Смекни!
smekni.com

Осмотр места происшествия с использованием огнестрельного оружия (стр. 5 из 12)

Необходимо отметить, что логические основания для деления признаков на общие и частные, групповые и индивидуальные различны. Однако в литературе их часто смешивают и используют термины «общий» и «групповой» и соответственно «частный» и «индивидуальный» как синонимы. Это во многом следствие того, что выделенный при анализе общий признак объекта при оценке его значимости нередко является групповым, а частный - индивидуальным. В то же время возможны случаи, когда общие признаки объекта (например, размеры оружия) существенно индивидуальны, а частные признаки (например, при изготовлении деталей штамповкой) оказываются групповыми.

На основе анализа групповых признаков устанавливается групповая принадлежность объекта, которую еще называют групповой идентификацией, а на основе совокупности групповых и индивидуальных признаков устанавливается непосредственное тождество объекта (индивидуальная идентификация). Индивидуальной, как правило, предшествует групповая идентификация. Выделение единичного индивидуального признака не может служить основанием для идентификации объекта, так как не исключена возможность существования такого же признака и у какого-либо другого объекта. Поэтому для отождествления объекта необходимо использовать совокупность групповых и индивидуальных признаков, вероятность повторения которой практически равна нулю. Такая совокупность признаков носит название индивидуализирующего комплекса признаков.

Объект, тождество которого устанавливается, называется идентифицируемым, а те объекты, с помощью которых проводится идентификация, — идентифицирующими. Идентифицирующие объекты являются носителями материально-фиксированных отображений признаков идентифицируемого объекта, наличие которого при идентификации и необязательно.

Признаки, индивидуализирующие каждый экземпляр оружия, возникают как непосредственно в процессе производства, так и при эксплуатации оружия. Признаки, возникающие в процессе производства, обусловлены:

— неизбежным существованием различий в свойствах исходных материалов;

— вариациями в условиях обработки деталей в технологическом цикле даже при поточном производстве;

— износом инструментов и механизмов, используемых в процессе производства;

— конструктивно предусмотренными допусками на размеры деталей оружия. Признаки, возникающие в процессе эксплуатации, связаны:

— с различной интенсивностью эксплуатации и условиями хранения каждого экземпляра оружия;

— с воздействиями на оружие при его ремонте, отладке и пр.

В соответствии с этапами подготовки к выстрелу и самого выстрела следы на гильзах патрона можно разбить на следующие группы следов: заряжания, непосредственно выстрела и эжекции или экстракции гильзы.

Следы заряжания — это следы снаряжения магазина (ленты, камор барабана) патронами и последующего досылания патрона в патронник.

При снаряжении магазина и досылании патрона на гильзе могут образоваться следы от (рис. 6.1):

— губ магазина, в виде продольных царапин на корпусе и фланце;

— нижней грани затвора и подавателя в виде трасс, расположенных на корпусе между следами от губ магазина;

— досылателя или переднего среза затвора, сигнальной спицы в виде трасс и статического отпечатка на дне гильзы;

— патронного ввода в виде трасс, идущих на корпусе от дульца к дну;

— казенного среза ствола в виде трасс на корпусе или статических отпечатков на выступающем фланце;

— зацепа выбрасывателя в виде трасс на фланце и в проточке гильзы.

1—от губы магазина; 2—от нижней грани затвора; 3— от подавителя; 4—от патронного ввода; 5—от зацепа выбрасывателя; 6—от казенного среза

При заряжании переламывающихся охотничьих ружей следы на гильзе возникают в основном от казенного среза ствола и щитка колодки.

Следы выстрела — это следы от бойка и контактирующих с гильзой поверхностей патронника и затвора, образующиеся в условиях возросшего давления газов внутри гильзы

След бойка на капсюле образуется в основном в результате двух процессов: во-первых, непосредственно вдавливанием бойком поверхности капсюля; во-вторых, из-за высокого давления пороховых газов корпус капсюля, выдавливаясь, как бы «обтекает» боек. Поэтому, оценивая характер следа бойка, можно определить, был ли выстрел или произошла осечка, так как в последнем случае след бойка имеет более пологие стенки.

Кроме следа бойка, при выстреле на гильзе из-за ее сильного прижатия к стенкам патронника и патронному упору могут возникнуть следы от:

— дефектов стенок патронника и его конструктивных особенностей (канавки Ревелли, выреза под зацеп выбрасывателя и пр.);

— конструктивных особенностей казенного среза ствола;

— особенностей конструкции и обработки патронного упора (на дне гильзы и, особенно, капсюле);

— границ отверстия для ударника, сигнальной спицы и выреза под отражатель. Следы выстрела на гильзе по трасологической классификации статические, однако, след бойка в некоторых случаях может быть сочетанием статического и динамического следа.

Следы эжекции гильзы — это следы извлечения стреляной гильзы из патронника и удаления ее из оружия. При эжекции гильзы на ней могут возникнуть следы от (рис. 6.4):

— зацепа выбрасывателя;

— отражателя или детали, выполняющей его функцию;

— от краев окна в ствольной коробке или кожух-затворе и других деталей, контакт с которыми возможен при повторном отражении гильзы в процессе эжекции (определяется конкретной конструкцией оружия).

1—местоположёние следа от зацепа выбрасывателя на фланце со стороны проточки; 2—от отражателя; 3—следы, повторного отражения (от губы магазина, от края окна в ствольной коробке или кожух-затворе)

Определение модели оружия, в котором была стреляна гильза, — частный случай установления его групповой принадлежности и является важным этапом при отождествлении конкретного экземпляра оружия.

Для решения этой задачи необходимо установить комплекс групповых признаков оружия, в котором она была стреляна, и сравнить его с соответствующими справочными данными для оружия различных моделей.

Признаки оружия устанавливаются, исходя из конструкции гильзы и имеющихся на ней следов частей оружия,

Групповые признаки оружия, используемые для установления его модели по стреляной гильзе, можно разделить на три группы:

— тип используемого патрона;

— конкретная форма, размеры и взаиморасположение следообразующих деталей оружия;

— особенности функционирования механизмов оружия, ведущие к образованию характерных следов на гильзе или специфичному механизму следообразования.

Тип используемого патрона, как правило, — признак, характерный для оружия нескольких моделей. Поэтому определение по справочной литературе, частью какого патрона является исследуемая гильза, только сужает круг моделей, исключая из рассмотрения те модели, выстрел из которых данным патроном невозможен.

Существенно сузить круг моделей или выделить одну модель оружия возможно при установлении по выявленным следам на гильзе таких признаков оружия, как форма, размеры и взаиморасположение бойка, отражателя и выбрасывателя, а также наличие сигнальной спицы. Эти данные для различных моделей оружия приведены в справочной литературе, при этом взаиморасположение отражателя и выбрасывателя обычно характеризуется углом между ними. Надо иметь в виду, что установление модели по этим признакам может быть сопряжено со значительными трудностями, так как форма рабочих поверхностей следообразующих деталей, за исключением бойка, не всегда четко и полно отражается в следах на стреляной гильзе. Это типично для оружия под относительно маломощный патрон.

1—след отражателя; 2—след зацепа выбрасывателя

След бойка ценен тем, что при выстреле он образуется всегда и часто специфичен для каждой модели. Его характеризуют следующие параметры:

— форма (круглая, квадратная, прямоугольная и т.д.);

— размер (глубина, диаметр и др.);

— местоположение (в центре, на краю и пр.);

— характер отображения (статический, статическо-динамический).

В отдельных случаях представляется возможным предварительное определение модели оружия лишь по следу бойка ударника. Например, из всего оружия отечественного производства только для пистолета конструкции Марголина характерен круглый след бойка диаметром 1—1,3 мм с плоским дном.

На конкретную модель оружия также могут указывать следы на гильзе, связанные с особенностями работы автоматики оружия, повторным отражением стреляных гильз при удалении их из оружия и т.д. Например, вследствие снижения ствола у пистолетов, в которых запирание осуществляется перемещением ствола в вертикальной плоскости, на капсюле гильзы может образовываться динамический след скольжения бойка. Рассмотрим некоторые конкретные примеры следов, позволяющие отличить гильзы от одного образца патронов, но стрелянные в разных моделях отечественного оружия.

Пистолетный патрон 7,62х25 является штатным к пистолету ТТ, пистолетам-пулеметам Шпагина (ППШ) и Судаева (ППС)

На то, что гильза стреляна в пистолете ТТ, указывает специфический след бойка грушевидной формы, состоящий из двух частей — статической и динамической. У гильз, стрелянных в пистолете ТТ выпуска после 1948 г., динамическая часть может быть выражена слабо.

Для гильз, стрелянных в ППШ и ППС, характерен большой, почти во весь капсюль, размер следа бойка — 3,5—4 мм.