Смекни!
smekni.com

История села Табаки (стр. 2 из 4)

В 1818 году главным попечителем и председателем попечительского комитета иностранных поселенцев юга России был назначен Иван Никитич Инзов. Генерал Инзов сыграл большую роль в становлении и развитии не только моего села, а и всего района. Благодаря его хлопотам появился указ российского императора 29 декабря 1819 года, которым 25 тыс. болгарских переселенцев обеспечивалось благосостояние и дальнейшее развитие: им были представлены право на льготы иностранных колонистов, они были наделены землей, площадью 50-60 десятин на душу, освобождены от налогов.

Здесь бывал народный герой Болгарии Христо Ботев; по его призыву многие жители оказывали помощь болгарам, восставшим в 1876 году против турецкого ига. В Табаках работал инженером на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги русский писатель М.Г. Гарин-Михайловский.

В апреле 1907 года газета «Бессарабская жизнь» писала о нищенском положении крестьян села, о том, что уездные власти даже при помощи стражников не смогли взыскать с них недоимки в сумме 2092 руб. 50 коп. из-за «отсутствия всяких средств». Советская власть установлена в январе 1918 года. Жители села с оружием в руках выступили в 1918 году против войск буржуазно-помещичьей Румынии, оккупировавших край, позднее они оказывали сопротивление при наборе рекрутов, саботировали мероприятия оккупационных властей. Многие жители были арестованы, а Табаки постоянно числились в списках сел, где население «неблагонадежно». Советская власть восстановлена а июне 1940 года [5;122].

Болгары жили замкнуто, не смешиваясь ни с русскими, ни с гагаузами; исключение делалось только для вдовцов.

Сие доказывает силу обычаев и традиций в болгарских селениях, которые сохранились и чтятся и в наше время, о чём и пойдёт дальнейшее повествование.


2. Обряды и традиции болгар

2.1 «Человек один раз рождается, один раз женится, один раз умирает»- говорят болгары

На мой взгляд, эта пословица в полной мере отражает отношение болгар к браку и семейной жизни. Взгляды народа на женитьбу ясны и категоричны: «Женитьба дана от Бога». Люди не могут представить себе, чтобы мужчина или женщина по своему желанию остались бы неженатыми.

«Человек, который не родился, тот не умрёт, который не женится тот не человек» - я слышала множество пословиц и выражений с подобным значением. Все они в образной форме выражают самый важный долг человека в жизни – брак как основа продолжения рода.

Для болгарина неисполнение этого долга – тяжкий грех. На неженатых смотрели с пренебрежением, над ними надсмехались. Особенно язвительно относились к холостым мужчинам. Зрелые холостяки терпели укоры от всего семейства, от общества. В известной степени снисходительно относились к «старым девам». Почему-то считается, что они одиноки не по своей вине. Говорят, что такова её доля.

Глубоко убеждённые в браке родители главной целью своей ставили определить детей. Только когда «успевали» переженить всех детей, были счастливы и довольны.

Если вопреки всем стараниям сын или дочь оставались холостыми, то считалось, что отец или мать искупают свои давние грехи. Возможно, над семейством висит «проклятье» дедов или прадедов [2].

Основу болгарского общества составляла семья, поэтому к её созданию через брак относились с большой ответственностью. Подбирая пару сыну или дочке, родители не только обращали внимание на личные морально-этические качества молодых, но и смотрели насколько они трудолюбивы, заботливы, принимали во внимание даже материальное положение их родителей [7; 78]. Не случайным даже был обычай широко демонстрировать приданное девушки, которую выдавали замуж (она готовила его собственными рукам!), чтобы односельчане могли дать оценку её способностями и умениям.

В наше время смысл такой же, но всё-таки раньше всё было по-другому. Поэтому первым делом, мне было интересно узнать, где знакомились и встречались наши бабушки и дедушки. Оказывается, таких мест было весьма немного.

Обычно, вечерами молодые люди собирались у какой-либо взрослой женщины на так называемые «сидянки» (посиделки). Там они пряли, вышивали – готовили своё приданое. Парни развлекали их разговорами. Понравившейся девушке парень мог подарить гребешок, зеркальце, ножичек или ленту для косы. Но проявлять открыто свои чувства было не в правилах консервативных болгар. Однако если замечали, что кто-то влюблён друг в друга, то для них исполняли краткие песни припевки, в которых фигурировали имена двоих. Например:

Кърши, Тодоро, лиляка.

Прави, Тодоро, мостове.

Чи ще да мине, Тодоро,

Цар и царица, Тодоро!

Не мина цар и царица,

Най-мина Стоян и Рада.

После этого любовь между девушкой и парнем становится достоянием жителей села. Но независимо от этого назначить свидания, а тем более ходить друг к другу в гости было не принято.

Родители строго наказывали дочь за подобные свидания. Односельчане не одобряли такие поступки и говорили: «такава мома изгубва почитта си» (такая девушка теряет уважение к себе).

Другим местом встречи служили «хуро» (болгарские танцы). Каждое воскресенье и по большим религиозным праздникам девушки надевали свои лучшие наряды, вплетали в косы яркие ленты и отправлялись на «хуро». (в селе Табаки даже сегодня сельский клуб построен на месте, где когда-то молодые парни и девушки собирались на «хуро».) Понравившуюся девушку парень мог пригласить покататься на качели. Но не одну, а обязательно с подружкой!

Как во время «сидянок», так и на «хуро» молодой человек использовал различные знаки, чтобы показать, какая девушка ему нравится. Наиболее распространённым было – украсть у девушки цветок (только незамужние девушки закалывали за ухо цветок). И если девушка посмеётся над его поступком, опустит глаза – значит, что она согласна «да се лъжат» (ладить).

Интересное действо разворачивалось в рождественскую ночь. Накануне в доме, где живёт незамужняя девушка, пекли каравай. Затем она писала на листке бумаги имя своего любимого и клала его сверху. Колядовать, обычно приходило несколько групп молодых людей, однако каравай выносили только тем, среди которых был её возлюбленный.

Ещё одним поводом встретиться, но уже наедине, был момент, когда девушка ходила за водой на колодец или родник (чешмата). Парень имел возможность не только украсть цветок у девушки, но и показать ей свои чувства. Начиналось с того, что он спрашивал: «Позволь мне набрать воды в твой кувшин!». Если он ей не по сердцу, девушка выливала всю воду и наполняла кувшин снова. А вот если их чувства совпадали, она сама дополняла сосуд и позволяла парню взять цветок с головы. Это уже показывало, что они любят друг друга. Для парня это знак, что он может засылать сватов в дом к девушке [2].

2.2 Сватовство – конкретное действие перед свадьбой. Свадебные традиции

Когда налицо все изложенные выше условия для вступления в брак начинают применяться конкретные действия.

Первое – сватовство (сватосване, сватуване, питане, просене). В Табаках этот процесс происходил следующим образом: родителей жениха и самого жениха во время сватовства в доме невесты не было. Главными сватами назначали старшего родственника с женой (чичо и буля). Также преподносили подарки. Сваты возвращались в дом жениха. Если результат был положителен, то мать жениха накрывала на стол, угощала и задаривала сватов.

Но до свадьбы ни в одном из болгарских сёл молодым не разрешалось жить под одной крышей! Молодые продолжали встречаться только в доме невесты под пристальным «надзором» родных. Их свидания проходили в комнате, где готовилось приданое невесты.

В некоторых болгарских сёлах, для того чтобы встретились родители молодых и договорились о дне свадьбы, подарках и приданом проводились встречи – «годеж». На них приглашали родственников и близких. От количества приглашённых гостей зависело название: «годеж-гулям» (большое застолье), «годеж-малък» (малое застолье).

Это была последняя встреча перед свадьбой.

Свадьбы также проводились по-разному, но есть некоторые общие традиции.

В Табаках, во время «засевок» в субботу вечером совершался обряд плетения кос невесте. Основными исполнителями этого обряда являлись деверь и посаженые родители. Во время плетения кос исполнялись «песни невесты». Они повествовали о том, что невеста прощается с юностью, что будущая жизнь безвестна. Пелось о горечи и расставании с родительской семьей. В песнях нередко говорилось о том, что невесту выдали замуж вопреки её воле. Во время исполнения песен невеста по традиции плакала, даже если выходила замуж за любимого человека.

Кроме плетения кос готовят тесто для хлеба на свадьбу, и таким образом молодая девушка как бы прощается с девичеством. Хлеб был самым главным атрибутом свадебной обрядности. Хлебом благословляли молодых на семейную жизнь, встречали и провожали их, ходили к сватам. На свадьбу пекли специальный хлеб – коровай. Отсутствие каравая на свадьбе означало неполноценность обряда.

«Засевки» заканчиваются «хуро» и застольем.

А жениха в это время окружают друзья и бреют его. По окончании бритья жених угощал присутствующих вином.

Свадебная церемония начинается с приглашения. В Табаках, жених должен был сходить на кладбище и первым на свадьбу «пригласить» самого близкого родственника (отца, деда). Близких родственников жених также приглашал лично.

Свадьба проводилась отдельно в доме жениха и отдельно в доме невесты. Утром жених с самыми близкими и друзьями отправлялся в дом кума. У кума дома накрыт стол, обязательным напитком была водка (ракия). После, ехали в дом невесты. Невеста должна была посмотреть на жениха через кольцо. Жених в окружении кума и кумы, а также деверей входят во двор невесты. Кума заходит в дом, чтобы одеть невесту. А жених должен стоять и ждать. Гостей (мужчин) садили за стол, и для того, чтобы различать гостей со стороны жениха, им на головной убор надевали веночек, сплетённый из цветной бумаги. На стол ставили угощения - сладости и водку (ракия). В это же время деверь выкупал приданое невесты. Продавал - брат невесты. Шёл горячий торг. Это делалось скорее для смеха, нежели для денег.