Смекни!
smekni.com

Тульский пряник, белевская пастила (стр. 1 из 3)

Введение

Одним из самых любимых лакомств на Руси издавна были пряники. С ними связаны многочисленные обряды, истоки которых в глубокой древности. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях.

Пряники имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них и коврижек добавляют самые разнообразные пряности: корицу, душистый перец, гвоздику, кардамон, мускатный орех, бадьян, имбирь, эфирное мятное масло, ароматические эссенции, а также орехи, изюм, цукаты, от того и имеют они такое название.

Начиная с середины XIX века популярность тульского пряника была настолько велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские. Первое письменное упоминание о тульском прянике нашли в писцовой книге за 1685 год, и славится он с тех давних времен до наших дней.

В Туле много известных и знаменитых изделий, которые имеют уникальное значение и снискали славу во всем мире. Благодаря этому в Туле есть музей оружия, музей самоваров, музей гармоники имени Белобородова. В народе также большую популярность имеет белевская пастила.

Пастила – визитная карточка не только города Белева, но и всей Тульской области. Ее выпускал Белевский консервный завод еще до революции и поставлял во многие страны Европы. После революции пастилу продавали только в России. Даже когда американцы чествовали чкаловцев, то в числе самых вкусных блюд мира на столах была и белевская пастила.
После приватизации завода в 90-е годы прошлого века предприятие перестало выпускать пастилу, но ее можно было купить в Белеве на рынке. Потому что многие местные женщины знали секрет ее изготовления.

Слоеную и воздушную пастилку, признанную во многих странах мира, изобрел знаменитый купец Амвросий Павлович Прохоров, внучка которого Ольга Николаевна Прохорова и ныне живет и здравствует на окраине Белева.

Цель данной работы – осветить историю и способ приготовления популярнейших лакомств, созданных на тульской земле – тульского пряника и белевской пастилы. Для достижения данной цели помимо печатной литературы по краеведению будут использоваться также ресурсы сети Интернет.


1. Белевская пастила: история появления и рецепт приготовления

1.1 История возникновения белевской пастилы

Белёв – один из старейших русских городов. В летописях он упоминается с 1147 года, но на самом деле город значительно старше, что подтверждается данными археологических раскопок. По своему возрасту Белев может соперничать с Киевом и Черниговым.

В далекие средние века белевцы производили отменное пиво, ценившееся в Польше и Литве, местная вода определяла качество пива. Пиво стало основанием для герба города Белева. Сноп ячменя зажигающего кровь на васильковом фоне стали основой этого герба.

Много чего производили в Белеве, и знаменитые белевские ножи, и также знаменитую белевскую пастилу, и т.д. В 1888 году промышленник и купец А.П. Прохоров на основе народных рецептов, которые он обобщил, получил свой рецепт белевской пастилы. В 1860 году он посадил фруктовый сад – более тысячи саженцев. К восьмидесятым годам 19-го века сад уже начитывал две с половиной тысячи деревьев.

В 1888 году А. Прохоров открыл предприятие – сушильню с «огневой» переработкой плодов и овощей, изготавливали сушеные фрукты, ягоды, грибы, консервировали овощи, делали знаменитую белевскую грибную салянку и белевскую пастилу.

В 1890 году белёвская (также известная как «прохоровская») пастила завоевала первый приз на выставке садоводства в Санкт-Петербурге. Продукцию купца стали охотно покупать во многих городах России. Амвросий Прохоров держал свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, в Киеве и на большом станционном разъезде в Сухиничах. Даже в Париже в маленькой лавочке шла бойкая торговля сухофруктами и белевской пастилой, доставляемыми из небольшого городка далекой Тульской губернии. За три года до начала октябрьской революции был открыт Прохоровский магазин в Тбилиси.

С 1896 года было налажено промышленное производство белевской пастилы. Только в одном том году было выпущено и реализовано 10 тыс. пудов этого продукта. А в 1899 году издатель Тихомиров, комиссионер Императорского Московского общества сельского хозяйства, выпустил в свет брошюру Амвросия Прохорова «Приготовление белевской чисто-яблочной пастилы». Ксерокопия ее первого листа находится сегодня в одной из экспозиций Белевского художественно-краеведческого музея. Кроме этого в музейных фондах находится чудом сохранившаяся до нашего времени первая упаковка пастилы, разработанная специалистами еще до революции.

Белевская пастила была до 1917 года непременным участником Всемирных ярмарок-продаж в Париже. Оттуда она и попала в Англию, Канаду, Бразилию, Египет и даже в Австралию.

Производство прохоровской пастилы временно прекратилось в 1918 году, когда имущество Прохорова было национализировано. В годы НЭПа производство белёвской пастилы возобновил его сын Николай Амвросиевич, который открыл фирменный магазин «Прохоров и сыновья» у Никитских ворот в Москве. В 1926 году предпринимаются попытки поставить производство белёвской пастилы под государственный контроль. Николаю Прохорову предлагают стать главным инженером Белёвского государственного сушильного завода. После своего отказа он был репрессирован.

Похоронен Прохоров на территории одного из самых красивых и старинных белевских храмов – Покровского, старостой и благотворителем которого был большую часть своей жизни. Две могилки с мраморными надгробьями – Амвросия Павловича и его жены – продержались до послевоенных лет. Потом храм и участок рядом с ним отдали местному райпо. Здание разрушилось, территория заросла бурьяном, могилы Прохоровых найти невозможно.

Бурные события XX века неоднократно смерчем проходили над городом Белёвом, но секреты производства пастилы утрачены не были. Уже в 50–60 годы ее производится достаточно, чтобы отправлять во Францию, Германию, США. Однако, в нашей стране купить ее было практически невозможно, но местное начальство и их окружение без пастилы не оставались.

1.2 Рецептура белевской пастилы

Известно, что рецепт белёвской пастилы под названием «пастила фруктовая» был опубликован в одной кулинарной книге, выпущенной в СССР, а также в сборнике некоей Бурды. Что касается последней, то опубликованной ею рецепт никакого отношения ни к белевской, ни к какой другой пастиле не имел. А вот в первом рецепте человек нащупал секрет пастилы, но не до конца, и потому получался при изготовлении продукта пластовый мармелад, а не пастила.

Неповторимый вкус и аромат белевской пастилы обеспечивался двумя компонентами: отборным кисло-сладким антоновским яблоком и свежестью диетического куриного яйца. Сначала яблоки пекут в печи, затем снимают шкуру и отделяют мякоть, которую взбивают с сахаром и взбитым яичным белком. Воздушную смесь запекают пластами толщиной с дамский пальчик в печи или духовке, промазывают яичным белком, соединяют между собой, обрезают по форме и натирают сахарной пудрой. Пастила обретает вид сладкой буханочки. Затем выдерживают в печи при небольшой температуре для пропитки 8 часов. После чего можно наслаждаться неповторимым десертом.

Лучшая пастила получается только из антоновки, в которой содержится сухих веществ до 15%. Но в производстве можно использовать и славянку. Только вот пастила в этом случае получается жидковатой. Тогда срочно требуется добавить к славянке до 10% пюре срыжапеля. Этот сорт яблок – большая редкость даже в белевских городских садах, это слишком старый сорт.

Для производства белевской пастилы необходимы исключительно березовые дрова, а время ее приготовления должно совпадать с первыми заморозками. Лучше всего запекать антоновку на медном противне и строго соблюдать весь технологический процесс. Он кропотлив и весьма трудоемок. Но каждой частной мастерице пастильного производства заведомо известно: риск оборачивается щедрой сторицей.

За несколько столетий народы и кондитеры разных стран придумали много разных вариантов ее употребления. Вот некоторые из них:

· В России – отрезается как хлеб, подается с теплым молоком, холоднм молоком, чаем с молоком, медом и чаем, по праздникам с медовухой, настойками, любым десертным вином. Со сметаной – долька разрезается поперек слоев и разделяется чтобы получились кубики и в равных долях смешивается со сметаной и присыпается брусникой. Детям можно добавить пломбир.

· Во Франции – подается к белому вину, к сладкому вину, шампанскому. С молочными коктелями.

· В Англии – к кофе, к кофе с молоком, в равных долях со взбитыми сливками тонко нарезанная, поверх немного мяты.

· В Испании – с мандариновым желе, козьим молоком, с черным кофе а дольку пастилы мазали сливочным маслом.

· В Голандии в одном из ресторанов подавали зеленый жасминовый чай, дольки пастилы и два три вида мягкого (плавленного) сыра политого карамелью.

В любом рецепте правильнее вначале отправить в рот именно пастилу.

Сегодня тайну истинного, авторского, рецепта хранит один из потомков Амвросия Прохорова – двоюродный брат Ольги, москвич. И пока не раскрывает ее никому – ни другим представителям рода, ни даже своей жене и детям. И все-таки, несмотря на сложные жизненные перипетии, яблочный промысел в Белеве не умирал никогда. Даже в начале 90-х, когда завод закрыли, зарплаты и пенсии стали задерживать и перед местными жителями встала проблема элементарного выживания, бабушки-мастерицы продолжали творить чудо из антоновских яблок, в домашних условиях взбивая воздушную массу вручную или с помощью всяческих самодельных приспособлений. Рассказывают, что некоторые умудрялись делать это в баках стиральных машинок. Сушили пастилу на простых русских печках или на обычных батареях отопления.

И каждый год, начиная с середины – конца октября, для белевских мастериц начинается горячий сезон. В городе знают самых опытных пастильщиц – местные обычно приобретают у них лакомство прямо на дому. А для приезжих существует рынок. В будние дни «буханочку» белевской пастилы можно купить за двести рублей, в выходные, когда в город приезжают группы туристов, ее цена вырастает до трехсот рублей.