Смекни!
smekni.com

Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью (стр. 1 из 4)

Лекция тема 9 Криминологическая характеристика и

предупреждение негативных социальных

явлений, связанных с преступностью.

Пре­ж­де чем пе­рей­ти по­сле об­ще­тео­ре­ти­че­ских тем учеб­ной дис­ци­п­ли­ны “Кри­ми­но­ло­гия” к рас­смот­ре­нию раз­но­об­раз­ных форм и ви­дов пре­ступ­но­сти (кри­ми­но­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ке и про­фи­лак­ти­ке), мы с Ва­ми ос­та­но­вим­ся на тех со­ци­аль­ных яв­ле­ни­ях, из ко­то­рых она ли­бо “произрастает” ли­бо без ко­то­рых оп­ре­де­лен­ные ее (пре­ступ­но­сти) ви­ды про­сто не мо­гут су­ще­ст­во­вать (это ус­ло­вия пре­ступ­но­сти, ли­бо амо­раль­ные яв­ле­ния, грань ме­ж­ду ко­то­ры­ми и пре­ступ­но­стью чрез­вы­чай­но хруп­ка.

Се­го­дня мы рас­смот­рим не­ко­то­рые во­про­сы со­от­но­ше­ния наркотизма, про­сти­ту­ции, ал­ко­го­лиз­ма и пре­ступ­но­сти. Эти и некоторые другие яв­ле­ния кри­ми­но­ло­ги еще име­ну­ют как “око­ло­пре­ступ­ные”. Итак...

1.Про­сти­ту­ция и пре­ступ­ность.

Мне при­дет­ся по­вто­рить не­сколь­ко ба­наль­ных фраз, но без них мне труд­но пе­рей­ти к во­про­су кри­ми­но­ло­ги­че­ской свя­зи про­сти­ту­ции с пре­ступ­но­стью.

Но не из-за мод­ной сей­час воз­мож­но­сти срав­не­ния - “рань­ше-сей­час”, а для то­го, что­бы про­вес­ти не­ко­то­рую ана­ло­гию ме­ж­ду дву­мя “веч­ны­ми” для че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва яв­ле­ния­ми - на­ру­ше­ния­ми ка­ких-то пра­вил по­ве­де­ния и про­сти­ту­ци­ей. Эти не­га­тив­ные со­ци­аль­ные яв­ле­ния, на­де­юсь же­лаю­щих это оп­ро­верг­нуть в ау­ди­то­рии нет, к со­жа­ле­нию, все­гда бы­ли, есть и бу­дут. Во­прос толь­ко в их ка­че­ст­ве и ко­ли­че­ст­ве, на ко­то­рые пра­во­ох­ра­ни­тель­ные ор­га­ны, в т.ч. и ФПС мо­гут вли­ять.

Итак, что же та­кое про­сти­ту­ция? Сло­варь ино­стран­ных слов трак­ту­ет это по­ня­тие как (от лат.prostitutio - ос­к­вер­не­ние, обес­чес­че­ние) - “про­да­жа жен­щи­на­ми сво­его те­ла с це­лью до­быть сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию, а так­же с це­лью лич­но­го обогащения”. Объ­ек­тив­но, это есть ре­аль­ный спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния не­ма­ло­го чис­ла жен­щин, про­фес­сия, яв­ле­ние, ос­корб­ляю­щее об­ще­ст­вен­ную нрав­ст­вен­ность, но, не­смот­ря на все про­кля­тия, прак­ти­че­ски не­ис­тре­би­мое. В на­шей стра­не ей прак­ти­че­ски ре­гу­ляр­но “объ­яв­ля­ет­ся вой­на”. Идеологический па­ра­докс этих ком­па­ний, осо­бен­но по­след­ней, за­клю­ча­ет­ся в том, что, чем боль­ше бы­ло кри­ков “про­тив”, тем бо­лее снис­хо­ди­тель­ным ста­но­ви­лось об­ще­ст­во к про­сти­ту­ции. Бо­лее то­го, про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва (кни­ги, филь­мы), “ра­зо­бла­чая” про­сти­ту­цию, ста­ли ее эф­фек­тив­ной рек­ла­мой. К это­му до­ба­вить за­хле­сты­ваю­щий все “парнуху”, кон­кур­сы кра­со­ты и мно­гое дру­гое, то ли­це­мер­но на дан­ном фо­не зву­чат при­зы­вы не­ко­то­рых “то­ва­ри­щей” от­не­сти про­сти­ту­цию к уго­лов­но на­ка­зуе­мым дея­ни­ям. Здесь воз­ни­ка­ет мно­го во­про­сов и они не про­сты... По­это­му не раз­би­ра­ясь с этим яв­ле­ни­ем в на­шей стра­не, в ко­то­рой до не­дав­не­го вре­ме­ни “не бы­ло” ни сек­са, ни про­сти­ту­ции, об­ра­тим­ся к опы­ту стран, где она офи­ци­аль­но су­ще­ст­ву­ет дав­но...

В по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве стран про­сти­ту­ция в уго­лов­ном по­ряд­ке не на­ка­зуе­ма (во вся­ком случае, в раз­ви­тых стра­нах). Там ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла по­ве­де­ния для про­сти­ту­ток. И от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет не за са­мый факт за­ня­тия про­сти­ту­ци­ей, а за на­ру­ше­ние ус­та­нов­лен­ных пра­вил по­ве­де­ния. Т.е. ус­та­нов­лен по­ря­док...

Уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность за про­сти­ту­цию су­ще­ст­во­ва­ла (по край­ней мере, в 1992 го­ду) в Ру­мы­нии, Венг­рии. Про­сти­ту­ция го­мо­сек­су­аль­ная на­ка­зуе­ма, в частности в Аф­га­ни­ста­не, Ар­ген­ти­не, Ав­ст­рии, Да­нии. Во мно­гих стра­нах, при этом, го­мо­сек­суа­лизм сам по се­бе яв­ля­ет­ся пре­сту­п­ле­ни­ем. Хо­тя сле­ду­ет за­ме­тить, что в за­пад­ных стра­нах весь­ма ак­тив­но ве­дет­ся “борь­ба” за дек­ри­ми­на­ли­за­цию го­мо­сек­суа­лиз­ма под ло­зун­гом сво­бо­ды лич­но­сти.

В США про­сти­ту­ция уго­лов­но на­ка­зуе­ма не во всех шта­тах.

В Гер­ма­нии уго­лов­ное на­ка­за­ние за за­ня­тие ею в за­пре­щен­ных мес­тах (они спе­ци­аль­но ука­зы­ва­ют­ся в раз­ных го­ро­дах и ме­ст­но­стях) и воз­ле школ.

В Анг­лии про­сти­ту­ция уго­лов­но не на­ка­зуе­ма. В Ита­лии - то­же (но нель­зя со­дер­жать пуб­лич­ные до­ма).

Как Вы ви­ди­те, кар­ти­на дос­та­точ­но пе­ст­рая и не­од­но­знач­ная. Она во мно­гом за­ви­сит от нрав­ст­вен­ной оцен­ки про­сти­ту­ции как яв­ле­ния.

В на­шей стра­не при­зы­вы к ус­та­нов­ле­нию уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за про­сти­ту­цию есть не что иное, как от­ра­же­ние взгля­да, со­глас­но ко­то­рому все мож­но за­пре­тить, за все мож­но ус­та­но­вить уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность и все ис­чез­нет, ни­че­го боль­ше не бу­дет. Про­сти­ту­ция же все рав­но ос­та­нет­ся. Толь­ко уй­дет в под­по­лье. Кро­ме то­го, не­ма­ло­ва­жен та­кой во­прос: ко­го на­ка­зы­вать - толь­ко про­сти­тут­ку или и ее партнера? Ведь в этом ви­де “пре­сту­п­ле­ния” две сто­ро­ны - даю­щий и по­лу­чаю­щий? А ес­ли про­сти­тут­ка - муж­чи­на; де­вуш­ка или юно­ша не дос­тиг­шие воз­рас­та уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти? Спи­сок во­прос мож­но про­дол­жать бес­ко­неч­но...

Ве­ро­ят­нее все­го, нуж­но при­ни­мать сле­дую­щие ме­ры:

- в стра­не дол­жен вес­тись офи­ци­аль­ный учет (ре­ги­ст­ра­ция) про­сти­ту­ток (это не на­ру­ше­ние прав че­ло­ве­ка, по край­ней мере, в ми­ре это­го ни­кто не бо­ит­ся де­лать);

- долж­ны быть ус­та­нов­ле­ны пра­ви­ла по­ве­де­ния, за на­ру­ше­ние ко­то­рых ус­та­но­вить боль­шие (имен­но боль­шие) штра­фы. По­ве­де­ние же, ос­корб­ляю­щее об­ще­ст­вен­ную нрав­ст­вен­ность, долж­но влечь не толь­ко штра­фы, но и уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность, на­при­мер, как за ху­ли­ган­ст­во;

- нуж­на “по­ли­ция нра­вов”, при­чем для борь­бы не толь­ко не­по­сред­ст­вен­но с про­сти­ту­ци­ей (и с дру­ги­ми не­га­тив­ны­ми со­ци­аль­ны­ми яв­ле­ния­ми - с нар­ко­ма­ни­ей, ал­ко­го­лиз­мом), но и с преступностью, ко­то­рая “близ” про­сти­ту­ток весь­ма спе­ци­фич­на.

Здесь мы с Ва­ми не­по­сред­ст­вен­но по­до­шли к во­про­су о кри­ми­но­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ке свя­зи про­сти­ту­ции с пре­ступ­но­стью, ибо все вы­ше ска­зан­ное хо­тя и важ­но для по­ни­ма­ния про­бле­мы, но име­ет ско­рее об­ще­со­цио­ло­ги­че­ское зна­че­ние, в том чис­ле и сред­ст­ва и ме­то­ды борь­бы с про­сти­ту­ци­ей как амо­раль­ным яв­ле­ни­ем. Кри­ми­но­ло­гов боль­ше ин­те­ре­су­ют дру­гие про­бле­мы.

Мы с Ва­ми ре­ши­ли, что про­сти­ту­ция - не пре­сту­п­ле­ние, следовательно, не уго­лов­но на­ка­зуе­мое дея­ние, но она не­ред­ко креп­ко свя­за­на с пре­ступ­но­стью. Вот в этих слу­ча­ях дол­жен во весь го­лос зву­чать уго­лов­ный за­кон...

Пре­ж­де чем ска­зать о свя­зях, вспом­ним, что ряд яв­ле­ний, близ­ких к про­сти­ту­ции, определены как пре­ступ­ные. Пре­ж­де всего, речь идет об от­вет­ст­вен­но­сти за во­вле­че­ние в про­сти­ту­цию. Но уго­лов­ный за­кон за­щи­ща­ет лишь не­со­вер­шен­но­лет­них (Кста­ти, об­ра­ти­те вни­ма­ние на не­со­от­вет­ст­вие: про­сти­ту­ции нет, а за во­вле­че­ние в то че­го нет - ус­та­нов­ле­на уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность).

Вы­ска­зы­вая не толь­ко свое мне­ние, но и ря­да спе­циа­ли­стов, ес­ли уже вес­ти речь об уго­лов­ной ответственности за во­вле­че­ние в про­сти­ту­цию, то не толь­ко не­со­вер­шен­но­лет­них, но и взрос­лых.

Прак­ти­че­ски та­ким со­ста­вом пре­сту­п­ле­ния, ко­то­рый, хо­тя и не пря­мо, но кос­вен­но свя­зан с во­вле­че­ние жен­щин в про­сти­ту­цию, яв­ля­ют­ся со­дер­жа­ние при­то­нов раз­вра­та и свод­ни­че­ст­ва. Од­на­ко от­вет­ст­вен­но­сти здесь под­ле­жат со­дер­жа­те­ли при­то­нов, но не жен­щи­ны, ко­то­рых они экс­плуа­ти­ру­ют. Прав­да, во мно­гих слу­ча­ях жен­щи­ны идут в при­то­ны соз­на­тель­но, для за­ра­бот­ка ли­бо из иных со­об­ра­же­ний, в чис­ле ко­то­рых по­ло­вая рас­пу­щен­ность иг­ра­ет не по­след­нюю роль, и в этих слу­ча­ях их ни­кто не экс­плуа­ти­ру­ет. По­чи­тай­те Куприна (“Яма”) - там ху­до­же­ст­вен­ным язы­ком опи­са­ны очень мно­гие во­про­сы, ко­то­рые мы об­су­ж­да­ем се­го­дня...

При­мы­ка­ет к на­зван­ным ви­дам пре­сту­п­ле­ний и пор­но­гра­фия - не­пре­мен­ный спут­ник про­сти­ту­ции как яв­ле­ния (хо­тя и са­мо­стоя­тель­ный - то­же). Ос­тав­лю его без комментариев. Учи­ты­вая, что по ста­ти­сти­ке пор­но­гра­фи­ей ин­те­ре­су­ют­ся боль­ше все­го де­ти и по­жи­лые муж­чи­ны, мо­гу на­де­ять­ся что Вы уже не од­ни, и еще не дру­гие... А кто ос­таль­ные ин­те­ре­сую­щие­ся - до­га­ды­вай­тесь са­ми...

Те­перь о свя­зи про­сти­ту­ции с пре­ступ­но­стью.

Про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что пре­ступ­ни­ки - в зна­чи­тель­ной час­ти лю­ди с раз­ру­шен­ны­ми со­ци­аль­но по­лез­ны­ми свя­зя­ми, без се­мей и вообще, без ка­ких-ли­бо со­ци­аль­ных тор­мо­зов. Од­на­ко (я опу­щу про­бле­му ком­пен­са­ции это­го ва­куу­ма в ис­пра­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ни­ях) они, на­хо­дясь на сво­бо­де, ищут се­бе дру­зей (из муж­чин) и со­жи­тель­ниц, ча­ще все­го ко­то­ры­ми становятся про­сти­тут­ки. Пре­ступ­ни­ки при­об­ща­ют этих жен­щин к сво­ему об­ра­зу жиз­ни, вкла­ды­ва­ют в их соз­на­ние свое по­ни­ма­ние то­го, “как нуж­но жить” и ка­кие нравственные, точ­нее амо­раль­ные, кри­те­рии долж­ны быть ру­ко­во­дя­щи­ми в жиз­ни. Та­кая уче­ба на­хо­дит от­клик у жен­щин, и без то­го ви­дя­щих из­нан­ку жиз­ни. Их кли­ен­ты, час­то “раз­вле­каю­щие­ся” бо­га­тые пред­ста­ви­те­ли “ру­ко­во­дя­щих” сло­ев об­ще­ст­ва, ин­тел­ли­ген­ции, имею­щие жен и де­тей, не скры­ваю­щие от сво­их под­руг-про­сти­ту­ток то, что день­ги, ко­то­рые они на них тра­тят, - шаль­ные, на­жи­тые на раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях по долж­но­сти. По­это­му, ко­гда уго­лов­ный пре­ступ­ник, вор, со­жи­тель­ст­вую­щий с про­сти­тут­кой, го­во­рит, что ее кли­ен­тов нуж­но “по­щи­пать”, она охот­но идет на это, ибо ни­ка­ко­го ува­же­ния ее кли­ен­ты в ней не вы­зы­ва­ют. Час­то син­те­мен­таль­ная про­сти­тут­ка со­чув­ст­вен­но от­но­сит­ся к же­не сво­его кли­ен­та и из чув­ст­ва жен­ской со­ли­дар­но­сти с удо­воль­ст­ви­ем на­но­сит ему удар. Не­ред­ко про­сти­тут­ки ста­но­вят­ся при­ман­кой в ру­ках опыт­ных пре­ступ­ни­ков для же­лаю­щих раз­влечь­ся муж­чин. На во­ров­ском жар­го­не эти про­фес­сио­на­лы на­зы­ва­ют­ся “хи­пес­ни­ка­ми" (про­фес­сио­наль­ные убий­цы ли­бо гра­би­те­ли, на­па­даю­щие на кли­ен­тов про­сти­ту­ток в “са­мый ин­те­рес­ный мо­мент”...