Смекни!
smekni.com

Ремесло Киевской Руси (стр. 5 из 5)

2.6 Зернь и скань

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

2.7 Инкрустация и золочение

В большинстве случаев инкрустация производилась по раскаленному металлу. Сначала на орнаментируемую поверхность наносился рисунок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько наискосок. После этого предмет нагревали и накладывали из углубление золотую или серебряную проволоку. Маленьким долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубление, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки. Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью, так что получали рисунок с золотыми контурами на черном фоне. В тех случаях, когда нужно было сделать сплошное золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных бороздок, укладывал в них проволоку и затем на огне расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились в сплошную золотую поверхность. Здесь уже инкрустация переходила в золочение.


2.8 Чернь

Действительно, изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна быть подготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением (колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцом и резцом же дорабатывал выступающие части узора.

2.9 Эмаль

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмаль называлась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали — финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной массой эмали определенного цвета.


3. Гончарное дело в городах

В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито достаточно широко. Общеизвестно, что один из концов Великого Новгорода назывался Гончарским.

Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей тщательностью отделки и большим разнообразием форм. Возможно, что в крупных городах, вроде Киева, существовал уже в XI—ХШ вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары применяли упомянутые ранее сложные решетчатые штампы, глину для своих изделий они отмучивали лучше. Городские «керамельники» значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах. Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.


Вывод

1. Одним из важнейших переломных моментов в истории Киевской Руси является IX век, когда в дополнение к существовавшим ранее техническим приемам появились новые приемы обработки железа и стали, появился гончарный круг, пуансонная чеканка, выемчатая чернь, зернь и выемчатая эмаль (кеттлахского типа). Некоторые из них явились результатом тесных взаимоотношений с ирано-арабской культурой, другие же были развитием местных приднепровских навыков.

2. Следующим периодом расцвета была вторая половина и особенно конец X столетия, когда налаживается производство шлемов, кольчуг, на гончарных изделиях появляются клейма мастеров, появляется плоско-рельефная чеканка, волочение проволоки и филигрань. К концу столетия возникают три сопряженных между собой производства: эмаль, стекло и эмалевая полива на строительной декоративной керамике.

Перенесение этих производств на киевскую почву, вероятно, связано с усилением русско-византийских отношений при Ольге и Владимире.

Для IX-X вв. характерно ведущее значение Киева и других городов Среднего Приднепровья. Из более северных городов можно назвать лишь Смоленск. Новгород в это время еще не приобрел ведущего значения для северных областей.

То новое, что появилось во второй половине X в. в ремесленной технике, тесно связано с обслуживанием княжеского двора - от постройки дворца до вооружения княжеских дружинников. Совершенствовалось преимущественно придворное, вотчинное ремесло. Впрочем, наряду с ним существовало и свободное посадское ремесло.

3. Примерно, в середине XI столетия у различных ремесленников появляется тенденция к ускорению процесса производства, к его некоторой механизации (кропотливая чеканка заменяется штампованием на матрицах); литейщики, озабоченные выпуском массовой продукции, переходят к литью в прочных и долговечных каменных литейных формах.

Наряду с этим стремлением к массовости продукции, охватившим и вотчинных ремесленников, некоторые группы мастеров переходят к более точной обработке каждой отдельной вещи. Особенно выделяются новгородские ювелиры-чеканщики. Примерно в это же время в Киеве налаживается широкое производство замков и мечей особого русского типа.

4. Расцвет городского ремесла наступает около середины XII в. и продолжается вплоть до самого татарского нашествия. Может быть, здесь сказалась большая полнота источников, но культура русских княжеств XII-XIII вв. предстает перед нами высокоразвитой, полнокровной, блещущей изобретательской мыслью, быстро совершенствующей свою технику.

Даже в небольших городах имеются сложные домницы для варки железа, несколько систем гончарных горнов. Культура растет и вширь, охватывая все большее число городов. В этом отношении показательно появление выделки кирпича и развитие каменного строительства во многих городах. Киев и Среднее Приднепровье, оставаясь высококультурными областями, перестают быть единственным средоточием культуры. Наряду с этими старыми центрами, на основе взаимосвязей с ними, возникает столь же сложное и разветвленное ремесло во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и др. городах.

Наметившиеся в прошлый период два направления ремесла - массовое и индивидуальное - еще резче выступают теперь.

Стремление к массовости сказалось в совершенствовании техники двухстороннего воскового литья, в появлении басменного тиснения. Особенно интересно появление имитационных литейных форм, при помощи которых мастера сравнительно просто в широких масштабах воспроизводили в дешевом материале (бронзе) сложнейшие изделия придворных ремесленников.

Техника изготовления многих предметов свидетельствует о переходе ремесленников от работы на заказ к работе на рынок. Об этом же говорит и стандартность некоторых видов изделий (напр., железных замков).

Мастера, работавшие на заказ, как бы соревнуясь с подражавшими им посадскими ремесленниками, усложняют изделия, совершенствуют технику, добиваясь виртуозного исполнения отдельных вещей.

В отношении сложной техники перегородчатой эмали русские мастера стояли значительно выше своих западноевропейских современников.

Изобретение техники эмалевого пастилажа на керамике, а также способа нанесения золотой амальгамы на медь, давшего великолепные образцы своеобразной золотой графики, свидетельствует о том, что творческая мысль русских мастеров второй половины XII -начала XIII вв. опережала развитие техники передовых стран Западной Европы, не знакомых с этими приемами.

Литература

1. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова . - М.: наука, 1985. - 429с.

2. Всемирная история. Т. III, M., Госполитиздат, 1957.

3. Гумилев Л. От Руси до России.- М.: Дрофа-Наталис, 1996.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М.: Высшая школа, 1990.

5. Зуев М.Н. История России.- М.: ОНИКС 21 век, 2003.

6. История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2002.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: просвещение, 1974. - 333с.

8. Б.А.Рыбаков - Ремесло Древней Руси, издание Академии Наук СССР, 1958 года, 784 с.

9. Рябцев Ю.С. Очерки история русской культуры XI – XVII веков.- М.: Владос, 1997.

10. Тихомиров м.Н. Древнерусские города. - М.: изд-во политической литературы, 1950. - 476с.

11. Хозеров И.М. Знаки и клейма кирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. - Смоленск.: Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.