Смекни!
smekni.com

Сущность этногенеза и антропогенеза (стр. 1 из 2)

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и послевузовского обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _____

по дисциплине: "Этнология"

на тему: "Сущность этногенеза и антропогенеза"

Выполнил (а) студент (ка): ___________

Группа: ___________________________

Адрес: ____________________________

Телефон: __________________________

План

1. Этногенез и его основные факторы

2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез

3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

Литература

1. Этногенез и его основные факторы

Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые относят к одному из самых сложных разделов этнологии. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и др. факторов.

В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только начиная с эпохи неолита, когда окончательно сформировались племенные отношения.

Если исходить из гипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей они расселились по новым территориям. Поскольку этот процесс расселения занял тысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.

Антропологические процессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы.

По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении, стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.

На процессах этногенеза, проходивших на рубеже ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, значительно ускорявшие процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями - народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой ее столкновение с уже обитавшей здесь другой общностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.

Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, истории известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо освоенные или полностью не освоенные территории. В этом случае, как правило, новые этнические общности не возникали. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.

В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата и суперстрата, в ходе которого и возникает новый этнос. Однако синтез этот чрезвычайно многообразен, особенно в тех случаях, когда он касается весьма отличающихся друг от друга этнических общностей. Дело в том, что подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только с различными темпами и интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. В этом отношении ко всем аспектам этногенеза - изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание, следует подходить дифференцированно.

В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса.

Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков обычно означает родство носителей этих языков. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось и смешение, взаимодействие языков.

Среди обстоятельств и причин, предопределяющих победу одного языка над другим, решающее значение имело наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этических общностей.

Особое значение в процессе этногенеза имеет такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления проводятся только на синхронном уровне, т.е. невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социальные, семейные отношения.

Особое место в этногенетических исследованиях уделяется данным антропологии, использующей прежде всего результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам. Причем по мере увеличения древности рассматриваемых этногенетических процессов роль антропологических исследований возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений в этнической и антропологической общностях. Различия в антропологическом типе неадекватны этническим и языковым различиям. Например, значительная разнородность антропологических типов, входящих в состав народов лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции. Хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Антропологическая общность при большой языковой разнородности свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм общности.

Благодаря археологии есть возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает материальную культуру этноса и некоторые аспекты духовной культуры. Это позволяет изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы, дает возможность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.

Существенное значение для этногенетических исследований имеют письменные источники. В них особое внимание уделяется этнонимам и топонимам, легендам, преданиям, сказаниям.

Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочетания основных занятий, набора орудий труда, пищи, утвари, жилищ, одежды, социальных и семейно-брачных отношений - позволяется выявить этническую специфику и связи с другими народами.

Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы отмеченных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции были малочисленными, эндогамны и относительно оседлы, т.е. имели обширную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительна, и она периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичны, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.

Первичныеязыкиохватывали, скорее всего, несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено.

Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Процессы интеграции антропологических признаков, культуры и языка одной популяции с группой других популяций происходили в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории расообразования и этногенез были сопряжены.

Однако возникновение и развитие процессов этногенеза и расообразования были бы невозможны без антропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования физического типа Homosapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей позволяют сделать вывод, что первые люди появились около 1 млн. лет назад. Кости таких живых существ найдены на востоке и юге Африканского континента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекантропы, жившие в раннем палеолите, и неандертальцы. Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьенца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьенцев существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей. Эта эпоха позднего палеолита характеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток имевших ритуальное и магическое значение.