КНИГИ        регистрация / вход

Крамской И.Н.

СОДЕРЖАНИЕ: Художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель критического реализма.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель критического реализма.

Родившийся в провинции, в семье писаря, И. Н. Крамской пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушером к фотографу. В 1857 г., оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в АХ и был принят.

Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков "бунта четырнадцати" в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из АХ именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике "мокрого соуса", позволявшей имитировать фотографию. Из его ранних работ особенно выделяются портрет В. М. Максимова (1866) и автопортрет(1867).

Крамской покинул Артель, увлеченный новой идеей - созданием ТПХВ. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

Наследие Крамского очень неравноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление сплошь и рядом наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно.

В картине "Христос в пустыне" (1872), ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встает перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства.

Сам Крамской так объяснял это произведение: "Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье... И вот у меня появляется страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать... И вот однажды, когда особенно был этим занят... увидел вдруг фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении".

Почти на пересечении диагоналей композиции сидит фигура, замкнутая по силуэту, со сцепленными руками. Диагональ из левого нижнего угла в верхний правый разделяет бесцветную, безжизненно серую почву под его ногами и розовый сумеречный пейзаж утра ли, вечера. В цветовом настрое картины, не имеющей ярких контрастов ни тона, ни цвета, все передает ожидание.

В небольшой композиции "Осмотр старого барского дома" (1873-80) Крамской нашел необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени.

Незаурядным произведением оказалась его "Неизвестная" (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью.

Попытка воплотить фантастический мир в картине "Русалки" (1871) обернулась слащавостью. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной "Хохот ("Радуйся, царю иудейский!")" (1877-82), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять-двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив свое бессилие.

Наибольших успехов Крамскому удалось добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Л. Н. Толстого (1873), И. И. Шишкина (1873), И. А. Гончарова (1874), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, М. М. Антокольского (все 1876), Н. А. Некрасова (1877-78), М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879) и др.; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи.

Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: "Полесовщик" (1874), "Созерцатель" (1876), "Мина Моисеев" (1882), "Крестьянин с уздечкой" (1883). Со временем Крамской-портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.

Все же именно в 1880-х гг. он поднялся на новую ступень - добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

Русские писатели. XVII-середина XIX века. Галерея портретов

Автор(ы): Жукова Л.   Издательство: Белый город, 2012 г.  Серия: Наборы репродукций

Цена: 383 руб.   Купить

Произведения русских писателей мы читали и перечитывали на протяжении всей нашей жизни. Как шли они к успеху, что вызывало у них интерес, как оценивали их работу современники? Портреты и небольшие очерки о жизни и творчестве замечательных мастеров - в новом выпуске "Галерея русской живописи". Антон Лосенко. Портрет поэта и драматурга А.П.Сумарокова. 1760 Василий Перов. Портрет историка М.П.Погодина. 1872 Василий Перов. Портрет писателя В.И.Даля. 1872 Василий Перов. Портрет писателя С.Т.Аксакова. 1904 Василий Тропинин. Портрет писателя М.Н.Загоскина. Первая треть XIX в. Василий Тропинин. Портрет поэта А.С.Пушкина. 1827 Владимир Боровиковский. Портрет поэта Г.Р.Державина. 1811 Иван Крамской. Портрет А.С.Грибоедова. 1873 Иван Крамской. Портрет историка П.И.Мельникова-Печерского. 1876 Иван Крамской. Портрет писателя Т.Г.Шевченко. 1871 Иван Крамской. Портрет поэта Н.А.Некрасова. 1877 Илья Репин. Портрет писателя А.Ф.Писемского. 1880 Илья Репин. Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874 Карл Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839 Карл Брюллов. Портрет графа А.А.Перовского. 1836 Карл Брюллов. Портрет писателя Н.В.Кукольника. 1836 Карл Брюллов. Портрет поэта А.К.Толстого в юности. 1836 Карл Брюллов. Портрет поэта В.А.Жуковского. 1837-1838 Неизвестный художник. Портрет М.В.Ломоносова Неизвестный художник. Портрет Н.М.Карамзина Николай Ге. Портрет писателя А.И.Герцена. 1867 Орест Кипренский. Портрет поэта А.С.Пушкина. 1827 Петр Заболотский. Портрет поэта М.Ю.Лермонтова. 1837 Степан Александровский. Портрет поэта Ф.И.Тютчева. 1876 Федор Моллер. Портрет Н.В.Гоголя. 1841.


Галерея портретов. Русские писатели - середина XIX-начало XX века

Автор(ы): Жукова Л.   Издательство: Белый город, 2012 г.  Серия: Наборы репродукций

Цена: 398 руб.   Купить

"Лица, дорогие нации", - сказал о деятелях отечественной культуры И. Репин. Художники полагали за честь сделать портрет писателя, выражая свое отношение к его творчеству. Лучшие образцы "встречи" двух мастеров - слова и кисти - в этой подборке. В XIX и начале XX веков русскими художниками была создана галерея образов великих деятелей отечественной культуры. В этой галерее важное место принадлежит портретам классиков русской литературы. В эпоху расцвета - а в XIX и начале XX веков в литературе было создано немалое количество шедевров - к писателям и поэтам было обращено внимание всего общества. Писателей боготворили, считали "совестью народа". Художники полагали за честь иметь возможность написать портрет "живого классика". Лучшие образцы портретного искусства как результат "встречи" мастеров слова и кисти - в этой подборке. Александр Леонтовский. Портрет князя К. К. Романова Борис Кустодиев. Портрет писателя Д.Л. Мордовцева Валентин Серов. Портрет писателя Н.С. Лескова. 1894 Василий Перов. Яортрет Л.Я. Островского. 1871 Василий Перов. Портрет поэта А.Н. Майкова. 1872 Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 ВасплпйТропиннн. Портрет драматурга А.В. Сухово-Кобылина. 1847 Владимир Шервуд. Портрет историка Д.И. Иловайского. 1882 Иван Крамской. Портрет издателя А.С. Суворина. 1881 Иван Крамской. Портрет писателя Д.В. Григоровича. 1876 Иван Крамской. Портрет писателя И.А. Гончарова. 1874 Иван Крамской. Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879 Иван Крамской. Портрет поэта Я.П. Полонского. 1875 Илья Репин. Портрет историка И.Е. Забелина. 1877 Илья Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1912 Илья Репин. Портрет писателя Л.Н. Андреева. 1904 Илья Репин. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 \лъя FQUUH. Портрет поэта А. А. Фета. 1882 Иоси^ Ъраз. Портрет писателя А.П. Чехова. 1898 Исаак Бродский. Портрет писателя A.M. Горького. 1936 Константин Сомов. Портрет поэта А.А. Блока. 1907 Михаил Нестеров. Мыслитель. Портрет философа И.А. Ильина. 1921-1922 Николай Ярошенко. Портрет поэта и философа B.C. Соловьева. 1895 Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет поэта Н.С. Гумилева. 1909 Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет поэтессы А.А. Ах.матовой. 1914

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Культура и искусство"