исполнителей, то они для ярмарочного цирка не оставляют желать ничего лучшего: есть прекрасные наездники и наездницы, превосходно выдресованныя лошади и недурные клоуны».[1]

«Сегодня 19-го Июля открытие цирка. Первое большое представление с труппой первокласных артистов и кордебалета; в труппе находится до 100 персон и 80 лошадей. Здание цирка, впервые в России, освещается электрическими накаливающимися лампами и большими фонарями. Режиссер - В. Сур, директора бр. Никитины».[2]

В 1988 году завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А. А. и П. А. Никитиных. Цирк вмещал до 1000 человек. Выстроен ярмарочным архитектором Н. П. Ивановым по образцу цирка в Вене. В цирке 8 выходов и 2 запасных. Цирк освещается электричеством

В последствие на месте Горьковского цирка находилась Владимирская церковь, которую взорвали в 1937 году. Спустя 24 года было решено начать строительство цирка. Горьковский цирк просуществовал 20 лет – с 1964 по 1984 годы. В 1985 году его закрыли на реконструкцию, которая до сих пор не завершена.

В советские времена на арене горьковского цирка блистали Юрий Никулин, Маргарита Назарова, Игорь Кио и многие другие знаменитости, чьи имена известны во всем мире.

Старожилы Нижнего Новгорода хорошо помнят триумфальные выступления Маргариты Назаровой в их городском цирке. Дрессировщица выступала во многих блистательных столицах мира, но сама признавалась, что любит приезжать в этот город на Волге. Вот какой запомнили Назарову нижегородцы:

"...Изящная женщина в поблескивающем костюме входит в клетку и щелкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры.

Они посматривают прищуренными глазами, послушно, почти добровольно взбираются на высокие тумбочки и садятся. Можно подумать, что это вовсе не хищные звери - настолько мирный, почти домашний вид имеют они. Но стоит дрессировщице хотя бы слегка повысить голос или прикоснуться к одному из полосатых артистов палкой, как раскрывается огромная пасть, обнажая белые-белые клыки.

Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки. Условный сигнал, и большое полосатое тело, упруго подброшенное сильными лапами, летит сквозь горящий обруч.

Сколько труда потребовалось, чтобы тигр перестал бояться огня, преодолел инстинкт, с которым родился. Еще сигнал, и полосатые тела образуют своеобразную постель. Дрессировщица спокойно располагается на ней. Но вот один из тигров разозлился. Бьет хвостом, становится все грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мертвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы".

Народного артиста России Алексея Сарача по праву считают уникальным человеком. Пожалуй, не много найдется в современном цирковом искусстве мастеров, которым удалось нарушить своими достижениями устоявшиеся законы жанра. А Сарач, невзирая на правила, которым уже более тысячи лет, создал свои оригинальные трюки. Их смело можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса, но не в этом цель артиста. Не собственной славы ради создавал он вместе с партнерами уникальные номера. А лишь для того, как говорит сам Алексей Сарач, чтобы показать, на что способен человек.

Одно из высших достижений Сарача – «Тройной баланс». Колонна из четырех – нижний, два средних и верхний – балансируют друг на друге перши. Трюк поистине фантастичный – невероятный по исполнению и великолепный по зрелищности. И вот уже четверть века эту «коронку» до сих пор никто в мире не смог повторить. Неожиданная и для простого зрителя, и для профессионалов, комбинация эта стала революционной в жанре, а дебют его состоялся в 1981 году на манеже Горьковского цирка.

27 мая 1984г. в старом цирке прошло цирковое представление посвященное 100-летию горьковского-нижегородского цирка.

Представители цирковой династии дрессировщиков Запашных навсегда войдут в историю Нижегородского цирка. В 1985 году Вячеслав Запашный, ныне глава Росгосцирка, своей программой символически "закрыл" Горьковский цирк на реконструкцию. На последнее представление, на закрытие старого цирка Горьковчане собрались с особым чувством надежды на скорую встречу.

В 1984 году планировалось, что цирк закроют только на 4 года. За это время его хотели перестроить и сделать самым крупным не только в советском союзе, но и в мире. Но не достроили…

Глава 2. Строительство Нижегородского цирка в зеркале прессы

Нижегородский цирк является самым крупным долгостроем в регионе. Цирк серьезно пострадал в результате пожара в 70-е годы. Решение о его реконструкции было принято в 1981 году, однако после возведения основных конструкций стройка была заморожена.

В 1999 и 2003 годах финансирование реконструкции цирка не проводилось, в остальные годы было недостаточным.

Еще в 2003 году на вопрос о долгостроях, мэр ответил, что имеется договоренность с руководством ГЖД о совместном завершении строительства Нижегородского цирка. В.Булавинов обещал, что за период его пребывания в должности главы города цирк обязательно будет достроен.[3]

На долгострое - в здании Нижегородского цирка побывал министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Он отметил, что завершение работ возможно к 2006 году и строительство должно вестись совместно федерацией и областью.[4]

Однако, реконструкция была приостановлена. Как сообщалось тогда в прессе, специалисты областного министерства имущественных отношений были уверены в том, что реконструкция Нижегородского государственного цирка завершится тогда, когда здание переведут из федеральной собственности в областную. Строительные работы в цирке были остановлены, конструкции начали рушиться и деформироваться. Из 5 млн. руб., которые запрашивало руководство цирка из федерального бюджета был выделен лишь 1 млн. Для полного завершения реконструкции цирка требовалось в то время 260 млн. руб. Эти средства могло бы найти областное правительство, если бы здание цирка относилось к областной собственности. Министр имущественных отношений Д. Фатыхов был намерен последовательно добиваться передачи цирка области. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом назвало передачу нецелесообразной.

При этом была сделана ссылка на позицию Федерального агентства по культуре и кинематографии, которое курирует реконструкцию: нижегородский государственный цирк должен быть сохранен в составе единого комплекса государственных цирков федерального ведения, созданного постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 года № 196 «О Российской государственной цирковой компании» и финансироваться в рамках федеральной программы «Культура России», рассчитанной на 2001-2005 годы.

В последствие министр строительства В. Англичанинов провел выездное совещание по достройке Нижегородского цирка. Его участники, отвечающие за финансирование и сооружение объекта, подтвердили срок сдачи объекта к 1 сентября 2007 года. Министр отметил, что все работы идут в соответствии с графиком или опережают его. Уже завершаются работы по монтажу системы вентиляции и кондиционирования, штукатурные и бетонные работы внутри помещения, фасадные работы по главному корпусу, начинаются внутренние и отделочные работы. С 1 ноября в цирке будет включено отопление. Как сообщил Англичанинов, вопрос финансирования работ полностью решен. Достройка цирка ведется за счет средств областного бюджета в пределах 25-35 млн. рублей ежемесячно. Общий объем финансирования составит около 506 млн. рублей. В том числе 45 млн. рублей должны быть выделены из федерального бюджета.[5]