Смекни!
smekni.com

Хищение на складе-хранилище (стр. 3 из 5)

Опираясь на оба источника в равной степени, следователь начинает планирование следствия. Оно выражается в следующем:

1) определение тех следственных действий, которые необходимо провести для установления существенных обстоятельств согласно той или иной следственной версии (допросы, обыски, осмотры, проведение экспертизы);

2) определение содержания объема тех следственных действий, которые намечено провести (какие вопросы целесообразно поставить при допросе того или иного свидетеля, или перед экспертами, или что искать при обыске);

3) установление последовательности проведения намеченных следственных действий;

4) определение времени производства намеченного следственного действия;

5) выбор места проведения следственных действий;

6) определение круга участников того или иного следственного действия;

7) выбор тех научно-технических средств, которые следует применять при производстве данного следственного действия или которые могут быть применены;

8) определение тех документов, а также предметов, которые необходимо истребовать от учреждений, должностных лиц и отдельных граждан;

9) определение заданий оперативно-розыскному аппарату милиции.

Осуществляя планирование, следователь должен руководствоваться определенными принципами, которые именуются принципами планирования следствия. Ими являются:

1) принцип использования следственного опыта и научных рекомендаций;

2) принцип индивидуальности;

3) принцип динамичности.

Следственные версии.

Версия есть не что иное, как одно из возможных объяснений расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств. В зависимости от этого следст­венные версии именуются общими или частными.

В свою очередь, следственными версиями называются основанные на фактах и подлежащие проверке предположения следователя о причинах и обстоятельствах произошедшего преступления.

Как правило, версия строится на основе тех данных, которыми располагает следователь, а так как их всегда недостаточно, чтобы с исчерпывающей полнотой и достоверностью ус­тановить интересующие следствие обстоятельства, то до­пускаются несколько предположительных объяснений, а следовательно, выдвигается несколько версий. Все они пред­ставляют суждения, которые могут быть либо ложными, либо истинными. Так как на первых порах не известно, какое из них соответствует действительности, а какое ошибочно, то на этом основывается правило, согласно которому необходимо выдвигать столько версий, сколь­ко может быть дано удовлетворяющих задаче раскрытия преступления объяснений имеющимся обстоятельствам.

Необходимость выдвижения всех следственных вер­сий, реально возможных в данной ситуации, и включение их в план расследования являются важным усло­вием его обоснованности и правильности. Несоблюдение этого условия, увлечение одной версией, хотя бы и правдоподобной, на практике приводят к тому, что преступление остается нераскрытым.

Проверка только одной версии и игнорирование дру­гих версий могут повлечь также необоснованное привлечение к уголовной ответственности лиц, не виновных в совершении преступления. Ошибки подобного рода случаются, когда следователь не учитывает версии, выдвигаемые другими участниками процесса, в частности обвиняемым или потерпевшим. Версия об­виняемого - это тоже одно из объяснений расследуемо­го преступления, но с его позиций. Предписание ст. 20 УПК о всесторонности, полноте и объективности иссле­дования обстоятельств дела требует, чтобы и эта вер­сия была включена в план и проверена.

Приступая к расследованию, следователь, как правило, не располагает доста­точными данными, позволяющими сразу выявить те обстоятельства, которые он обязан установить в соответствии с требованиями ст. 68 УПК. В начале рассле­дования перед следователем возникает обычно задача со многими неизвестными. Чтобы решить ее и объяснить исследуемое событие и его отдельные обстоятельства, следователь прибегает к такому приему, как построение версий.

Все выдвинутые версии должны быть проверены. Здесь большое значение приобретает правильное формулирова­ние вопросов. Вопросы помогают выявить причины и следствия, которые выводятся из версии.

Примерный план построения и проверки версии.

Первый этап: определение не­посредственных целей расследования и в уточнении целей общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий.

Второй этап: выделение общеверсионных во­просов и обстоятельств, т. е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий.

Третий этап: выявление вневерсионных вопросов и обстоятельств, которые, не будучи составляющими какой-либо версии, тем не менее подлежат обяза­тельному установлению в порядке так называемого “простого информационного поиска”.

Четвертый этап: определение и учет средств, находящихся в распоряжении следователя. При планировании расследования термин “средства” понимается в широком смыс­ле — как человеческие, материально-технические, информацион­ные, временные ииные факторы, которые необходимо учиты­вать при раскрытии и расследовании преступлений.

Пятый этап: постановка задачи, а, как известно, задача — это цель, данная в определенных условиях. Сопряжение цели и средств, выявленных на предыду­щем этапе, позволяет определить характер организационно-управленческой ситуации (упорядоченная — достаточно ресур­сов или неупорядоченная — ресурсов явно недостаточно) и тем самым сформулировать стоящую перед следователем задачу.

В настоящее время принята классификация задач по двум наиболее общим типам — на нахождение и на доказательство. Тип важно определить сразу, потому что он предопределяет метод ее решения. Целью задачи на нахождение является поиск опре­деленного объекта, не известного в этой задаче, но удовлетво­ряющего ее условию, которое связывает неизвестное с исход­ными данными. Цель задачи на доказательство заключается в установлении правильности или ложности некоторого положе­ния (высказывания), его подтверждении или опровержении.

Следователь в своей деятельности нередко сталкивается и с необходимостью разрешения задач третьего типа — на нахожде­ние и на доказательство. Правильно сформулированная задача позволяет в дальнейшем успешно спланировать как отдельные действия, так и всю деятельность субъектов расследования. Именно на этом этапе следователь выявляет конкретную организационно-управленческую ситуацию, определяетее характер (тип),делает предварительный, общий выводо необходимом количестве сил,времени и средств.

Шестой этап: разработка, анализ и оценка вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-ро­зыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств. Именно на данном этапе следователь принимает решение использовать определенные средства. Чем разнообразнее по характеру запланированные действия, чем шире их поисковые возможности, тем больше ве­роятность достижения оптимального результата. На этом этапе планирования следователь принимает не только организационные, но и процессуальные, и тактические ре­шения.

При разработке и принятии тактических решений наиболее отчетливо проявляется необходимость органического сочетания планирования и прогнозирования. Хотя прогнозирование но­сит вспомогательный характер по отношению к планированию, оно существенно его обогащает. Интеграция кон­кретных приемов планирования и прогнозирования позволяет разработать оптимальные тактические решения, прогнозирова­ниеобеспечивает непрерывный стимул и ориентир для планиро­вания.

Седьмой этап: определение наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий и меро­приятий. При этом следователь должен руководствоваться не только организационными, но и тактическими соображениями, в связи с чем предпочтение в смысле неотложности и срочности отдается действиям и мероприятиям, несвоевременное проведе­ние которых может привести к уничтожению или изменению до­казательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления и задержания подозреваемых, кото­рые являются общими для проверки всех или нескольких вер­сий (эпизодов), без осуществления которых дальнейшая реали­зация плана становится затруднительной или даже невозмож­ной, поскольку они служатинформационной или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе вы­полняемых другими лицами (следственные поручения, розыск­ные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т. п.), ко­торые отличаются наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, докумен­тальные ревизии, судебно-биологические исследования и т. д.), с тем, чтобы “на их фоне”, в процессе их производства другими исполнителями осуществлять иные действия и проводить иные мероприятия.

Восьмой этап: определение, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерную продолжительность намеченных дей­ствий.

Девятый этап: объединение отдельных планов, раз­работанных по каждому эпизоду, а также планов про­ведения вневерсионных и общеверсионных(общеэпизодных) мероприятий в единый сводный план расследования по делу. Это объединение происходит не механически. Несмотря на пред­варительную оптимизацию, проводимую на предыдущих (осо­бенно на 2-м, 7 и 8-м) этапах планирования, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования.