Смекни!
smekni.com

Особенности тактики расследования убийств (стр. 8 из 28)

Особенно важно собрать как можно больше сведений о приметах безвести пропавшего, поскольку возможность установления тождества личности по частям расчлененного трупа, прежде всего, зависит от индивидуального характера и многообразия установленных следователем примет человека, предполагаемого убитым.

Примером того, какие разнообразные меры приходится иногда принимать следователю для собирания точных данных о личности исчезнувшего может служить дело об убийстве Шулика С.Н.

Прежде всего, следователь обратился к родным и близким Шулика С.Н., проживавших в другом городе, с просьбой привезти с собой фотографии последних месяцев, амбулаторные и больничные карты последних лет с указанием карты-схемы, группы крови и его типа, историю болезни Шулика С.Н., а вместе с ним и рентгеновские снимки. В результате, когда родственники Шулика С.Н. привезли все эти документы, а следователь сопоставил их с данными судебно-медицинского исследования, после чего передал их эксперту, который и установил тождество обнаруженного обезглавленного трупа и исчезнувшего Шулика С.Н. После чего, родные и близкие опознали представленные им эксгумированный труп Шулика[22].

Хотелось бы в данном случае отметить, что решающую роль в собирании сведений об идентификационных признаках расчлененного трупа играет судебно-медицинское исследование, которое поэтому рекомендуется поручать квалифицированным судебно-медицинским экспертам.

Объем сведений, характеризующих личность убитого, разумеется, определяется состоянием, в котором обнаружены части расчлененного трупа. Но, по возможности, в результате судебно-медицинского исследования частей расчлененного трупа желательно получить самые точные сведения.

В первую очередь это данные, устанавливающие общие признаки:

а) пол;

б) возраст;

в) рост;

г) группа и тип крови;

д) цвет глаз;

е) цвет волос.

В отношении трупов женщин дополнительными признаками являются:

а) признаки перенесенных родов;

б) состояние и срок беременности;

в) признаки послеродового состояния (в случае, если это возможности установить).

Правда, определение общих признаков осложняется существенно в случае обнаружения отдельных частей расчлененного трупа. Даже определение пола становится тогда не простой, а при отсутствии черепа и костей таза сложной задачей. В таких случаях единственным возможным методом оказывается исследование ядер клеток мышечной ткани, хрящей или луковиц волос на присутствие в них полового хроматина, характерного для женского организма. Характерным таким примером служит обнаружение в реке Кутум г. Астрахани частей расчлененного трупа, когда половая принадлежность частей трупа была установлена не сразу, а лишь после проведения экспертизы луковиц волос[23].

Определение роста по отдельным костям, хотя и возможно на основании специальных таблиц и соотношения роста человека с длинной трубчатых костей конечностей, но лишь с относительной точностью до 2 - 3 см. Производится по костям и установлении возраста; однако, если у детей, юношей состояние костей довольно точно указывает на возраст, то в отношении людей старше 22 - 25 лет определение возраста по костям возможно лишь с точностью от 5 до 10 лет. Так, обнаруженные в р. Кутум г. Астрахани части расчлененного трупа принадлежат, после проведения экспертизы это было установлено более точно, женщине с ростом 160 - 165 см. и возрастом 45 -55 лет.

Такие признаки, как цвет глаз и волос требуют особо осторожной оценки: цвет глаз и волос требуют особо осторожной оценки: цвет глаз после смерти в связи с помутнением радужной оболочки изменяется очень быстро; цвет волос, хотя и более устойчив, но также с течением времени нередко изменяется [24].

Профессиональные признаки могут быть обнаружены на коже, в частности на руках и ногах, а также на зубах трупа.

Наиболее распространены профессиональные изменения на коже рук, в первую очередь, кистей. Так, по наличию мозолей и затверделостей на руках нетрудно определить, что убитый занимался физическим трудом. Длинные ногти и маникюр свидетельствуют об обратном. У закройщиков и потных на большом пальце правой руки встречаются мозоли от ножниц. Пожелтение концов пальцев наблюдается: у фотографов - от действия растворов проявителя, у химиков и фармацевтов - от различного рода реактивов, у хирургов - от йода. Реже встречаются профессиональные признаки и на коже ног, в частности, в случаях, когда ногами систематически выполняются производственные движения.

Некоторые изменения зубов также вызываются механическим или химическим воздействием на них в процессе работы. Из химических элементов наиболее значительное влияние на зубы оказывают медь, ртуть, свинец, фосфор. Кроме того, разрушающее действуют на зубы молочные кислоты и табачная пыль.

Профессиональный характер носят иногда и татуировки: так, среди моряков особенно распространена татуировка якоря, среди служивших в армии - могут быть наколки, свидетельствующие о времени и месте прохождения службы, у судимых - также будут иметься наколки, свидетельствующие характер совершенного (совершенных) деяния (деяний), то она (татуировка) по содержанию будет разнообразна.

Кроме накожных изменений, значительный интерес для определения профессии, рода занятий или места работы убитого представляет и содержимое из-под кожи убитого и ушная сера, где микроанализ может обнаружить мельчайшие частицы веществ, характерных для того или иного производства. Например, у работниц прядильных фабрик могут быть обнаружены частицы пряжи, у работающих на табачных фабриках - табачная пыль, у слесарного по металлу - железные, а у столяров - древесные опилки и так далее.

К числу индивидуальных признаков относятся:

а) рисунок капиллярных линий на пальцах и ладонях;

б) состояние зубов;

в) родинки и родимые пятна; мозоли и бородавки;

д) татуировка;

е) опухоли, нарывы и язвы;

ж) рубцы;

з) всякого рода уродства;

и) изменения внутренних органов (каверны, гуммы).

Перечисленные признаки весьма разнообразны как по своему происхождению, так и по степени своей индивидуальности. Одни из них могут совпадать у многих людей (татуировки, зубцы от операций и др.), другие лишь в редких случаях могут оказаться одинаковыми даже у 2 - 3 человек. Так, строго индивидуальным является состояние зубов (их количество, расположение и деформация, следы лечения и удаления, всякого рода зубные протезы, а также характер прикуса).

Наконец, рисунок капиллярных линий, в частности, на пальцах рук, является признаком, как известно, индивидуального характера. Значение его не ограничивается возможностью легко проверить тождество личности тех убитых, кто при жизни подвергался дактилоскопированию: пальцевые отпечатки убитого могут быть сопоставленными и со следами пальцев, оставшимися на предметах обстановки по месту жительства расчлененного трупа[25].

В процессе отождествления личности убитого и расчлененного по частям трупа в первую очередь широко используются те индивидуальные признаки, которые были где-либо зарегистрированы при жизни убитого и расчлененного, например: послеоперационные рубцы, утолщения искривления костей на месте переломов, зафиксированные на рентгенограммах, а также другие следы перенесенных заболеваний, отраженные в историях болезни, амбулаторных картах и тому подобных документах. Кроме них, разумеется, могут сопоставляться и любые другие признаки, наличие которых у пропавшего безвести, удалось установить следователю, например, татуировка, родинки, а также всякие физические недостатки, дефекты: отсутствие того или иного пальца, сросшиеся пальцы руки, искусственный глаз, хромота, наличие горба и так далее.

Исходной базой при сопоставлении признаков исчезнувшего и расчлененного трупа служат, как правило, приметы пропавшего; однако из этого возможны и исключения. Выяснив, например, что у убитого, расчлененного трупа имеются такие индивидуальные признаки, о наличии которых у исчезнувшего ему не было известно, следователь должен всеми доступными ему способами проверить, имелись ли такие признаки и у безвести пропавшего.

Примером такой "обратной" проверки индивидуальных признаков может служить дело об убийстве гр. Шулика С.Н. (дело № 29439). При расследовании этого дела следователю не удалось обнаружить голову потерпевшего, тогда как на месте происшествия был обнаружен обезглавленный труп неизвестного лица, однако через месяц после обнаружения трупа, обвиняемый в убийстве сознался, что знает, куда спрятал голову и показал место, приблизительно, куда он спрятал голову. Во время поиска в указанном месте была обнаружена голова человека (разложившаяся). При судебно-медицинском исследовании черепа было установлено, что на нижней челюсти, на 2 зубе справа имеется коронка из желтого металла, а на верхней челюсти отсутствуют 4 зуб справа. Судебный медик пришел к заключению, что недостающий зуб отсутствовал уже при жизни умершего.

Следователь допросил родственников Шулика С.Н. о том, что была ли у потерпевшего коронка из желтого металла и не был ли у него удален один из верхних зубов. Родственники подтвердили это обстоятельство, а также сообщили, какой именно зуб имел коронку из металла и какой зуб отсутствовал. Кроме того, они сообщили, в какой поликлинике он лечил зубы, и где потерпевшему поставили коронку. Следователь связался с прокуратурой города, где убитый лечил зубы и попросил их выяснить данный факт. Ими данный факт подтвердился, так как в амбулаторной карте погибшего было указано, какой зуб отсутствовал, и на каком была коронка. Помимо этого, при осмотре черепа судебным медиком на левом узе была обнаружена сережка, которую следователь предъявил для опознания родственникам. Те опознали данную сережку, а также предъявили аналогичную, вторую сережку, составлявшую с предъявленной для опознания единое целое - комплект сережек[26].