Смекни!
smekni.com

Средневековые города Востока: арабские, индийские, китайские. Их отличия от европейских городов. Экономические предпосылки территориальной организации населения (стр. 1 из 4)

Содержание:

Вопрос 1. Средневековые города Востока: арабские, индийские, китайские.

Их отличия от европейских городов 3

Вопрос 2. Экономические предпосылки территориальной организации населения. 6

Используемая литература 20


Реферат по предмету «Территориальная организация населения».

1. Средневековые города востока: арабские, индийские, китайские.

Их отличие от европейских городов.

В отличие от большей части Европы, страны Востока в Средние века переживают несколько нашествий кочевых на­родов, которые с течением времени воспринимают городскую культуру, но происходит это каждый раз практически зано­во. Поэтому в конечном итоге развитие городского расселения на Востоке идет значительно медленнее, а связь с древ­ними городами оказывается более тесной. В наибольшей сте­пени это проявляется при формировании сети и принципов организации арабских городов.

Арабские завоевания в VII—VIII вв. охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до долины Инда. При этом большинство древних городов на этой территории было разрушено, а на их месте возникли лагеря кочевников, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Ма­рокко и др.). Столицей арабского государства первоначально была Медина — небольшой город в пустынной части Аравий­ского полуострова. Затем столица была перенесена ближе к главным торговым путям того времени — сначала в Дамаск, а затем в специально построенный в 762 г. в качестве столицы город Багдад[1]. Багдад возник в месте схождения рек Тигра и Евфрата, т. е. примерно в том же месте, где существовали Вавилон и другие, столицы древности. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение.

Принципы застройки Багдада повторялись и в других араб­ских городах. Возвышенность в центре города занимала кре­пость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности {в Багдаде — халиф) со своими прибли­женными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых сада­ми, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внеш­ней оборонительной стеной. В ее центре находилась базар­ная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых бал окружен сво­ей стеной. В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшенной, чем богаче был данный квартал. Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня — минарет (или несколько ми­наретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на ули­цы глухой стеной, с внутренним двором. Важными обществен­ными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), мед­ресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города.

До Индии мусульманские завоевания докатились в XIII в. В XVI в. прошла новая волна завоеваний, в результате кото­рых была создана империя Великих Моголов, включившая почти весь полуостров Индостан. При этом крупные города-столицы, насчитывавшие сотни тысяч жителей, развились на севере страны, откуда шли завоевания. В разные перио­ды ими были города Дели, и Агра. Принципы градостроитель­ства индийских городов того времени включили в себя и древ­неиндийские, и арабские элементы. Так, в Дели был постро­ен Красный форт (сложен из красного песчаника), являвшийся крепостью и дворцом императоров[2]. Вблизи Агры сохранился мавзолей Тадж-Махал — одна из самых выдающихся построек средневековой Индии, построенная по классическому плану мечети и окруженная специально созданными водо­емами.

Китай подвергся сначала монгольскому, а затем манч­журскому нашествию. При этом столица страны также была перенесена на север — в Пекин. Центром Пекина стал ком­плекс императорских дворцов, окруженных садами — Пур­пурный (Запретный) город. Вокруг него находился Императорский город, в котором проживали приближенные импе­ратора, его гвардия и слуги. Окружал Императорский город Внешний Татарский (варварский) город, в котором прожи­вали монголы, а затем манчжуры. К нему примыкал Вне­шний Китайский город, в котором проживала основная мас­са населения. Каждая из частей была окружена своими сте­нами. На ночь запирались и отдельные улицы во Внешнем городе, застроенные деревянными домами, образующими пра­вильные квадратные кварталы. Видимо, власти опасались, что огромные массы людей, сосредоточенные в городе, мо­гут выйти из повиновения. Пекин уже с XVIII в. насчитывал более 1 млн. жителей, являясь в то время крупнейшим горо­дом мира. Наиболее выдающимися постройками китайских городов являлись дворцы правителей и храмы (пагоды), ко­торые резко выделялись на фоне рядовой застройки своими размерами и оформлением.

В общем случае можно сказать, что в городах Востока главными функциями и в Средние века остались админист­ративная и военная, хотя большинство населения в них, как и в Европе, составляли ремесленники и торговцы. Восточные города так и не получили никакой автономии, что тормози­ло социальный прогресс и сохранило пережитки феодаль­ных отношений вплоть до начала XX в. Постоянные вне­шние завоевания более отсталыми народами тормозили куль­турный и технический прогресс. Внешне восточные города по-прежнему выглядели как сочетание великолепных двор­цов и храмов — с одной стороны, и убогих лачуг большин­ства жителей— с другой, от чего в городах Европы началиуходить еще в раннем Средневековье. Не удивительно, что в Новое время города Востока стали развиваться под евро­пейским влиянием и в настоящее время сохраняют свое сво­еобразие лишь в старых частях[3].

2. Экономические предпосылки территориальной организации населения.

Главная задача хозяйства (экономики) — обеспечение материального базиса функционирования общества. Эконо­мические отношения и процессы пронизывают всю обществен­ную жизнь. Естественно, что при этом экономика влияет прак­тически на все стороны жизни общества, в том числе и на территориальную организацию населения. Наиболее общие зависимости можно выявить от типа хозяйства, определяе­мого по его экономической структуре. Основные типы, вы­деляемые при этом:

1)присваивающее хозяйство;

2) аграрное хозяйство;

3) индустриальное хозяйство;

4) постиндустриальное хозяйство.

На самых ранних этапах развития человечества экономи­ка как таковая отсутствовала. Господствовало так называе­мое присваивающее хозяйство— люди жили за счет того, что давала им природа. При этом они занимались охотой, рыболовством, собирательством, не выделяясь в экономи­ческом отношении от многих видов животных (но уже выде­лившись в социальном отношении)[4]. Племена людей медленно перемещались вдоль берегов морей и рек, вслед за стадами крупных охотничьих животных, постепенно заселив практи­чески всю поверхность суши, кроме наиболее суровых в при­родном отношении участков в районах полюсов и высокогорий. Постоянные поселения отсутствовали, а плотность насе­ления была крайнее низкой — даже в самых плотнозаселенных районах не более 1 чел. на 1 км2. В настоящее время на Земле крупных территорий с преобладанием присваивающе­го хозяйства не сохранилось.

В VIII—X тыс. до н. э, примерно в одно время в несколь­ких районах земли началась аграрная (неолитическая) рево­люция — переход от присваивающего хозяйства к произво­дящему (сельскому). Сформировавшийся в итоге тип хозяй­ства — аграрный (доиндустриальный), который ко II тыс. н. э. распространился почти на все заселенные людьми террито­рии (кроме Австралии и значительной части Америки). Глав­ный признак господства аграрного типа хозяйства — преоб­ладание сельского хозяйства (первичного сектора экономи­ки) в структуре занятости и/или структуре производства продукции (ВВП). В настоящее время аграрный тип хозяй­ства до сих пор преобладает в наименее развитых государ­ствах Земли (Бурунди и др. в Африке, Бутан и др. в Азии).

Главными отраслями сельского хозяйства являются рас­тениеводство и животноводство. Соответственно, уже в на­чале аграрной революции сформировалось два различающихся типа территориальной организации населения — постоянный земледельческий и кочевой животноводческий. Их общие чер­ты — распыленность населения, сильная зависимость плот­ности и расселения от природных условий, крайне редкие (как правило, одно за несколько поколений) постоянные пе­реселения для сельскохозяйственного освоения новых тер­риторий.

Под влиянием кочевого животноводства сеть постоянных поселений не сложилась. Люди постоянно перемещаются по определенным территориям вслед за стадами животных, ко­торые нуждаются в корме и воде. Плотность населения оста­ется низкой, редко превышая значение 1 чел. на 1 км2. Первоначально районы распространения кочевничества значи­тельно превосходили районы земледельческого расселения, но в настоящее время кочевое расселение сохранилось лишь в отдельных районах Северной и Восточной Африки, Юго-Западной и Центральной Азии. В некоторых случаях постоянные кочевки трансформировались в сезонные (между высокогорными и низкогорными территориями, между тундрой и лесотундрой и др.), которые привели к появлению времен­но обитаемых поселений и некоторому повышению плотнос­ти населения, но не более чем до 10 чел. на 1 км2.

Под влиянием растениеводства сложилась сеть постоян­ных поселений, размеры и густота которых сильно зависят от благоприятности для растениеводства природных условий. В итоге плотность населения может колебаться в широких пределах, но, как правило, она составляет от 10 до 100 чел. на 1 км2. При этом жители отличаются сильной привязанно­стью к земле, крайне низкой миграционной подвижностью. Большинство из них никогда в жизни не покидает своего поселения. Наиболее распространенные поездки — на бли­жайший рынок несколько раз в год. Первоначально посто­янное земледельческое расселение занимало сравнитель­но небольшие территории, но сегодня оно преобладает в сельской местности подавляющего большинства государствЗемли.