Смекни!
smekni.com

Женская преступность (стр. 1 из 4)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КРИМИНОЛОГИИ

НА ТЕМУ: «ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»

СТУДЕНТКИ 3 КУРСА

ЮРИДИЧЕСКОГО Ф-ТА

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ЗАВЕРИНОЙ Н.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЛАВРОВА И.П.

МОСКВА

2001

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.3

1. Состояние, динамика и структура преступности женщин.4

2. Причины преступности женщин.8

3. Предупреждение женской преступности.12

4. Заключение.16

5. Список используемой литературы.17

Введение.

За все время существования человечества на Земле оно ищет методы и средства борьбы с преступностью. С древнейших времен размышления о преступниках, причинах совершения преступлений фиксировались в работах известных философов, историков, психологов и правоведов. Вскоре появились ученые, занявшиеся подробно данной проблемой, и постепенно сформировалась наука, которая получила название «криминология».

Криминология, прежде всего, гуманистическая наука, поскольку ее основными целями является познание преступности, уяснение причин этого явления, изучение личности преступника, а также разработка мер по предупреждению преступлений.

Криминология учит людей правильно «читать» уголовную статистику и далее делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где усилить воспитательную работу, а где и в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему и с большей силой использовать меры уголовного наказания. Криминология заключает, что поскольку преступность явление социальное, то успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к разработке мер предупреждения будет комплексным. Поэтому борьба с преступностью в широком плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных, и, наконец, правовых.

В данной работе предполагается рассмотреть такое явление, как «женская преступность», охарактеризовать основные понятия, связанные с данным явлением. А также обосновать причины женской преступности и меры ее предупреждения.

1. Состояние, динамика и структура преступности женщин.

Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими количественными показателями, характером преступлений и их пос­ледствиями, способами и орудиями совершения, ролью, которую выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на их правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств. Эти особенности связаны с исторически обу­словленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями, биологическими и психологическими особен­ностями. Разумеется, социальные условия и образ жизни, роли женщин меняются, в связи с чем меняются характер и способы их преступного поведения.

На протяжении 80—90-х годов доля женщин в общей преступности составляла 10-15%.

Наиболее распространенными преступлениями женщин являются кражи (около 15% в общей структуре преступности женщин, из них 12% — кражи личного имущества), хищения чужого имущества путем присвоения или растраты (18—20%), обман потребителей (13—14%). Значительно реже женщины совершают хищения с помощью краж, грабежей, разбоев и мошенничества, а также хищения в крупных размерах. Подавляющее большинство хищений ими совершаются в зависимости по поводу выполнения различных обязанностей, имеющих непосред­ственное отношение к выполняемой работе. Три четверти хищений имеют место в городах, что и понятно, поскольку на селе значительно меньше коммерческих предприятий, торговых точек, предприятий об­щественного питания, строек.

Женщины намного чаще, например, чем мужчины, наказываются за обман потребителей. Это объясняется большей, по сравнению с мужчинами занятостью женщин в таких сферах, как общественное питание, торговля, обслуживание и материально-техническое снабжение населения.

Среди тех, кто признан виновным в обмане потребителей, как правило, лица до 40 лет.

В прошлом женщины в основном давали взятки или посредничали во взяточничестве, сейчас же несколько возросла доля тех, кто берет взятки. По-видимому, это нужно связывать, с одной стороны, с возрос­шей социальной активностью женщин, в том числе и в правоохрани­тельной сфере, а с другой — с развитием рыночной экономики и связан­ной с ней административной деятельностью. Увеличение доли женщин среди лиц, совершивших преступления против государственной влас­ти, — достаточно характерная черта современной преступности.

За последние годы возросло число краж, совершенных женщинами, По выборочным данным, число совершенных ими краж личного иму­щества граждан увеличилось с 17 до 20% в структуре их преступности. Иначе говоря, каждая пятая выявленная преступница - воровка. Число тех женщин, которые совершают кражи личного имущества граждан, в 2—2,5 раза выше численности совершающих иные виды краж.

Кражи всех видов чаще совершаются женщинами в городах. Среди них значительная доля тех, кто постоянно совершает кражи, и уже нака­зывался за это. В основном это женщины старших возрастов, многие из них долгие годы ведут бездомное существование

Для женщин характерны кражи, совершенные «путем доверия», особенно на железнодорожном транспорте и из квартир,

Среди преступниц около 1 % составляют лица, осужденные за убийства и покушения на убийства, еще около 1% — осужденные за нанесе­ние тяжкого вреда здоровью, свыше 3% — за грабежи и разбойные нападения. Если же взять всех преступников, то доля женщин среди убийц в разные годы колеблется от 10 до 12%, не проявляя заметной тенденции к росту; среди нанесших тяжкий вред здоровью — от 5 до 7%; среди со­вершивших грабежи и разбойные нападения — от 16 до 18%. В послед­ние годы несколько увеличилось число женщин, осужденных за соучас­тие в изнасиловании.

Каждая третья-четвертая женщина, отбывающая наказание в испра­вительных колониях, виновна в насильственном преступлении. Это ес­тественно, поскольку женщин лишают свободы в основном за опасные преступления.

Типичное для женщин преступление — детоубийство, причем, в отличие от других видов убийства, лишение жизни новорожденного имеет немалое распространение и в сельской местности. Как правило, такие деяния совершаются молодыми женщинами, не имеющими семьи, достаточного материального обеспечения, своего жилья. В ряде случаев в этих преступлениях где-то на «заднем плане» присутствует фигура мужчины, не без влияния или не без молчаливого согласия ко­торого совершаются эти преступления. Обычно это сожитель или лю­бовник. По выборочным данным, по сравнению с 20-ми годами число детоубийств выросло втрое.

Как и среди всех преступников, наиболее значительную группу среди преступниц составляют лица в возрасте до 30 лет (около 48%). Разумеется, это наиболее общая картина, потому что среди их отдель­ных категорий соотношение различных возрастных групп может быть иным. Так, среди крупных расхитительниц и взяточниц преобладают лица средних и старших возрастов, их больше и среди женщин-рециди­висток, например воровок из числа бродяг.

Среди женщин 30 и особенно 40 лет высок удельный вес одиноких, что обусловлено распадом их супружеских связей и потерей родителей. Вместе с тем именно в этом возрасте наблюдается наибольшая активность женщин в общественном производстве, расширяютсяихсоциальные контакты. В эти годы женщины назначаются на руково­дящие должности.

К моменту совершения преступлений более половины женщин были замужем. У тех из них, которые затем не были лишены свободы, семья, как правило, сохранилась. Гораздо хуже обстоят семейные дела у тех, кто отбывает наказания в местах лишения свободы. По многим наблюдени­ям, мужчина фактически или юридически заводит себе новую семью до­вольно быстро, иногда даже сразу после осуждения супруги.

Приведем в подтверждение такие данные: семья в период пребыва­ния в местах лишения свободы распалась у 11,9% мужчин, состоявших в браке, а среди женщин — у 23,5%, вступили в брак во время отбывания наказания 2,8% мужчин и 1,2% женщин.

Среди преступниц сравнительно высока доля лиц с высшим и средним специальным образованием; а также тех, кто имеет специальность. Это стало особенно заметно в 90-х годах, когда женщины с более высо­ким уровнем образования стали принимать активное участие в эконо­мической деятельности. Наиболее высокую квалификацию имеют осужденные за тяжкие насильственные преступления, крупные хищения и взяточничество. Однако до 40% к моменту совершения преступ­лений не имели определенных занятий, причем в это число не входят домохозяйки.

Выборочные исследования о количестве судимостей мужчин и женщин и их сопоставление обнаружили такую тенденцию: при небольшом количестве судимостей доля мужчин значительно превышает долю женщин, но в группах с большим количеством судимостей их удельные веса выравниваются. Так, в группе имеющих пять судимостей мужчин оказалось 5,1%, женщин — 3,2%, имеющих шесть судимостей — соответственно 2,6% и 1,9%, семь - 1,3% и 1,2%, восемь - 0,6% и 0,6%, девять-0,6% и 0,7%.

По выборочным данным, около 25% осужденных к лишению свобо­ды женщин имели различные психические аномалии. Чаще всего это алкоголизм, психопатии, oлигoфpении, opгaничecкиe порaжeния центральной нервной системы, последствия черепно-мозговых травм. Порядка 33,3% женщин проходили судебно-психиатрическую экспертизу в период следствия; 7,7% госпитализировались в психиатрические стационары после привлечения к уголовной ответственности. Набольшее распро­странение имеют психопатии и остаточные явления органических по­ражений головного мозга. «Аномальных» преступниц (за вычетом ал­коголичек) несколько больше среди несовершеннолетних. Среди них немало и тех, у кого были обнаружены венерические заболевания.