Смекни!
smekni.com

Глиптика (греч.) - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, известное с древнейших времен и достигшее своего расцвета в культуре античного мира.

"Живопись в камне" - так метко называл один из археологов XIX века рельефные полихромные камеи, вырезавшиеся на сверхтвердых минералах. Очень давно, вплоть до восточных походов Александра Македонского (вторая половина IV в. до н.э.) мастера предпочитали углубленную резьбу печатей, делавших на оттиске в глине и воске миниатюрные рельефы. Самые ранние камеи вырезались на одноцветном минерале: гранате, гиацинте, аметисте... Яркий мажорный цветовой аккорд мерцающего камня и блестящей золотой оправы привлекал как декоративная находка.

Но скоро резчики обратились к многослойным минералам, позволявшим использовать более широкую гамму тонов и их переходов, учитывая тончайшие нюансы. Первые камеи из многослойного агата, по-видимому, начали вырезать в Александрии, при дворе Птолемеев (конец IV-III века до н.э.). Многие из них - очень крупные и не могли использоваться ни в качестве печати, ни в виде амулета. Это были редкие заказные работы, служившие царскими дарами в храмы или дополнявшие пышный убор владык.

Агат твердостью превосходит сталь, поэтому резчик должен был прибегать к помощи еще более твердых минералов, служивших абразивом. Размельченный корунд или алмаз под быстрым вращением врезался в поверхность камня, и таким образом вырезалось изображение. Как капля точит камень, так медленно абразив снимал слой за слоем с куска агата. Прихотливое чередование полихромных слоЕв открывалось резчику только в процессе работы, так что какие-либо поправки в этом искусстве были невозможны. Труд резчика был настоящим подвигом. Крупные камеи - это подлинные "картины из агата", они требовали многолетней работы. "Для изготовления большой камеи,- писал археолог Э. Баблон,- нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора". Так, уже в XIX в. резчик А. Давид над камеей "Триумф Наполеона" трудился 15 лет!

Сложность работы состояла и в том, что размельченный абразив скоро полностью покрывал изображение и мастеру приходилось работать по памяти, почти вслепую. В лучших древних камеях эти трудности побеждены мастерством резчика, в самых совершенных образцах это - подлинная "живопись в камне", где и тончайшие переходы тонов, и контрасты цветовых пятен кажутся естественными, словно изначально заложенными в самом природном материале.

Древние мастера чаще всего обращались или к арабскому сардониксу с его гаммой холодных серо-голубоватых тонов, или к сардониксу индийскому, в котором превалировали тЕплые коричнево-красные оттенки. В шедеврах, составляющих гордость коллекции Эрмитажа, безымянные Александрийские резчики III в. до н.э. использовали все средства искусства, соединявшего в одно нерасторжимое целое пластику и живопись, рельеф и цвет.

Меняя полировку поверхности камня, они умели придать, например, шлему - холодный блеск металла, а лицу - изменчивую матовость живой плоти.... Меняя толщину верхнего светлого слоя минерала, мастер, словно живописец, прибегающий к технике "лессировок", заставлял просвечивать сквозь него нижний, тЕмный слой. Так создавалось впечатление светотеневой моделировки, с помощью нюансов беспредельно обогащалась цветовая гамма изначально двух- или трехслойного агата - сардоникса.

Глиптика - древнейшее искусство резьбы на камнях, возрожденное в наши дни. На протяжении всего своего существования этот вид искусства оставался элитарным, предназначенным для утонченных ценителей прекрасного.

Олег Галатин, как и немногие его коллеги, не имеет учеников. Круг потенциальных владельцев миниатюрных шедевров чрезвычайно узок.

Творчество художника Олега Ивановича Галатина - глиптика - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Олег Галатин, сегодня один из немногоих мастеров, кто работает в этом виде художественного ремесла. Многие геммы мастера регулярно экспонируются за рубежом: в Германии, Сингапуре, Венгрии. Ряд работ хранится в музеях Киева, в петербургском Государственном Эрмитаже, в Оружейной палате Московского Кремля, в Муниципальном музее Флоренции и в частных коллекциях.

Голубой аквамарин, дымчато-коричневый топаз, или даже горный хрусталь будет прекрасно смотреться в колье, серьгах, броши или кольце на руке. Вы можете быть полностью уверены, что это единственный экзэмпляр авторской работы. Единственный и неповторимый!

Эксклюзивное произведение О. Галатина

Портрет А.С. Пушкина

Инталия на ограненном топазе

1999 г. 1550 карат. 98х75 мм.

Цвет камня - густой винный. Твердость по Моосу - 8, показатель преломления Ng-Np 1.610-1.638, дисперсия - 0,014.

Относится к категории уникальных высокохудожественных произведений искусства.

Экспертное заключение N 25/Э от 13 марта 1999 г.

... Тот, кто видел этот камень, или даже держал его в руках, наверное никогда не забудет впечатления от его красоты и размеров. Обжигающая холодность камня, вкупе с теплотой цвета и гармонией изображения... Лед и пламень! Неповторимые ощущения!