Смекни!
smekni.com

Теория аномии (стр. 4 из 5)

Делинквент отличается от конформиста тем, что ему чужды нормы социальной организации, к которой он принадлежит. Анализ того типа делинквентности, который его характеризует, а также причин его отклоняющегося поведения, как правило, индивидуализирован, но сама делинквентность и мировоззрение делинквента постоянны и являют собой результат внешних воздействий. Делинквентность может оказаться следствием общих тенденций нестойкого окружения, эволюции делинквентной субкультуры или возникновения новых проблем в конфликтных ситуациях либо при употреблении наркотиков. Непосредственное окружение многих правонарушителей — это делинквентные субкультуры, в которых, как отмечали Клауорд и Оулин, могут развиться преступные, конфликтные и ретретистские шайки. Первый вывод, к которому можно прийти, заключается в том, что возникновение девиантности есть результат аномии, отчужденности и отсутствия норм. Далее можно отметить, что состояние аномии влияет на усвоение ценностей, что приводит к вторичной девиантности и усвоению девиантных установок и ценностных ориентации в сочетании с готовностью к отклоняющемуся поведению.

Разрабатывая свою шкалу измерения аномии, Сроул определил аномического индивида как индивида, отчуждающего себя от других, считающего, что: 1) лидеры сообщества индифферентны к его нуждам, 2) социальный порядок по сути своей непредсказуем, 3) он сам и подобные ему люди отдаляются от целей, которых они достигли, 4) никто никогда не может рассчитывать на поддержку со стороны других и 5) жизнь, в общем, лишена смысла. Было показано, что люди одинакового социального статуса более подвержены аномии, если им свойственны соответствующие этому состоянию установки.

В 1938 г. Вирт утверждал, что городской образ жизни ведет к отчуждению и аномии. Однако в 1973 г. Фишер пришел к заключению, что нельзя проследить никакой реальной связи между величиной общины и чувством заброшенности, что существует незначительная связь между урбанизмом и анонимностью жизни индивида и что неправильно наделять урбанизм таким спутником, как отчуждение. Это хорошо может быть показано на примере города, внутренние районы которого заселены темнокожими в результате того, что белое население переехало в пригороды. Таким образом, во внутренних частях города состав населения достаточно однороден, и это в меньшей степени порождает аномию.

Так же как и большинству других теорий, теории аномии свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы, чтобы их в связи с этим надо было бы арестовывать. Теория аномии не объясняет также и деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений. Тем не менее в отношении подавляющего большинства случаев "отклоняющегося поведения эта теория плодотворна. Пожалуй, наиболее слабой ее стороной как теории социологической является сложность использования количественных методов исследования.

3. Отчуждение

Отчуждение можно рассматривать как крайнюю форму выражения аномии. Это отход от нормального общества и, быть может, даже вступление в связь с другими людьми или целыми группами лиц, сходным образом отстранившимися от общества. В этом основа образования групп типа «веселого освобождения» и других объединений гомосексуалистов, поддерживающих движение за предоставление им в законодательном порядке равных прав. Китри, описывая отчуждение отдельных людей и групп, указывал па опасность «терапевтического состояния», находясь в котором девианты могут быть подвергнуты насильственному лечению, с тем чтобы ослабить у них чувство отчуждения.

Как уже говорилось, отчуждение — это либо отстранение индивида от окружающего мира, либо недостаточная интеграция личности. Это процесс стигматизации, определения, идентификации, сегрегации, описания, выделения, пробуждающий сознание и самосознание лиц, поведение которых отклоняется от принятых норм3. В 1938 г. Фрэнк Танненбаум назвал этот процесс «драматизацией ала». Замечание Танненбаума относится к острому интересу публики к преступлению, в частности изображаемому в кинофильмах, и к карьерам таких людей, как Аль Капоне, Джон Диллинджер, «Красавчик» Флойд, «Мордашка» Нельсон, «Автомат» Келли, «Убийца» Бёрк и другие «герои» преступного мира, ставшие популярными личностями. Мысль, Танненбаума о «драматизации зла» может считаться предшественницей теории стигматизации, сформулированной в 1963 г. Говардом С. Беккером. Формирование шайки начинается с обращения индивида за поддержкой к тем, кто отчужден от превалирующих норм. Именно в шайке отчужденные люди находят эффективное взаимодействие в процессе разрешения общих для них проблем; это и кладет начало деятельности шайки.

В этом плане шайка выполняет четыре основные функции: во-первых, она дает своим членам возможность проверить, как далеко каждый из них хочет пойти в направлении принятия и исполнения альтернативных правил; во-вторых, она дает им возможность удостовериться, до какой степени они могут полагаться на поддержку друг друга; в-третьих, у каждого ее члена есть возможность установить, насколько его приемы нейтрализации влияния законопослушного общества успешны и приемлемы для других членов; в-четвертых, она пытается дать своим членам возможность совершать различные делинквентные действия с тем, чтобы каждый из них мог выбрать то, что ему по вкусу.

Отчуждение не обязательно ведет к делинквентности. Некоторые колонии хиппи и другие похожие на них группы также отчуждены от «молчаливого большинства», составляющего истэблишмент. Амониты, меннониты и другие религиозные группы, пользующиеся только теми средствами передвижения, которые упомянуты в Библии, также считаются отчужденными от остального общества, находящимися «вне его». О Церкви сатаны в Сан-Франциско часто говорят как о секте дьяволопоклонников, но в последние годы «Сатанинская Библия» в некоторых университетских городках Соединенных Штатов далеко превзошла по популярности «Святую Библию».

Вопрос об отчуждении затрагивается во многих философских теориях, касающихся места человека в мире, но в области общественных наук первой из них была социальная теория Карла Маркса; в этой части ее разделял Зигмунд Фрейд. В соответствии с теорией Маркса люди отчуждаются от своего труда в силу наличия частной собственности и классового господства. Отделение рабочих от результатов своего труда отчуждает их и от общества, и друг от друга.

Фрейд указывал, что отчуждение возникает как результат потребностей цивилизации. По мнению Маркузе, Фрейд понимал, что требования, предъявляемые к индивиду социальной структурой, могут усиливаться в условиях господства одного класса над другим. Многие проявления отчуждения остаются скрытыми и завуалированными, поскольку существуют только как негативный компонент амбивалентной конформно-отчужденной диспозиции.

Отчуждение усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки. Оно определяет также лояльность и нелояльность, проявления которых можно наблюдать в войнах между шайками, в судебных разбирательствах, в политической борьбе, происходящей в различных организациях, начиная с промышленных предприятий и кончая университетами, в вооруженных силах, борьбе политических партий и даже в семье. Летом 1973 г. во время рассмотрения в сенате США Уотергейтского дела председатель комиссии Сэм Эрвин процитировал известные слова кардинала Уолси, оплакивавшего свою судьбу, в шекспировском «Генрихе VIII»: «Служи я богу своему наполовину так усердно, как служил королю, не оставил бы он меня сейчас беззащитным перед лицом моих врагов».

Отчуждение и конфликт играют свою роль в образовании разрыва между поколениями. В профессиональных союзах молодые рабочие возмущаются системой выслуги лет и «жирными» пенсиями пожилых людей и считают, что единственно разумное, что те еще могут сделать,— это свалиться и умереть. Однако большую озабоченность общества должно вызывать чувство отчужденности, испытываемое теми, кто, добиваясь лучшей участи в обществе, которое их отвергло, формирует шайки с целью получить признание и нейтрализовать давление, которое оказывается на них, чтобы сделать их конформными.

4. Идентификация и идентичность

Под идентификацией понимается слияние индивида с группой или имитация им поведения других людей; под идентичностью — собственные ценностные ориентации индивида, его амбиции, проблемы приспособляемости и т. д., которые либо разделяются другими, либо ими дополняются. Таким образом, идентификация и идентичность составляют основу социального взаимодействия. Когда человек становится тем, кем он хотел стать, он достигает идентичности и идентификации. Привнесенная в 1899 г. в психологию Фрейдом идея идентичности и идентификации действительно весьма широка и недостаточно полно определена, но именно она послужила основой для объяснения того, как индивид сопоставляет себя с другими людьми или с каким-то одним приемлемым для него образцом.

Концепция идентичности перебрасывает мостик между внутренним формированием личности и силами культуры его окружения. Это интегративный процесс, в ходе которого индивид вписывается в свое окружение, что в свою очередь снижает его напряженность и тревожность. Эриксон указывает, что интеграция индивида, происходящая с сохранением личной неповторимости,— это больше, чем просто сумма личностных идентификаций; это основанная на личном опыте способность индивида интегрировать свои идентификации со своими же мотивами и теми возможностями, которые предоставляют ему социальные роли.

Кризис идентичности в юношеском возрасте — одна из серьезных причин, ведущих к преступности и делинквентности. Подросток восстает против авторитетов. Он уже слишком большой, чтобы терпеть отношение к себе, как к ребенку, но еще слишком юн, чтобы считаться взрослым. Пытаясь найти свою роль в обществе и обрести свою идентичность, он берется за самые разные занятия, каждое из которых для него мотивированно, но это почти всегда приводит его к разочарованию, а часто и к такой деятельности, которая ставит его в конфликт с законом. Его попытки установить, кто он есть, и «изменить систему» могут превратить его в воинствующего активиста в студенческом городке, на улице, в семье или привести его к профессиональной или организованной преступности.