Смекни!
smekni.com

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора (стр. 1 из 3)

Пайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан.

Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, радость, непонимание. В свою очередь эти действия формировали у них желание познать эти явления. Можно считать это началом становления эмпирического знания.

В дальнейшем, благодаря развитию словесного искусства, люди стали выражать свои впечатления устно-поэтическим описанием этих явлений. Естественно происхождение и становление словесного искусства проходит долгий путь развития. Это закономерный и общий для истории всех народов процесс. Однако в последующих стадиях развития каждый народ обретает свой путь, свою традицию и развивает свою культуру и язык.

В этом плане киргизы отличаются от других народов тем, что в их истории особую роль сыграл фольклор. В нем целостная система жанров, великолепные эпические памятники, расцвет акынского творчества. Начиная с середины XIX века и поныне ученые изучают особенности акынского творчества, исследуют проблемы развития жанров, описывают их масштабность, однако до сих пор остаются белые пятна в истории кыргызского фольклора.

Одним из этих "нетронутых" проблем является историческое развитие эпического мышления.

Эпическое мышление - это совокупность творческих способов создания фольклорных произведений, особая творческая психология, связанная с гиперболизированным восприятием свойств предметов, явлений природы, качеств вещей и животных.

Применительно к особенностям исторического развития каждого фольклора называют его по-разному: эпической памятью, эпической эпохой, эпическим творчеством. В то же время это связано с неодинаковым восприятием и пониманием этих особенностей.

В одном случае, имея ввиду сохранение эпических памятников в памяти народа называли эпической памятью. В другом случае, определяя характер развития фольклора, дали название "эпическая эпоха". А в третьем случае, изучая возникновение эпических жанров, называли просто эпическим творчеством.

Киргизскому фольклору присущи все названные свойства. Сказители эпоса от поколения к поколению передавали содержание эпоса в полном объеме, сохраняя от мельчайших элементов характера и образов до грандиозных событий и идей. Здесь необходимо отметить и то, что содержание эпоса - это не просто сюжетная канва, но, прежде всего собственное видение каждого сказителя тех или иных героев и описываемых событий. В то же время это живая общенародно принятая творческая традиция. Во-вторых, в долгой истории киргизский народ беспрерывно подвергался нашествию чужеземных врагов. Когда народ, отдельный род или союз племен одерживали победу над врагом - восхваляли богатырей, воспевали великий дух народа, а когда были побеждены - слагали песни о скорбном времени. Словом, эпические сказители создавали эпосы, содержащие в основном исторические события. Естественно, у исследователей этот процесс получил название "эпическая эпоха". И, наконец, особенности творчества сказителей и их великолепное исполнение дали повод для названия "эпическое творчество".

Перечисленные особенности дают основание полагать, что в истории киргизского фольклора все же было эпическое мышление, при помощи которого и создавались грандиозные эпические памятники, и оно воспринималось общенародно, устойчиво обосновавшись в духовной жизни народа. Оно как свойство живого творчества в истории духовной жизни народа становится главной отличительной чертой киргизского фольклора.

Происхождение эпического мышления не было одномоментным, оно имело свою продолжительную историю становления. В этом процессе большое значение имел словесно-поэтический язык, то есть язык, которым владели знатоки истории, народных преданий и фольклора. Будучи одновременно и знатоками, и исполнителями, и хранителями того художественно-поэтического наследия эти типы словесно-поэтического творчества хранили в памяти богатейшую информацию из области древнейших загадочно-фантастических и мифологических представлений родов и племен. Своим знанием и творческим даром они имели огромное влияние на слушателей. Устами этих знатоков создавались и передавались сказочные, фантастические образы зооморфных существ, описывались страшные события и поступки людей, загадочные свойства животных и вещей.

Изучая исторические и фольклорные материалы, особенно творчество акынов-импровизаторов, можно предположительно установить следующие четыре периода развития эпического мышления в истории киргизского фольклора. Надо отметить об условности этих периодов в смысле указанных исторических времен, ибо нет пока научно установленных учеными-историками единой периодизации истории киргизских родов и племен; в то же время она вряд ли имеет большое значение в истории последовательного развития киргизского фольклора и происхождения в нем индивидуального творчества, то есть творчества акына, в целом эпического мышления. Описанные нами особенности и признаки вполне могут быть присущи и другим периодам, что вполне допустимо.

Все же историческая закономерность развития фольклорных жанров и происхождение в нем индивидуального творчества (т. е. творчества акынов) дает основание полагать, что становление и дальнейшее развитие эпического мышления произошли именно в этих периодах. Итак, первый период: IV - VIII века. К этому периоду знатоки старины, традиции, истории и фольклора становятся одновременно и искусными исполнителями. В их репертуаре имеются мифы и легенды о загадочно-фантастических событиях и свойствах людей и животных, а форма исполнения - песенно-словесное красноречие с обилием в нем пословиц и поговорок и других жанров. Такой характер развития фольклора обогащает дискурсивное знание исполнителя, а его способность запоминания превращает его память в клад информации. Способность же к импровизированному песнопению развивает у них элементы художественно-поэтической интуиции, то есть, грубо говоря, умение выбирать нужные рифмы, строки и выразительные средства выражения для изложения содержания своей песни.

Эмпирическое знание тех знатоков может дать слушателям возможность, верно, понимать свойств явлений, к тому же нужно ли понимать их, если они, прежде всего, вызывают восхищение страх, гордость и переживание. И сами исполнители хотят восхитить их, чем дать им разъяснения. А для того, чтобы вызвать сильные эмоции у слушателей нужно такое выразительное средство, которое безоговорочно убедило слушателя в правдоподобии сказания и восхищало услышанные события, поступки и свойства героев. Именно таким средством было художественное преувеличение или как его еще называют исследователи гиперболизация свойств явлений и предметов. Это бесспорный, раз и навсегда обосновавшийся признак эпического мышления в истории устно-поэтического творчества киргизского народа.

Таким образом, в первом периоде формируется эпическое мышление, вследствие чего все знатоки и исполнители разделяются на такие типы индивидуального творчества, как:

1. Ырчы

2. Сынчы

3. Чечен

4. Жомокчу

"Ырчы" - певец-импровизатор, слагающий песню на любую тему без предварительной подготовки, то есть моментально. Их арсенал выразительных средств богат элементами эпического мышления. Однако главное в их творчестве - особая психология творчества, логичность поэтических рассуждений, благозвучие и красота поэтического изложения предметов и явлений. В свою очередь и они делятся на различные типы. В долгой истории в их творчестве формировались свои жанровые виды. Но это уже не входит в наш объект изучения.

"Сынчы" - так называли представителей индивидуального творчества в истории фольклора, которые отличались рациональным мышлением и проницательным умом. Они в основном занимались высказыванием и рассуждением о будущем человека, о скрытых свойствах, качествах внешне незаметных людей, коней, вещей и предметов, связанных с жизнью человека, созданных ими в текстах и высказываниях - обилие признаков и средств эпического мышления.

"Чечены" - представители индивидуального творчества, владеющие мастерством красноречия и иносказания. В их арсенале много эффективных умозаключений, сатиры и юмора, высмеивающих отрицательные черты характера людей. Чечены каждого рода состязались в красноречии и спорах на различные жизненные темы. Они имели огромное влияние на свой род, были советниками главы рода по вопросам взаимоотношения с другими родами, исполняли роль дипломата, разрешали спорные вопросы, тем самым прославляли свой род, поднимали его престиж. Тематика их выступлений разнообразна, охватывает все сферы жизни рода. Они тоже в своем творчестве применяли средства эпического мышления.

"Жомокчу" - (сказитель) так называли талантливых исполнителей эпических памятников и эпосов. Отличаясь особым творческим даром, они знали все созданное в истории народа творческое наследие: мифы, легенды, сказания, сюжетные исторические песни, песни импровизаторов, высказывания исторических личностей, хранили в памяти все сведения, связанные с историей, фольклором и жизнью народа. Свое творчество и исполнение богатырских, мифологических, фантастических эпосов обосновали на эпическом мышлении.

Второй период: VIII - XIV века. В течение этого периода в истории народа происходят различные события: нашествия чужеземных врагов, создание крупных родоплеменных объединений и, наконец, в 840 году полная победа над уйгурами, которые чаще чем другие подвергали нашествию киргизские племена. В дальнейшем в Центральной Азии происходят частые смены династий: власть арабского халифата переходит к саманидам. Их сменяют караханиды. В свою очередь всю Центральную Азию завоевывают монголы под предводительством Чингисхана. А киргизы после той победы укрепляют родоплеменные объединения, смысл которых становится очевидным для каждого. Родовые певцы-импровизаторы восхваляют главы родов и племен за стремление объединиться, прославляется их единство и дружба между ними. Так, легендарный певец IX века Жайсан воспевал подвиги Кыргызхана, предводителя усунов (близких предков киргизов) за то, что он объединил многие племена, побеждал нападавших врагов. Одним словом, воспевание подвигов богатырей, прославление вождей родов и племен становится основной тенденцией в развитии фольклора. Она же стала почвой для дальнейшего развития и укрепления эпического мышления у сказителей.