Смекни!
smekni.com

Криминалистика как наука и как учебная дисциплина (стр. 11 из 14)

3.2 Значение систематики и классификации в криминалистике как учебной дисциплине

Содержание криминалистической дисциплины, как и любой области научного знания, нуждается в определенном упорядочении, распределении по тем или иным разделам, отраслям, т. е. в приведении в систе­му, в систематизации. Систематизация криминалистической дисциплины предполагает такое ее упорядочение, которое соот­ветствовало бы объективно существующим закономерным связям между элементами предмета научного познания, отражало бы эти связи. Такая систематизация основывается на другой логической операции — на процедуре классификации, т. е. на разделении множества предметов, явлений, отношений, свойств, признаков и т. п. на отдельные группы по тем или иным основаниям.

Принципы систематизации и основные элементы криминалисти­ческой дисциплины и классификаций, в свою очередь, рассматриваются криминалистиче­ской систематикой — специальным разделом криминалистики, основывающемся на положениях системно-структурного подхода к изучению явлений действительности. Та­кими общими положениями системно-структурного подхода яв­ляются следующие:

1. Исходным принципом системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Из этого следу­ют два вывода: а) система может быть понята как нечто целост­ное лишь тогда, когда она как таковая противостоит своему ок­ружению — среде, в которую могут входить и другие системы;

б) расчленение системы приводит к понятию элемента— далее неделимой единицы, свойства и функции которой зависят от ее места в рамках целого. Свойства и функции элемента взаимоопре­делены свойствами и функциями системы, т. е. свойства целого не могут быть поняты без знания некоторых свойств элементов, и наоборот.

2. Каждая исследуемая система может расчленяться самыми различными способами, поэтому элемент в соответствующих слу­чаях может рассматриватьсякак нечто сложное, например как подсистема. В свою очередь система, как нечто целое, может рас­сматриваться как подсистема по отношению к системе более вы­сокого уровня.

3. Представление о целостности системы конкретизируется че­рез понятие связи. В системах особое место занимают связи, ко­торые могут быть выявлены лишь на системном уровне рассмотре­ния объекта. Такие связи называют системообразующими. Сово­купность связей и их типологическая характеристика приводят к понятию структуры системы.

4. Структура системы (илиее организация) может строиться как по «горизонтали» (связь между однопорядковыми компонен­тами системы), так и по «вертикали» (связь между разнопорядковыми компонентами в зависимости от уровней систем). «Вертикальная» структура позволяет говорить о понятии уровней системы иих иерархии.

В литературе система определяется как «комплекс некоторых объектов или элементов, находящихся в определенном отношении друг к другу», или как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Структура понимается как строение объекта, закономер­ная связь между элементами[49], как единство элементов, их связей и целостности, как организация, как известная сеть отношений между объектами и т. п.

Рассматривая криминалистическую дисциплину как единое целое, об­ладающее внутренним единством составляющих это целое и объ­ективно связанных друг с другом частей, постигая содержание этого целого, мы тем самым познаем структуру системы, т. е. су­щественные связи между элементами системы.

Системный подход к содержанию криминалистики характерен для всех этапов ее развития. Но только сравнительно недавно системное рассмотрение дисциплины, которое протекало стихийно, нашло свое развернутое обоснование в системно-структурном методе ис­следования, активная разработка которого началась в 60-х годах нашего столетия. Пионером применения в криминалистике систем­но-структурного метода является А. И. Винберг, исследовавший общие принципы его использования и направления приложения. Исследования в этой области плодотворно проводит В. А. Жбанков[50].

С помощью системного подхода формируется также представление о системе криминалистической науки и структурах ее подсистем — общей теории, криминалистической техники, криминалистической тактики, криминалистической методики. Системный подход позво­ляет научно обоснованно осуществлять классификацию криминалис­тических объектов, являющуюся одним из необходимых условий использования практикой криминалистических рекомендаций, совершенствования этой практики и осуществления связей внутри самой науки, что способствует получению уже готовых, систематизированных знаний и воплощение их в учебный курс, рассчитанный на обучение учащихся с учетом изложенной систематики.

Классификацию в литературе определяют как логическую опе­рацию, состоящую в разделении всего изучаемого множества предметов по обнаруженным сходствам и различиям на отдельные группы, или подчиненные множества, называемые классами. О классификации как системе соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека говорится в разных источниках[51].

Классификация — категория логическая. Научные классифи­кации выступают в форме классификации понятий, а не предме­тов, вещей. Всякое предметное классифицирование, т. е. распреде­ление материальных объектов по группам в соответствии с науч­ной классификацией не является разновидностью последней, а представляет собой ее «материализацию» в натуре. В кримина­листической науке мы имеем дело с логическими классификациями, в практике борьбы с преступностью — с предметными клас­сификациями, точнее — с предметным классифицированием на ос­нове научной или эмпирической классификации.

Основываясь на вышесказанном, в отечественной криминалистике, А. И. Винберг справедливо отмечает, что классификация в криминалистической дисциплине ничем не отличается по своему характеру от классификации объектов других дисциплин, что она имеет своим логическим основанием правила и принципы де­ления объема понятия, формальной логики, а не принципы и пра­вила криминалистики.

В работах последнего времени рассматривается значение систематики криминалистической науки для криминалистической дисциплины в целом и для отдельных ее раз­делов. Отмечается, что учебная дисциплина служит одним из средств познания, помогая исследовать отдельные предметы и явления, вы­явить закономерности их развития, определить пути их использо­вания. Криминалистика, как учебная дисциплина может играть и эвристическую роль, позволяя предвидеть еще непознанное[52]. Криминалистическая дисциплина играет роль средства систематизации знания о криминалистических приемах, методах, рекомендациях и об объектах, для работы, с которыми они предназначены[53].

Систематизация, дополняемая классификацией, является необ­ходимым элементом общей теории криминалистики. С ее помощью теория не только упорядочивает свое содержание применительно к предмету и объектам исследования, но и выражает собственную структуру, различия и переходы, а также внутренние связи между своими частями.

В то же время криминалистическая дисциплина помогает разрешить проблему упорядочения всего содержания науки, построения ее системы.

3.3 Развитие научных представлений о системе криминалистической дисциплины.

Представление о системе криминалистики, как о ее дисциплине, претерпевало изменения в процессе развития науки.

И. Н. Якимов, как уже отмечалось, полагал, что система кри­миналистики слагается из двух частей — уголовной техники и тактики. Правда, в составе последней он различал общую часть, по содержанию напоминающую криминалистическую тактику бо­лее позднего времени, и особенную часть, или научный метод рас­следования преступлений, совпадающую в основном с нашим пред­ставлением о криминалистической методике.

В 1929 г. В. И. Громов опубликовал руководство для органов милиции и уголовного розыска, которое он назвал «Методика рас­следования преступлений». Во введении к нему он писал: «...уголовно-судебная практика и опыт прошлого дают возможность сде­лать обобщающие практические выводы о доступных для каждого человека, имеющего некоторую подготовку, методах работы, ис­пользование которых может облегчить работу по расследованию преступлений каждому среднему работнику, без от­ношения к его индивидуальным личным каче­ствам и способностям... Такие выводы, содержащие прак­тические указания или проверенные на опыте правила, относящиеся к использованию всех допустимых законом методов работы.

В 1938 г. Б.М. Шавер предложил построить систему криминалистической дисциплины по типу систем отраслевых правовых дисциплин, разделив ее на общую и особенную часть. В общую часть он включил криминалистическую технику и ту часть тактики, которая, по его мнению, не относилась к науке уголовного процесса, а в особенную он включил применение основных принципов криминалистики к расследованию отдельных видов преступлений и методики их расследования. Эта концепция получила дальнейшее развитие в написанном совместно с С.А. Голунским учебнике по криминалистике для высших учебных заведений[54].

Первый послевоенный учебник по криминалистике для юридических вузов построен применительно к двухчленной системе криминалистики. А.Н. Винберг, в то же время, выразил мнение, что система криминалистической дисциплины должна состоять из четырех частей:

- введение в науку;

- криминалистической техники;

- криминалистической тактики;

- методики расследования отдельных видов преступлений.