Смекни!
smekni.com

Исследования почерка (стр. 4 из 11)

Разгон почерка - соотношение высоты букв и их ширина интервалов между ними. Различают:

-размашистый (превышение ширины над высотой):

-средний (примерно, равны);

-сжатый (превышение высоты над шириной).

Нажим: по степени общей выраженности выделяют:

-сильный;

-средний;

-слабый.

Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Кроме того, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными и ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное определение этого признака вызывает затруднение.

Топографические признаки почерка - это привычные способы размещения

пишущим текста и его частей на бумаге.

Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется у человека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механически использует укоренившиеся навыки. В котором и выражается его индивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражены слабо.

К топографическим признакам относятся:

поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу. Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам:

- размера - большие, средние, малые (к средним относятся поля размером от 25 до 35 мм);

конфигурации (формы) - равномерные (ровные), неравномерные (когда текст размещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого и правого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу;

абзацы - части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен:

- без деления на абзацы;

- с делением на абзацы, но без отступов в начале абзаца;

- с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев. Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся):

- по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз);

- по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).

Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частое употребление и их полное отсутствие. В последнем случае исполнители документа либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносов знаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может быть большим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размером в двухштриховую строчную букву. Форма - прямая, выпуклая, вогнутая. Расположение по отношению к строке - посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали - горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние - если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а также равномерными и неравномерными.

Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов.

Способы акцента - подчеркивание одной или двухштриховой. прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв', письмо вразрядку, прописными буквами и др.

Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самые разнообразные:

- пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется текст;

- обводка текста и стрелка, указывающая место, где он должен быть расположен:

- условная пометка в тексте и соответственный вынос на поля данного знака, рядом с которым помещается вставленный текст.

Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту, строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал между обращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым (средний - если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4 строки).

Положение нумерации страниц текста. Порядковый номер страницы может быть размещен слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе. Ценность топографических признаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма.

Место топографических признаков в общей классификации признаков письма определенно в криминалистической литературе неоднозначно. Одни авторы относятся к почерку, другие - рассматривают как самостоятельную группу наряду с признаками почерка и письменной речи.

При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. В судебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Для более компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболее распространенными группами частных признаков являются следующие:

• особенности формы движения при выполнении письменны6х знаков и их элементов. Различают особенности движения при выполнении самих элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболее распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые, петлевые, усложненные, упрощенные и т. д. В одном и том же знаке нередко сочетается несколько форм движения;

• особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С помощью левоокружного и иравоокружного направлений выполняются овальные, дуговые, петлевые элементы знаков, с помощью вертикального и горизонтального - прямолинейные. В одном письменном знаке может сочетаться несколько направлений движения;

наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непрерывное (слитное) выполнение, присоединение, интервальное расположение элементов письменных знаков;

особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв;

последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов. Наиболее частая - сверху вниз, слева направо, но может быть обратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняются с разной последовательностью;

особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др.

2.2. Предварительное исследование почерка.

До назначения экспертизы целесообразно изучить рукописный текст или отдельные рукописные его реквизиты. Такое предварительное исследование позволит правильно определить, какую экспертизу назначить, а в некоторых случаях определить и ненужность ее проведения; если будет принято решение о необходимости проведения экспертизы, правильно подготовить материалы. Прежде всего следует установить, является ли данный документ оригиналом или его копией (например, выполненной с помощью ксерокса, компьютерного сканирования или факсимильным способом). С этой целью следует обратить внимание на структуру штрихов букв и определить, имеются ли признаки данных видов копирования. Если при этом возникло предположение о применении копирующих средств, то такой документ должен быть направлен на технико-криминалистическую экспертизу документов, но не на почерковедческую.

В случае оригинала полезно сопоставить почерк исследуемого документа с рукописными текстами заподозренного лица, если имеются на этот момент какие-то собственноручно составленные тексты данного лица. В первую очередь необходимо сравнить выработанность почерка исследуемого документа и образцов: если степень выработанности исследуемого почерка высокая, а в образцах - низкая, данное лицо не является исполнителем этого документа, и поиск лица, причастного к исследуемому обстоятельству, следует продолжить.

Необходимо обратить внимание, нет ли признаков умышленного, преднамеренного изменения почерка, которые, как правило, легко распознать. «Наиболее типичными способами умышленного изменения почерка являются следующие:

1) имитация низковыработанного почерка, что достигается выполнением текста буквами большого размера, несвязно между собой, неустойчивым наклоном;

2)выполнение текста другой рукой;

3)текст выполняется не скорописью, а с подражанием печатному шрифту, другим стилизованным шрифтам (чертёжному и библиотечному);

4)выполнение текста (подписи) с подражанием другому лицу.»*

Признаками изменения почерка, общими для любого из перечисленных способов, является наличие замедленных движений: непроизвольные остановки пишущего прибора, утолщение начала и окончания штрихов, извилистость штрихов. Замедленность движений ведет в свою очередь к снижению координированности, слаженности движений, их устойчивости. Все эти признаки возникают вследствие того, что при умышленном изменении исполнителю приходится контролировать сознанием свои движения, продумывать их прежде чем выполнять. Признаки замедленности движений могут встретиться и при неумышленном, т.е. непреднамеренном изменении, например, при неудобной позе, заболеваниях, в старости. Поэтому обнаружение при предварительном исследовании только признаков замедленных движений не дает основания для вывода об умышленном изменении почерка.

Перед пишущим стоит задача выполнения движений, не свойственных его динамическому стереотипу, поэтому они не могут выполняться автоматизированию, без участия сознания как движения своего собственного письменного навыка, где уже выработались определенные системы движений. Однако длительно контролировать сознанием движения при наличии автоматизированного навыка достаточно трудно. Поэтому еще одним признаком при умышленном изменении почерка является наряду с изменениями проявление собственных, свойственных данному человеку общих и частных признаков, которые наиболее наглядно проступают к концу рукописи. Так, например, при имитации низковыработанного почерка будут проявляться и признаки более высокой выработанности (скорописные сокращения элементов в знаках, большая связанность, скоординированность движений при выполнении текста печатным шрифтом, стилизованными шрифтами - элементы, выполненные прописным, скорописным письмом, и др.