Смекни!
smekni.com

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних (стр. 40 из 44)

[87] Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. –С. 48.

[88] Данные характеристики можно найти: Криминология: Учебник / Под ред. акад. Кудрявцева В.Н., проф. Эминова В.Е. М., 1995; Сибиряков, -С. 41. Юсупов, -С. 60

[89] Сказанное не относится к совершению корыстных преступлений для удовлетворения абсолютных потребностей.

[90] Питирим Сорокин писал, что моральные убеждения (к ним можно также добавить и правовые убеждения) без реализации их на практике становятся неустойчивыми, а в случае многократного нарушения они вытравливаются, расшатываются и могут быть даже совершенно уничтожены в обмен на выработку установок совершенно противоположного характера. По Сорокину единственно верный путь формирования устойчивых убеждений (не важно каких – моральных, правовых) – это путь осуществления их в жизни, повторения таким образом, чтобы они вошли в привычку. Это явление влияния поступков Сорокин называет “рикошетным влиянием тех или иных актов на психику индивида” (Сорокин П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. –С. 130-132).

[91] Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. –С. 205.

[92] Сукало А.А. Указ. соч. -С. 11.

[93] Там же.

[94] Сукало А.А. указывает, что делинквентно-субкультурная “ориентированность” очень характерна для молодежного сознания: “Проведенные нами выборочные исследования по специальной методике посетителей молодежных дискотек в ряде районов г. Санкт-Петербурга выявили почти 60% уровень наличия делинквентных стереотипов в сознании молодых людей (исследовано 243 чел., 68 девушек и 175 юношей в возрасте 16-18 лет). Изучение поведения подростков и молодых людей в досуговых группах и стойких неинституциональных объединениях (опрошено 57 участковых инспекторов ИДН-ОППН г. Санкт-Петербурга и 29 Ленинградской области) в основном подтвердило тенденцию “делинквентной эрозии” молодежного сознания” (Сукало А.А. –Указ. соч. –С. 24).

[95] Пути и средства социальной реаблитации девинтных подростков в регионе. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, РГНФ. 1999. –С.11.

[96] Там же.

[97] Там же. –С. 22. Дополнительную трудность вызывает то, что указанные в приведенной цитате слова о якобы порицании общественной моралью привычек “курения, нецензурной речи, ранних половых связей, нежеланию работать или учиться” сегодня вызывают большие сомнения, так как кризис общественной морали связан не только с ее упадком, неисполнением ее предписаний, сколько вообще с происходящей отменой многих ее нормативных установок.

[98]Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. М., 200о. (содержит данные за 1998-1999 г.) –С. 15, 84.

[99] Там же. –С. 14.

[100] Пути и средства… –С. 22.

[101] Все ссылки на результаты школьного опроса приводятся из приложения № 3, поэтому ниже в целях удобства ссылка на это приложение специально указываться не будет.

[102] Сукало А.А., Указ. соч. -С. 22

[103]Николенко Е.Н. Самооценка несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Сборник студенческих научных работ. Белгород, 1999. –С. 84. Исследование проводилось на базе 9-11 классов Краснооктябрьской средней школы Белгородского района и несоверешннолетних, стоящих на учете в ОППН Октябрьского ОМ Белгородского РОВД в Белгородской области. Для получения эмпирических данных использовалась методика Дембо-Рубиншетйна и "Несуществующее живостное”. В пособии Бартоласа также приводятся данные исследований, не подтвердивших предположение о том, что у несовершеннолетних делинквентов самооценка ниже, чем у правопослушных сверстников (Bartols C. Указ. соч. –P. 182.

[104] Под общиной понимаются не только органы местного самоуправления, но и вообще совокупность жителей, соседей, которые лично участвуют в жизни общины, помогая в решении ее проблем.

[105] Мельникова Э.Б. Указ. соч. –С. 235.

[106] Гармаев А. Обрести себя. Нравственная психология и педагогика. Иваново, 1999. –С. 128.

[107] Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А.И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. –С. 20.

[108] Криминология. М., 2001. –С. 206-207.

[109] Соотношение денежных доходов и прожиточного минимума по сравнению со всей страной в Москве в 1998 г. составляло соответственно 662% и 224% (Цит. по Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М., 2001. –С. 85).

[110] Попков В.Ю. Анализ состояния и результатов борьбы с преступностью за январь-октябрь 2000 года // www.ohrana.ru/view.asp?1661.

[111] Степанова И.Б., Явчуновская Т.М. Особенности мотивации преступлений несовершеннолетних // Криминальная ситуация в России. М., 1999. -С. 137

[112] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М., 1993. –С. 36

[113] А. Дж. Тойнби. Постижение истории. М., 1991. –С. 515-516.

[114] Эту идею можно проиллюстрировать интересной аналогией Льва Толстого. При обсуждении картины Николая Рериха “Гонец” он не столько о самой картине, сколько в жизненное напутствие молодому тогда художнику сказал: “Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет”. (Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1979. –С. 109).

[115] Право естественное, сочиненное профессором Императорского лицея Александром Куницыным. Спб., 1818. –С. 4 // Русская философия права. Спб., 1999. –С. 48.

[116] П.Сорокин. Современное состояние России // Новый мир, 1992. № 4. –С. 170.

[117]Sorokin P. The Sociology of Revolution. N.Y., 1967. –P. 367-368.

[118] Наумов А.В. Российское уголовное право. М., 1997. –С. 7.

[119] Именно поэтому даже самые строгие уголовно-правовые санкции далеко не всех побуждают воздержаться от совершения преступлений. Любопытные в этом отношении данные приводил еще в прошлом веке Ч.Диккенс. Опровергая мнение о предупредительном значении смертной казни, он писал, что “из ста шестидесяти семи человек, на протяжении многих лет приговоренных в Англии к смерти, только трое ответили “нет” на вопрос напутствовавшего их священника, видели ли они смертную казнь (Диккенс Ч. Собр. соч. в 30 т. –Т. 28. –М., 1963. –С. 38).

[120] Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. –2000. –Т. 20. -№ 5. –С. 13.

[121] Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991. –С. 4-24; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. –1996. -№ 5. –С. 3-24.

[122] Грунт З.А. и др. Российская повседневность и политическая культура: проблема обновления // Полис. –1996. -№ 4. –С. 68.

[123] Там же.

[124] Лунеев В.В. Преступность XX века. М., 1999. –С. 123.

[125] С текстом Национальной доктрины образования можно ознакомиться на сайте Минобразования РФ – http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/2300.html

[126] Цит. по: Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной и педагогической культуры. Рязань, 1998. –С. 5.

[127] Негативные изменения в общественном сознании не только несовершеннолетних, но и всего общества, действительно происходили и еще происходят. Анализируя общую социальную обстановку 90-х годов, Антонян Ю.М. писал о том, что духовная культура общества отступила перед поисками хлеба насущного на второй план, но “именно в ней (духовной культуре – прим. авт.) должен и может черпать человек силу и уверенность, находить точку опоры, возможности духовного роста и нравственных решений”. У этого же криминолога, не склонного к пафосу публицистики, можно встретить такие размышления: “Это всеобщее огрубение, снижение уровня нравственных требований к себе и другим может быть названо оскотиниванием людей в самом широком диапозоне – от превращения наших городов в грязные торжищ до разгула проституции”. (Антонян Ю. М. Жестокость нашего времени. М., 1995. –С. 270, 275).

[128] Беляева В.А. Указ. соч. –С. 18.

[129] Там же. –С. 30.

[130] Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. –С. 46.

[131] Несомненно, что роль права заключается и в защите интересов индивида, группы и т.д., хотя и не только в этом.

[132] Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник российской академии наук. –Т. 69. –1999. -№ 9. –С. 790-797 (страница конкретно не указываются, потому что со статьей знакомился в Интернете – http://vivoco.nns.ru).

[133] Антонян Ю.М. Жестокость нашего времени. М., 1995. –С. 272.

[134] Подробнее профилактика потребительских установок рассматривается в разделе таком в параграфе 2 Главы V.

[135] Гундаров И.а. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. Москва, 2001. –С. 31.

[136] Там же. –С. 32.

[137] Анализируя статистику преступности и смертности в России с 1976 года по 2000 г. Гундаров И.А. заключает, что всякое повышение (снижение) преступности всегда сопровождалось повышением (снижением) смертности. Такая же связь обнаружена между динамикой самоубийств и смертности (Gillinski J., Roumiantseva G. Le suicide en Russie // Население и общество. –1998. -№ 25). Гундаров пишет, что в обоих случаях каждая из сторон не могла служить причиной другой. Значит, существовал какой-то скрытый агент, который формировал единую предрасположенность к преступлениям, самоубийствам и болезням. “Ни один из известных медицинских, экологических, геофизических, космологических параметров не повторял представленной траектории. Вероятнее всего, в роли “серого кардианал” выступало нравственно-эмоциональное состояние общества. Дополнительно действовали локальные стечения обстоятельств (генетических, социальных, экономических и др.), которые “заставляли” одних людей совершать преступления, самоубийства, а других становиться больными”. (Гундаров И.А., указ. соч. –С. 37-38).