КНИГИ        регистрация / вход

Нестеров М.В.

СОДЕРЖАНИЕ: Русский живописец. Последователь критического реализма, мастер религиозной живописи. Биография М. В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)

Русский живописец. Последователь критического реализма, мастер религиозной живописи.

Биография М. В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох. Он учился в МУЖВЗ у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-81, 1884-86), в Петербургской АХ у П. П. Чистякова (1881-84), входил в ТПХВ (как экспонент - с 1889 г., в качестве члена - с 1896 по 1901 г.) и был одним из членов-учредителей СРХ (1903). Поздний же этап его творчества приходится уже на 1930-е гг.

В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла ("Пустынник", 1888; "Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Подблаговест", 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.

Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).

С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х гг. - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.

В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930).

Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в черном", несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

Русская История в картинах. Выпуск 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века

  Издательство: Белый город, 2012 г.  Серия: Наборы репродукций

Цена: 556 руб.   Купить

В третий выпуск вошли картины, посвященные эпохе монголо-татарского ига, ратным победам Александра Невского над шведами и ливонскими крестоносцами, духовным подвигам Сергия Радонежского, мученической смерти русских князей в Орде и победе русских воинов в Куликовской битве. 1. (49) Сергей Архипов. Схватка русских с татарами. XIII век. 1916 2. (50) Алексей Максимов. Враг под стенами 3. (51) Сергей Иванов. Баскаки. 1908 4. (52) Петр Шамшин. Боярин перед походом. 1871 5. (53) Василий Шебуев. Святой Александр Невский 6. (54) Федор Моллер. Ачександр Невский побеждает Ярла Биргера на реке Ижоре. XIX в. Федор Моллер. Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере. XIX в. 7. (55) Федор Моллер. Александр Невский и папские легаты. XIX в. Федор Моллер. Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту. XIX в. 8. (56) Миниатюра. Ледовое побоище с изображением небесного войска и молящихся перед иконой Святой Софии русских святых князей Бориса и Глеба. XVI в. 9. (57) Григорий Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (1794?) 10. (58) Василий Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. 1883 11. (59) Пимен Орлов. Напутствие великого князя Михаила Тверского. 1847 Пимен Орлов. Смерть великого князя Михаила Тверского. 1847 12. (60) Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921 13. (61) Яков Капков. Исцеление митрополитом Ачексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Эскиз 14. (62) Клавдий Лебедев. Проповедь христианства. 1908 15. (63) Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 16. (64) Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия. 1892-1897 17. (65) Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. 1896-1897 18. (66) Эрнст Лисснер. Троице-Сергиева лавра 19. (67) Виктор Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем 20. (68) Николай Некрасов. Куликовская битва. 1904 21. (69) Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. 1922 22. (70) Аполлинарий Васнецов. Оборона города. 1852 23. (71) Андрей Рублев. Троица. 1422-1427 24. (72) Павел Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому. 1861

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Культура и искусство"